Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в старшей группе по теме «Поёт зима, аукает…» (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Позднякова Лариса Ивановна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к комплексу действий по восприятию картины художника И. Шишкина «Зима»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей

в старшей группе по теме «Поёт зима, аукает…»

(ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к комплексу действий по восприятию картины художника И. Шишкина «Зима»

Задачи:

1.Дать представление о содержании и последовательности экспериментирования с цветом, фактурой и звуками

2. Развивать умение высказывать предположения о взаимосвязи настроения

репродукции и цвета, звука

3. Развивать умение понимать и принимать другую точку зрения сверстника и взрослого.

Форма: экспериментирование

Оборудование:

• Репродукция картины И. Шишкина «Зима» (одна большая и маленькие по

числу детей)

• Магнитная доска, магниты, ткань.

• Бумага, картон, пластик, лоскутки ткани разного цвета, фонарики

• Веточки с разных деревьев

• Мешочки с разным наполнением (соль, крахмал, песок и т.д. )

• CD. Звуки «Скрип снега»

Ход деятельности

- Ребята, я приготовила для вас загадку, но она спрятана за тканью.

- Посмотрите на открытую часть этой загадки и предположите, что или

кто это?

Таня (Лена, Миша…) как вы считаете?

- Почему вы так решили?

- Как же нам узнать, что это за загадка?

(Стоят перед магнитной доской,закрытойтканью.

Высказывают предположения о том, что может находиться за тканью.

Обосновывают свои предположения. Дети могут предложить убрать

ткань и посмотреть, что там. На магнитной доске размещена

репродукция картины, виден только фрагмент, большая часть закрыта

тканью.

Вместе с детьми открывает репродукцию, организует ее рассматривание.

- Это репродукция картины русского художника И. Шишкина, а сама картина

находится в Санкт- Петербурге в Русском музее.

- Совпали ли предположения ребят (Тани, Миши …) с тем, что вы увидели?

Почему?

Репродукция картины художника И. Шишкина «Зима»

Приём вхождения в картину, направленный на развитие умения высказывать

предположения, принимать

- Ребята, а вы когда- нибудь бывали в лесу? А зимой?

- Посмотрите, какой это необычный лес, наверное, он находится

далеко от города.

Посмотрите, сколько снега!

Делятся впечатлениями о своих прогулках в лесу.

Нет ни дорог, ни следов. Попробуем представить, что мы

все вместе очутились в этом лесу.

- А если бы Лена… очутилась там одна? А если вдвоем с Мишей?

- Пофантазируем, кто может оказаться в таком лесу?

Предлагает присесть на воображаемые пенёчки в этом лесу и оглядеться

по сторонам.

- Какие деревья вы видите в лесу?

Предлагает из настоящих веточек сосны, ели, берёзы выбрать те,

которые, по мнению ребят, похожи на деревья, изображённые

художником.

- Посмотрите на ветки деревьев. От каких деревьев эти ветки?

Есть ли такие деревья на картине? Какой же это лес?

- Да, это старый, дремучий, непроходимый лес – еловый бор.

Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?

- А что мы видим на земле? Что видит Лена, Миша …?

(Делятся своими ощущениями присутствия в лесу.

Дети высказывают предположения, о том кто может быть в этом

лесу (художник, охотник, человек заблудился, медведь и т.д.)

( Садятся на стулья перед репродукцией, рассматривают её.

Говорят, какие это деревья, трогают и рассматривают настоящие веточки с

разных деревьев, объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы,

высказывают свои предположения

Приём экспериментирования, направленный на развитие умения

высказывать

- Какая стоит тишина в лесу. Вы слышите ее?

Ничто не шелохнется. И кажется, что все в этом лесу застыло,

замерло. Он заснул, но живой.

CD-диск: звуки скрипа снега

- Послушайте, что о таком лесе пишет поэт (С. Черный)

- Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.

Воспитатель говорит детям, что знает один

секрет и предлагает его разгадать. Включает

звуки скрипа снега.

- А что это за звуки? Когда эти звуки могут появиться в лесу?

- Возьмите мешочки, потрогайте, потрясите их. Что же произошло в

лесу, когда появились такие звуки?

Предлагает каждому взять мешочек с разным наполнителем (мука,

крахмал, соль и т.д.) и всем вместе «поскрипеть» ими.

- Изменилось ли настроение картины?

Вместе с детьми делает вывод, что от звуков

зависит настроение картины. Высказывают предположения.

Подходят к столу с мешочками, трогаютих, трясут, слушают

производимые звуки, высказывают свои предположения, о том меняется

ли у картины настроение в таком звучащем лесу?

Предлагает снова подойти к картине.

- Все в лесу покрыто сияющим снегом. Снег голубоватый в тени и

желтовато-коричневый там, куда падает свет зимнего солнца. Холодно,

морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

- Попробуем представить, как изменилось бы настроение картины,

если бы снег на ней стал серым, фиолетовым

( Подходят крепродукции, рассматривают её. Отвечают на вопросы,

высказывают свои предположения Высказывают предположения,

каким образом белого цвета.

- Как сверкающий белизной снег в лесу

может стать разноцветным?

- Изменилось бы с таким цветным снегом настроение картины?

- Ребята, у меня есть еще один секрет, и я хочу тоже поделиться им с вами.

Предлагает каждому ребенку взять фонарик и материалы разного цвета

и посветить фонариком через них на репродукции.

- Что произошло? Какого цвета стала репродукция у Тани? У Наташи?

- Почему изменился цвет репродукции?

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения

Подходят к столу с фонариками, репродукциями, различными материалами разного цвета. Поочередно светят на репродукции через ткань, бумагу,

пластик разного цвета. Делают выводы, подтверждают или опровергают свои, ранее выдвигаемые предположения.

Прием сочинительства, направленный на развитие умения самим давать

Название картине, понимать и принимать другую точку зрения

сверстника и взрослого.

- В какой картине мы сегодня побывали?

- Лена (Миша…) а как бы ты назвал(а) эту картину? А после того

как мы слышали звуки в этом лесу? А как бы назвали эту картину,

если бы снег остался розовым, зелёным и…?

Сообщает, что И. Шишкин назвал эту картину «Зима».

- Какие секреты мы узнали сегодня?

- Посмотрите, как я зашифровала эти секреты.

Обращает внимание детей на плакат

Подходят к репродукции. Отвечают на вопросы. Пробуют сами дать

название этой картине, как результат комплекса действий

по восприятию картины

- Что бы вы ещё хотели узнать, если попадёте в зимний лес? А на

выставку картин?

-Сегодня мы увидели красоту зимнего леса, укутанного толстым

слоем пушистого снега. Художник Иван Шишкин о зимнем лесе

рассказал красками, а мы ещё звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в области познание "Первый полет" для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о космосе - планеты Солнечной системы; обогащать представления детей о личности космонавтов (смелые, сильные, физически подготовленные,...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по теме "В госте к кедровке"

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Познание" "В гости к кедровке"...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"

Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"...

Конспект совместной образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе на тему "Варежки"

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его к сотрудничеству.  Творческие проц...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми 1 младшей группы в рамках изучения образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие" "Путешествие в страну витаминов"

Тема:Путешествие в страну витаминов"Возраст:2-3 годаЦель: формировать у детей младшего возраста потребность к здоровомуобразу жизни.Задачи:1. Образовательные- познакомить детей с понятием «витамины», ...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста на тему: «Цветы и пчелы»

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей среднего дошкольного возраста на тему: «Цветы и пчелы»...