ФЦКМ Дикие животные зимой.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye_zimoy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15»

Конспект непрерывно образовательной деятельности по  реализации образовательной области «Познавательное развитие» ( ребёнок и окружающий мир) для детей старшего возраста с ОНР по теме по  теме "Животные зимнего леса "

Составитель

 воспитатель Байкалова Н. В.

г. Снежинск

Задачи:

Образовательная область «Познавательное  развитие»

  • Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные.
  • Уточнение и расширение словаря по теме (волчье логово, берлога медведя, лисья нора, дупло белки).
  • Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.
  • Расширить знания детей об образе жизни диких животных в зимний период.
  • Упражнять в составлении изображений животных из 6 частей.
  • Развивать познавательный интерес к миру животных. 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и высказывания других детей.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Закрепить и активизировать в речи детей названия детёнышей диких животных в ед. и мн. числе.
  • Продолжать формировать у детей умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать объяснительную речь.

Методы и приемы: целеполагание,  художественное  слово,  беседа, вопросы,   д/игры и упражнения, помощь, физминутка,  поощрение,  рефлексия.

Индивидуальная работа: Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные – Байгинин Д, Бутузов К, Злобин Д., Лашку А., Лашку Д.

Дифференцированный подход: - детям II гр. поиграть в игру «Назови и покажи?»  (для закрепления названий диких животных).

Материалы к занятию:

Разрезанные на 6  частей картинки из набора "Лесные животные"(белка, волк, ёж, заяц, лиса, лось, медведь), иллюстрации с изображением диких животных и их детёнышей.

Предварительная работа:

Чтение энциклопедической и худ. литературы;

разгадывание загадок о диких животных и их детёнышах;

рассматривание иллюстраций и фото.

Ход НОД

Оргмомент. Выставить картинки. Педагог: Кто лишний? (Про диких животных).

Дети: собака.

Воспитатель: Почему?

Дети: Собака домашнее животное, а остальные дикие.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года.

 Дети: Сейчас время года зима.

Воспитатель: Зима щедро укутала землю серебром снежинок, защищая её от мороза. Красиво стало и в лесу.

-Хотите оказаться в зимнем лесу и узнать, как живут в эту пору его обитатели?

Дети:  Да.

Воспитатель:  Для этого необходимо надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:"Зимний лес, открой нам свои тайны. "

-Животных в лесу много, но увидеть их непросто, т. к. они очень хорошо научились прятаться от людей. Чтобы их увидеть, надо собрать картинки диких животных из частей. (Дети по трое подходят к столам, на которых расположены части картинок, и составляют изображения животных.)

-Молодцы, быстро справились с заданием! А теперь расскажу вам о каждом звере по порядку:

  • -К зиме у медведя отрастает густая шерсть. Медведь за осень накапливает толстый слой жира, который греет и питает его зимой. Под корнями поваленного дерева медведь устраивает себе берлогу. В заснеженной берлоге медведь спит до весны. Медведь на одном ухе спит, другим слушает. Спит он чутко: при шуме просыпается и вылезает наружу. Медведица зимует вместе с медвежатами в одной берлоге.
  • Ёж питается мелкими грызунами, змеями. К зиме корм добывать трудно, он сворачивается в клубочек и спит. Зимнее жилище ежа напоминает большую кучу, состоящую из соломы, листьев и мха.
  • Мех зайца становится белым и таким тёплым, что он долгое время может отдыхать на снегу.  В сильные морозы заяц забирается в снежные норы-пещеры под стволами поваленных деревьев. Питается заяц корой кустарников и деревьев, поедает ветки. Спасают зайца от врагов быстрые ноги, белый цвет меха и умение запутывать следы и возвращаться на прежнее место.
  • Белка меняет шубку с рыжей на серую. У белки большой и пушистый хвост, который служит ей рулём и парашютом во время прыжков с ветки на ветку. Белка живёт в дуплах и гнёздах. В домике подстилка из сухой травы для тепла. В сильные морозы белка не выходит из дупла. Питается белка семенами еловых шишек и запасами кормов, заготовленных с осени.
  • Волк- опасный хищник. Зимой волки живут стаями. Стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. На охоту волки выходят ночью. Они подходят к деревням и городам, нападают на домашних животных,   птиц, дворовых собак.
  • У лисы к зиме отрастает пушистая шерсть, охраняющая её от морозов. Пищу зимой добывать трудно, лиса охотится за зайцами, мышами, ловит под снегом куропаток. В зимнее время у лисы под любым кустом дом: свернётся клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос, чтобы не замёрз, и спит.
  •    Лось - огромное животное, ему нужно много еды. Зимой её добывать сложно. Лоси бродят по лесу стадами, питаются корой и ветками деревьев и кустов, но это корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. Бурая толстая шкура надёжно защищает его от морозов.

Физминутка:

Вот студёною зимой, Ветер дует ледяной

дети машут руками

И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий.

дети крутят руками

Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса, Притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит.

дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают дети машут руками

Но утихла злая вьюга, Белой стала вся округа.

потягивания-руки в стороны

Солнце светит в небесах.

потягивания-руки вверх

Скачет по полю лиса.

прыжки

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся  

ходьба

и домой к себе вернёмся.

дети садятся

Педагог. Ребята, почему эти животные называются дикими.

Дети:  Эти животные называются дикими, потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду и заботятся о жилище для себя и своих детёнышей.

Воспитатель: От чего зависит название "хищное" и "травоядное" животное.

 Дети: Хищные питаются мясом, а травоядные - травой, листьями, ветками деревьев.

Игра "Четвёртый лишний"

  • волк, лиса, медведь, заяц (медведь впадает в спячку)
  • собака, барсук, ёж, медведь (собака домашнее животное)
  • заяц, волк, ёж, лиса (заяц травоядное животное)
  • лось, кабан, олень, медвежонок (медвежонок детёныш)

Игра со снежным комочком "Назови детёныша"(в ед. и мн. числе)

  • у волчицы - волчонок, волчата;
  • у зайчихи - зайчонок, зайчата;
  • у лисицы - лисёнок, лисята и т. д.

Вот мы и навестили лесных обитателей, пора возвращаться. Снимайте шапки невидимки, мы-в детском саду.

Рефлексия

 Что интересного вы сегодня узнали?

О жизни какого дикого животного вы хотели бы узнать больше?

Что было трудно на занятии?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная разработка НОД по ФЦКМ "Дикие животные зимой"

Мультимедийная разработка НОД по ФЦКМ "Дикие животные зимой"  использовалась при аттестации. Для уменьшения объема презентации пришлось убрать фотографии НОД, ссылки....

Конспект НОД по ФЦКМ "Дикие животные наших лесов".

Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Развивать связную речь,внимание,память,мышление.....

конспект интегрированной ООД Познавательно- речевое ФЦКМ "Дикие животные" старшая группа

интегрированной ООД Познавательно-речевое. ФЦКМТема: «Дикие животные»(старшая группа)...

Конспект ФЦКМ "Дикие животные зимой"

Закрепить знания о жизни зимой в лесу. питании, урожнять в словообразовании....

Конспект НОД по ФЦКМ на тему "Дикие животные зимой"

laquo;Дикие животные зимой»Цель: расширить знания детей о диких животных.Задачи:-упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в ...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»

Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защ...

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет

Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...