Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гадеева Елена Анатольевна

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старшего дошкольного возраста (рабочее название “Путешествие по экологической тропе"). С целью сформировать систему экологических знаний и представление о природных объектах экологической тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

Основная образовательная область «Познание»

Интеграция: «Познание»,   «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд», «Социализация».

Тема: «Путешествие по экологической тропе».

Детский сад: № 65  

Место проведения: территория д/сада  

Возраст: 5-6 лет

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Обучающие задачи:

  • закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы (берёзой, шиповником, цветником, огородом; и их особенностями - строением - ствол, ветви, листья, корни).
  • расширять знания детей о растениях экологической тропы детского сада;
  • углублять знания об условиях, необходимых для роста растений,

об экологических связях между неживой и живой природой.

  • формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

 Развивающие задачи:

  • обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
  • активизировать и обогащать словарь детей (шершавая, гладкая, прохладная, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля).
  • использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
  • развивать связную речь;
  • развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  • воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
  • воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Предварительная работа: 

  • наблюдения в природе.
  • создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.
  • разработка маршрута.
  • заучивание стихотворений.
  • подбор игр, загадок.
  • выполнение физкультурных разминок;
  • чтение произведений художественной литературы с описанием.

Развивающая среда: воздушные шары, конверт (с письмом), ведерко с перчатками, ведра для опыта с сухим и сырым песком, савки, лейка, маски птиц, корзинка с угощением, деревянная поделка Берендей – хранитель экологической тропы.

Тип занятия: комбинированный

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и рассматривание птиц, подвижная игра «Скворушки», правила поведения на природных объектах, чтение стихотворения о березе, сюрпризный момент.

Этапы создания и оформления тропы:

1) детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) подбор хозяина экологической тропы – сказочного персонажа.

4) изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект.

5) составление рекомендаций /для воспитателя/ по работе с детьми на каждом объекте.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оборудование.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченных указателями. В состав экологической тропинки входят  объекты, такие как:

1. «Береза».

2. «Огород».

3. «Летняя лаборатория». (Песочница)

4. «Птичий городок»

5. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

6. «Кустарник».

7. «Цветник»

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Ход занятия:

--Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому, что проводим мы его не в группе, а на улице.

--И, сегодня, у нас на занятии гости, поприветствуем их.

           Придумано кем-то просто и мудро,

           При встречи здороваться «Доброе утро».

           Доброе утро, солнцу и птицам,

           Доброе утро, улыбчивым лицам!

-- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

 

--Ребята, утром я обнаружила необычное письмо. Послушайте его.

«Дорогие мои маленькие друзья! Я – хранитель   экологической тропы Берендей. Я присматриваю за  природой вокруг.   Вам, как моим помощникам, я поручаю

сегодня вместо меня пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. Все ли в порядке?

А за вашу работу я вас отблагодарю.   Предлагаю вам карту-путеводитель, которая  проведет вас к природным объектам, расположенных на территории д/сада, которые я отметил  воздушными шарами».

-- А вот и карта - путеводитель, по которой предлагает нам пройти хранитель  экологической тропы Берендей.

--Ребята, а вы, знаете, что такое экологическая тропа?      /нет/

 А, простая, тропа?      /да/

                   - Это путь, по которому куда-то идут люди;

                   - Это дорожка, у которой есть начало и конец;                                                                                                                                                                                                                                                                                                

             - Она обязательно куда-то ведет.

--Да, конечно, путь, обязательно приводит куда-то или до чего-то. Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет  с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется (необходимо), то и спасти ее от непредвиденных ситуаций.

--Ребята, кто знает, что такое природа?   /это все вокруг нас, это животный и растительный мир/

--Скажите, природа бывает какой?       /живая и неживая/

-- Какие объекты природы  относятся  к живой природе?  /деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, насекомые, животные /  

 --Объясните, почему? /Потому что, они могут расти, дышать, питаться, болеть, плодиться (размножаться)/

 --А, что относится к неживой природе? /небо, тучи, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер/

--Почему? / потому что не растут, не дышат, не питаются и т.д./    

--Хорошо, ребята.  

1объект

Воспитатель смотрит на карту и объявляет:  Первый объект  «Дерево». Отгадайте загадку.

