Открытое занятие по познавательному развитию в старшей «Б» группе «Путешествие Капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Халикова Элеонора Наильевна

Содержание занятия направлено на интеллектуальное развитие детей, формирование познавательных интересов, целостной картины мира исследовательской и продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_kapelki.konspekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЛЕЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 2 КАТЕГОРИИ

ГОРОДА АЛЕЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Открытое занятие по познавательному развитию

в старшей «Б» группе

«Путешествие Капельки»

                   Провела: Халикова Элеонора Наильевна

     

                                                                       воспитатель

                                                                                                     1 квалификационной категории

                                   

Алейск 2013г.

Цель -  Помочь детям понять ценность воды в природе.

Задачи: Совершенствовать знания  детей о значении воды в

                 жизни человека, в животном и растительном мире.

                 Уточнить и закрепить знания детей о свойствах, формах и видах        

                  воды.

                 Формировать представление о круговороте воды в природе.

                 Закрепить навыки работы в лаборатории.

                 Развивать социальные навыки: учитывать мнение  

                 партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою  

                 правоту.

                 Развивать речь, мышление, наблюдение, любознательность.

                 Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к  

                 окружающему миру.

Предварительная работа

1.Беседа с детьми о воде, её роли в жизни человека, в животном и растительном мире.

2.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4.Проведение экспериментов с водой.

5.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Тучка и капельки», «Маленькие человечки», «Разрезные картинки».

6.Наблюдение за водой в природе.

7.Изготовление книжек-малышек, мини-плакатов на тему «Вода».

8.Индивидуальные сообщения детей (работа с родителями):

   « Значение воды для стрекозы», Как добывают воду лесные жители».

 

9.Заучивание стихотворений по теме «Вода».

Персонаж – Капелька

Материалы к занятию: карточки-символы ( «Роль воды в жизни человека»), экологические карточки («Правила обращения с водой»), плакат «Круговорот воды», растение с корнем (в прозрачном стаканчике), приборы

для лаборатории (стаканчики с водой, с соком, с молоком, трубочки), заварочный чайник, травы (малина, смородина, мята), кипяток, чашки.

Дети заходят в зал. Встают в круг. Предлагаю поприветствовать друг друга.

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

«Добрый день!»-  тебе сказали.

«Добрый день!» - ответил ты!

Нас две ниточки связали

(берутся за руки)

Теплоты и доброты!

Воспитатель: Ребята, очень важно начинать свой день с улыбки. Давайте,

                          улыбнёмся друг другу!

Звучит аудиозапись - звуки воды.

Воспитатель: Ребята, слышите какие-то звуки? Что это?

Дети: Вода!!!

Входит печальная Капелька.

Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришел. Ты кто?

Капелька: Я – водяная Капелька.

                    Я – очень всем нужна!

                    Покапаю, покапаю –

                    Получится – ВОДА!

Воспитатель: А почему ты такая грустная? Что случилось?

 Капелька: Как же мне не грустить? Злая ведьма Грязильда сказала, что От воды нет никакой пользы, что она мокрая, неприятная. Если не будет воды. Всем будет сухо и хорошо…

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, права ли ведьма Грязильда?

Дети рассуждают.

Воспитатель:  Что же делать?

Приходим к выводу: Надо рассказать Капельке о пользе воды, убедить её в том, что без неё – без воды, нет жизни на Земле.

Воспитатель:  Ты, Капелька, не расстраивайся. Давайте, все вместе

                           разберемся, где и какая вода бывает на Земле.

                          Капелька, послушай, что наши дети знают о воде. Итак,

Вопросы к детям:

- Где на нашей планете есть вода?

- Где находится соленая?

- Где – пресная?

- Какую воду используют люди для своих нужд? ( пресную, солёную - для  лечения).

Капелька хвалит детей.

Воспитатель: Человек не может без воды. Людям нужно  много воды.

                          Ребята расскажут, как человек использует воду.

Работа с карточками-символами

(Карточки с изображением стиральной машины, лейки, кастрюли, кружки, ванны, ведра со шваброй)

Дети подходят к мольберту  и рассказывают, для каких целей человек использует воду. На каждую карточку крепится капелька из синего  картона.

Капелька хвалит детей.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Наши ребята вместе с родителями, дома, нашли интересные сведения о том, кому ещё в природе нужна для жизни вода.

Капелька: Я с удовольствием послушаю.

Индивидуальные сообщения детей

1 ребенок: «Нужна ли вода зайчикам и белочкам?»

2 ребенок: «Значение воды для стрекозы»

Капелька хвалит детей.

Звучит аудиозапись - «Звуки дождя»

Воспитатель: Ой, а что это? Кажется, дождь начинается…

Коммуникативная игра-массаж «Дождь»

(дети становятся в круг, друг за другом, «паравозиком»)

Дождик бегает по крыше-

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом, бом, бом!

(похлопывание ладонями по спине)

Дома, дома посидите-

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите-

Бом, бом, бом!

(постукивание пальцами  по спине)

Почитайте, поиграйте-

Бом, бом, бом!

А уйду – тогда гуляйте

Бом, бом, бом!

(поколачивание кулачками по спине)

Дождик бегает по крыше-

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом, бом, бом!

(поглаживание ладонями по спине)

Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, чему еще нужна вода?

Дети отвечают: столу, посуде, рыбкам в аквариуме, комнатным растениям...

Капелька: Комнатным растениям? Они, что, тоже пьют? Но ведь у них нет стаканов. Да у них нет даже рта. Как же они пьют?

Дети рассказывают Капельке, как при помощи корней растения поглощают воду. Демонстрация растения с корнем, в прозрачном стаканчике.

Капелька удивляется.

Воспитатель: Вот видишь, Капелька, вода нужна абсолютно всем. Вода – это бесценный дар природы.

Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.

Капелька: Ой, а что это у вас такое интересное?

Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Хочешь поучаствовать?

Капелька соглашается.

Дети садятся за столы.

Опыт №1. Прозрачность воды.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком – нет!

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет!

Опыт № 2. Вода без запаха.

Предложить детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Затем предложить понюхать апельсиновый сок в стакане.

Вывод: вода не имеет запаха, а сок пахнет апельсином.

Опыт № 3. Вода без вкуса.

Воспитатель: Предложить попробовать воду через соломинку, затем – сок.

 

Вывод: Вода не имеет вкуса.

 

Воспитатель: Дети, какими свойствами обладает вода?

Дети: Вода – прозрачная, жидкая, не имеет запаха и вкуса.

 

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Из каких капелек («человечков») состоит вода (метод «маленьких человечков» - ТРИЗ)? Давайте, покажем.

Дети поднимаются с мест.

Воспитатель: Что находится «внутри» воды? Из чего она состоит?

Дети:  Вода состоит из «жидких человечков».

Дети ставят руки на пояс, раскачиваются из стороны в сторону.

Воспитатель: А могут ли «жидкие человечки» стать твердыми? Что необходимо сделать?

Дети: Если воду вынести зимой на улицу, то «человечки» воды станут замерзать и скоро станут твердыми.

Воспитатель: Покажите, как превращаются «жидкие человечки» в твердых.

Дети: «Жидкие человечки», почувствовав, что замерзают – прижимаются друг другу.

Дети взявшись за руки, прижимаются друг другу ( «превращение в твердых человечков»)

Воспитатель: Вода состоит из капелек. В зависимости от температуры, капельки принимают либо жидкое, либо твердое состояние.

Ребенок 1.   Коль нырнуть зимою с вышки,

                      То набьёшь, конечно, шишки.

                      Знать тверда была вода,-

                      Ты ответишь без труда.

Ребенок 2.   Ну, а если прыгнуть в воду

                      В очень теплую погоду –

                      Будешь мокрым ты до нитки,

                      Летом лёд бывает жидким.

 

Воспитатель: Ребята, а зимой, где встречается вода в природе, в виде чего?

Дети: В снегу, в сосульках, в снежинках, во льду.

Воспитатель: Видишь, Капелька, сколько интересного знают дети о воде.

Капелька хвалит.

Воспитатель: К воде нужно относиться бережно. Ребята, а что будет, если воды не будет?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, с вами вспомним правила обращения с водой.

Подходим к мольберту, на котором прикреплены экологические знаки.

Работа с экологическими знаками.

Дети садятся на стульчики.

Капелька: А вот ребята, наверное, не знают, откуда берется вода?

 

Воспитатель: Капелька, дети тебе расскажут, что они знают.

Работа с плакатом «Круговорот воды».

Капелька восхищается.

Ребенок 1.   В природе путешествует вода,

                     Она не исчезает никогда!

                      То в снег превратится, то в лёд,

                      Растает и снова в поход!

Ребенок 2. По горным вершинам,

                    Широким долинам,

                    Вдруг в небо взовьётся,

                    Дождём обернётся.

Ребенок 3. Вокруг оглянитесь,

                    В природу вглядитесь.

                    Вас окружает везде и всегда

 ВСЕ:          Эта волшебница – ВОДА!

 

Воспитатель: Ну, что, Капелька, мы убедили тебя, что вода необходима всему живому в мире? Без воды нет жизни на Земле. Все живое погибнет без воды. Так что, не обижайся на Грязильду. Она сама о воде ничего не знает. Её нужно в детский сад привести и научить всему.

Капелька: Спасибо, ребята. Вы мне очень-очень помогли. Я обязательно передам Грязильде всё то, чему вы научили меня.

А сейчас я хочу угостить вас чаем. Чай не простой, а с травами (малина, смородина, мята).

 

Капелька заваривает чай с различными травами.

Капелька: Попробуйте…

   

Воспитатель: Без воды мы бы не смогли заварить такого вкусного чая!

                         Давайте скажем Капельке спасибо!

 

 Капелька: Ну, а мне пора возвращаться на облачко. Скоро увидимся! До свидания (уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в космос»

Цель: Способствовать расширению знаний о космосе, солнечной системе. Познакомить детей с первыми покорителями космоса, сформировать представление о работе космонавта. Систематизировать знания о п...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. "Путешествие в зимний лес".

Представляю вашему вниманию занятие по познавательному развитию, проводимое во 2 младшей группе, в форме путешествия. Занятие вызвало положительные эмоции у детей....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе «Путешествие в сказку»

Разработка открытого занятия по познавательному развитию(ФЭМН) в средней группе детского сада....

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Цель: Продолжать формировать у детей элементарные математические представления....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в мир профессий»

Цель: создание условий для формирования знаний детей по теме «Профессии взрослых». Задачи: Образовательные: 1. Способствовать успешному усвоению знаний по теме «профес...