                              Стоит Алёна, Платок зелёный,                                                                                                                                                                    

                Тонкий стан, Белый сарафан.     /Береза/

--Правильно. Ребята, скажите, береза – это объект живой природы или неживой? /живой/

 -- Береза своей красотой вызывает восхищенье, полюбуйтесь ей. Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящают ей песни и стихи. А кто из вас расскажет стихотворение о березе:

                 Люблю березку русскую,

                 То светлую, то грустную.

                 В белом сарафанчике

                 С платочками в карманчиках.

--Молодец. Давайте, прикоснемся к стволу и поздороваемся с ней. /здороваются/                  Рассмотрим строение дерева. Что есть у березки? /корень, ствол, ветки, листья, сережки- плоды/

--Корни, какие?  /......... /   Ствол белый с черными отметинами -- у основания шире;  чем выше, тем тоньше. Ветви – тонкие, длинные (раскидистая крона). Листья – резные. Сережки.............

--Вот, мы и осмотрели березу, скажите, все ли в порядке, ничего ей не угрожает? Растет, живет. Тогда посмотрим в путеводитель и продолжим путь к следующему объекту «Чудесный огород» отмеченного шариком по стрелкам – указателям направления.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой:

Береги природу друг,

будет красота вокруг.

2объект

--Ребята, а что такое огород? /это огражденное место, где выращивают овощи, зелень, ягоды /

--Для чего выращивают овощи? / мы из них готовим пищу, и едим свежими /

--Как называют профессию  человека, который выращивает овощи? /овощевод /

                                   

--Рассмотрите наш огород, назовите знакомые вам растения /ответы детей/. Какие вы еще знаете? --Скажите, растения нашего огорода являются объектами какой природы? / живой /

--А как их выращивают? /рассаду, семена  высаживают в грунт (почву) на грядки, поливают, рыхлят почву, удаляют сорняки/

--Что еще нужно для роста растений? /Солнце – согревает своим теплом, дает свет;

                                                                          Воздух – попадает в почву и они дышат;

                                                                          Вода –  увлажняет почву;

                                                                          Почва – питает растения.    

Посмотрите, в порядке огород: нет ли на грядках сорняков? /есть / Уберем огород от сорняков.

               Детям предлагается выдернуть сорняки (инвентарь - перчатки)

-- Молодцы, теперь посмотрим в карту, следующий объект «Летняя лаборатория»

 Пройдем к ней, не забудем про речёвку

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой:

Береги природу друг, будет красота вокруг.

3 объект

-- Ребята, что перед нами? /песок/  Является ли песок живой природой? /нет, он не умеет питаться и размножаться. Значит это неживая природа./

--А что же он умеет делать? / двигаться, сыпаться, впитывать воду/

Давайте проверим.                

Опыты с песком:

1) Наберем  в ведро песок, теперь  очень медленно будем высыпать его в одно и то же место струйкой .  Образуется конус /горка/, растущий в высоту. Если долго сыпать песок, на поверхность конуса; то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка, похожее на течение.

 Вывод: ПЕСОК МОЖЕТ ДВИГАТЬСЯ!

2) Песок может впитывать воду. Используя воду в лейке, поливаем песок и наблюдаем,  как впитывается вода. Куда подевалась вода? Она впиталась.

Вывод: вода впитывается в песок!

3) Опыт «Свойства мокрого песка»

МОКРЫЙ ПЕСОК нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ, пока не высохнет.

Взять 2 вера или 2 формочки,  одно наполнить сухим песком, другое сырым, перевернуть и снять ведра. Результат: мокрый песок сохранил форму ведра, сухой рассыпался.

Объясните, почему из мокрого песка можно сделать фигурки? / когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани  слипаются и держат друг друга /

 Вывод: МОКРЫЙ ПЕСОК МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ

 4 объект

--Ой, ребята, я что-то слышу, а вы? / Нет, что?/

--Давайте присядем на скамеечку и прислушаемся, /пауза/ что слышите?              Птицы поют.

--Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? /Да, это живая природа, они как и всё живое  - питаются, растут, болеют, размножаются/

Скажите, каких птиц вы знаете? (ответы)

--Ребята, отгадайте загадку: Между веток новый дом

                                                 Нет ни двери в доме том

                                                 Только круглое окошко

                                                 Не пролезет даже кошка    

        /Скворечник/- это объект, сделанный руками человека

--Для каких птиц делают скворечники?  / для скворцов /

--Откуда он взялся на участке?  /мы повесили весной /

-- Кто приготовил это искусственое  гнездовье для птиц?  / наши папы, дедушки /

--Какие еще птицы могут селиться в них? /синички, воробьи, трясогузки/

--Дети, а как мы с вами заботимся о птицах?

        --зимой мы их подкармливаем: насыпаем корм в кормушки: семечки, хлебные крошки, зернышки, крупу;

        --весной мастерим для них скворечники и вешаем их на деревья.

--КАК мы видим, мы потрудились хорошо, на территории нашего сада скворечников  много.

5 объект

--Давайте поиграем  в   П/игру «Скворушки»  -- объект «Спортивный отдых»

Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца-ребенка». Один «скворец» без домика и пары находится в центре игровой площадки.

По сигналу воспитателя «День» «скворцы» вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками-«крыльями». Вместе со всеми играет одинокий «скворец».

По сигналу воспитателя «Ночь»: «Скворцы прилетели!..» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занять его в паре.

Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, а поэтому ждет начала игры, которая повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей.              – Молодцы, повеселились  и размялись.

6 объект

--Пора к следующему объекту, ребята, смотрим в карту  -- объект «Кустарник»

--Ребята, кто из вас знает, что это за растение? / это кустарник/

--Кусты это живая природа или неживая?

Здесь растет куст шиповника. Осторожно, у шиповника есть колючки или шипы, как у розы. Потому его и называют «шиповник». У него и цветы похожи на розу.  В июне он весь покрыт зелеными колбочками. Их почти незаметно в густой листве. В начале июля на верхушке колбочки расцветает розовый цветок. В августе лепестки цветов облетают, колбочки краснеют. А плоды у шиповника очень целебны. Оболочка колбочки сладкая на вкус, но внутри очень много колючих семян. Есть эти колбочки нельзя! Осенью их собирают, сушат и зимой заваривают вкусный, витаминный чай.

--Чем кустарники отличаются от дерева?  /

  1. Кусты не имеют главного ствола, а имеют несколько или много стеблей.
  2. Дерево  выше, чем кустарник.
  3. Корень дерева во много раз мощнее, чем у кустарника.

--Ребята, мы осмотрели с вами шиповник. Он живой-зеленый, растет, и  плодоносит.  Все в порядке?

Ребята, посмотрим на карту, еще есть природный объект «Цветник», давай те перейдем к нему.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой:

Береги природу друг, будет красота вокруг.

7 объект

--Вот наш цветник. Посмотрите внимательно на эти цветы. Кто из вас вспомнит их названия?  /Георгины, циннии, ишольция, лен, октябринки, касмеи, ирисы, календула (ноготки), хризантемы, пионы, ромашки/

Посмотрите, есть цветы цветущие, а некоторые из них не цветут. В чем дело?

--Ирисы цвели в мае; Пионы – в июне; Лен, октябринки и хризантема зацветут позже осенью.

--Скажите, как можно любоваться цветами, не срывая их?/ понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать/

-- Как вы думаете, что необходимо всем растениям для роста и развития?                                                             / хороший уход и природные условия/

--Кто знает, как нужно ухаживать за ними?                                                                                                                 /нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики/  

--Ребята, в нашем цветнике  есть засохшие  листики? /да, есть /  Давайте наведем порядок - уберем сухие листья.                                                                      

                    Детям предлагается убрать засохшие листики (инвентарь - перчатки)

Ну, вот мы и закончили нашу работу. Теперь  наш  цветник  в порядке?  Красивый и благоухает.                                                 Хозяин экологической тропы Берендей будет доволен.  Ребята, посмотрите, а вот и он, наблюдает за нами, как мы трудимся. Посмотрите, он приготовил нам угощение. Давайте скажем – спасибо.

ИТОГ:

-- Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе.

-- Ребята, какие природные объекты д/сада  мы с вами  сегодня осмотрели?                       /Березу, шиповник, цветы, огород, скворечник, летнюю лабораторию/

-- Скажите, что вам запомнилось больше всего?   

-- Вспомните, как мы помогали Берендею? /мы смотрели все ли в порядке с березой и шиповником,  в огороде удаляли сорняки, увлажняли песок в песочнице, убирали сухие листья в цветнике/                                                          

-- Молодцы, ребята. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина/ - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.

Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры.

Попова, Т. И. Мир вокруг нас.

Рыжова, Н. Игры, путешествие в мир природы.

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Ребенок в детском саду. №5, 2007 Лес – наше богатство.