Открытое занятие "Поиск правил на природе" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Абрамова Светлана Александровна

Цель: Привлечь внимание к проблеме мусора, найти возможные пути уменьшения их количества, в том числе и путем придания «второй жизни» использованным вещам.

Образовательные задачи: закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе; формировать навыки практического взаимодействия с мусором; закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;

Развивающие задачи: обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;

Воспитывающие задачи: воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал: Различные виды мусора; 2 банки: с чистой водой и с грязной, в которой плавает мусор; 2 поддона с почвой: на одном –почва с травой и с цветами, на другом - пожухлая трава под мусором; фильтр для очистки, плакат «Экологические знаки».

Раздаточный материал: бумажные тарелки, экологические знаки.

Аудиозаписи: звук природы, запись слов Старого башмака, плюс «Вместе весело шагать..»

Персонажи: Королева природы, старый башмак.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Хочу вас сегодня пригласить отдохнуть на природе, увидеть красивый лес, чистые полянки, прозрачную речку, свежий воздух, услышать удивительное пение птиц. Отдохнет, наберемся сил. Согласны ли вы отправится?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Ну тогда давайте вместе с вами встанем со стульчиков и споем нашу любимую песенку «Вместе весело шагать»..

Вдруг перед ребятами падает старый рваный башмак и начинает «разговаривать».

  1. Основная часть.

Башмак (аудиозапись): Ух, наконец-то я вырвался оттуда! Там, в Королевстве природы, такой бардак, что и полежать спокойно негде! Кругом горы мусора, запах стоит отвратительный. А все потому, что Королева потеряла правила поведения на природе. И помочь то ей некому. Ха-ха-ха! Полежу –ка я здесь.

Воспитатель: Ребята! Как некому! А мы? Ведь если мы сегодня не поможем Королеве природы, то завтра, вслед за башмаком, и другой мусор перелетит к нам. Давайте отложим свой отдых и отправимся в Королевство природы наводить порядок, поможем Королеве отыскать правила поведения. А ты, башмак, отправляйся пока в мусорный контейнер. Согласны ли вы помочь Короле природы отыскать правила?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы попасть в Королевство природы, закройте глаза и скажите 3 раза: «Крибле, крабле, бумс».

Выходит Королева природы под музыку.

Королева природы: Здравствуйте, ребята! Я Королева природы!

У меня очень грустное настроение. В моем Королевстве большая беда: чистых городов, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я хочу защитить свою природу, так как от этого зависит здоровье жителей королевства. Я разработала «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правила никто не должен был нарушать. Но мои золотые правила пропали, и жители забыли про них. Ребята, вы поможете мне их отыскать? 

Ответ детей: Да!

Королева природы: Чтобы отыскать первое правило, необходимо решить одну проблему. Послушайте, что произошло с Незнайкой. Он рассказал мне одну историю, послушайте:

- Пришел он однажды на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. «Непорядок, как не красиво» - подумал он, «мусор нужно убрать. Собрал он весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Он сидел и радовался, какой я молодец!»

Королева природы: Ребята, правильно ли поступил Незнайка? 

Ответ детей: Нет!

Королева природы: Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а другой – вода из речку, в которую Незнайка выбросил мусор. Чем отличается вода в банках? 

Ответы детей: чистая и грязная вода в банках.

Королева природы: Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения?

Ответы: Нет!

Королева природы: А теперь понюхайте воду в банках! Какая вода?

Ответ детей: Плохо пахет.

Королева природы: Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет. Хотели бы вы искупаться в такой речке? 

Ответ детей: Нет!

Королева природы: В грязной воде купаться запрещено! Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме? 

Ответ детей: очистить

Королева природы: Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать. Давайте и мы с вами очистим грязную воду из банки (Пропускают воду с мусором через фильтр.)

Королева природы: Стала ли вода прям чистая при очищении?

Ответы детей: Нет!

Королева природы: Правильно, поэтому речки не стоит загрязнять потому что не очищается с первого раза как нужно.

Воспитатель: А вот и первое правило:

Если чистый водоем,

Хорошо купаться в нем.

Воду не загрязняйте,

В нее мусор не бросайте!

Королева природы: Ребята, когда в моем королевстве жили по правилам, то всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора, запах плохой, птицы улетели в другие королевства. Давайте продолжим искать правила поведения. Ребята, необходимо решить следующую проблему.

(Королева природы показывает детям поддоны с почвой.)

Посмотрите, на одном поддоне –мини-полянка с сочной травкой, с цветами. На другом - почва с редкой, пожухлой травой, на ней находится мусор: консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики. Сравните эти полянки.

Королева природы: Ребята, в чем отличие травы под мусором?

Ответ детей: на одном поддоне почва чистая, а на другом загрязненная.

Королева природы: Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей не хватает?

Ответы детей: что под мусором траве не хватает света, воды во время дождя.

Воспитатель: А вот и второе правило поведения!

«Мусор на поляне траве расти мешает,

из-за него растениям света не хватает.

Люди, мусор не бросайте,

жизнь растений уважайте!

Оставлять мусор нельзя.

Не поленимся друзья!

Мусор тут в лесу чужой,

заберем его с собой».

(Полянка с мусором).

Королева природы: Смотрите, перед вами полянка, оставленная жителями моего королевства после отдыха. Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. И наесться, и напиться. Но…вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим мусор на полянке. Какие виды вы здесь видите?

Ответ детей: стекло, пластмасса, бумага, металл, органические отходы.

Королева природы: Почему нельзя оставлять мусор на земле?

Ответ детей:  Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.

Воспитатель:А вот и третье правило!

«Каждую бумажку, бутылку, жестянку

Надо в отдельный контейнер кидать.

Только тогда ощутив эту свалку,

Мы ощутим чистоты благодать!»

Королева природы: А из использованного мусора, предлагаю сделать и полезную вещь- экологические знаки, которые мы оформим на плакат, чтобы жители королевства не забывали о них.

Воспитатель: Но перед работой мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

«По малину»

Я малину собираю,

(изображаем сбор ягод)

С веток ягоды снимаю,

Подожди ещё немножко,

Будет полное лукошко.

(фигурка – корзинка – две ладошки вместе образуют корзинку)

 Дети выполняют аппликацию: вырезают из бумаги картинку с текстом и наклеивают её на пластиковую тарелочку, а потом рассказывают о них и приклеивают на общий плакат.

Королева природы: Дорогие ребята! Вы помогли мне найти потерянные правила поведения жителей на природе. Теперь в моем королевстве будут чистые речки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся и защебечут. Спасибо Вам большое. Вы так славно потрудились! Вам пора возвращаться. Закройте глаза и скажите три раза: «Крибле, крабле, бумс».

Королева природы уходит.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: С возвращением вас, ребята!

Воспитатель: Ребята, какое мы с вами важное дело сделали!

Как много мы с вами узнали! Давайте расскажем нашим гостям, где мы были, что делали, какие правила поведения на природе мы теперь запомним навсегда, и как много нам надо сделать на нашей планете, чтобы она оставалась чистой.

Ответы ребят: Мы сегодня помогали Королеве природе найти правила, проводили опыты с водой и делали плакат экологических знаков.

Воспитатель: Правильно, ребята! И вы должны напоминать об этом своим родителям, своим друзьям и знакомым.

Воспитатель: Ребята, вот теперь можно и отдохнуть! Запевай:

«Вместе весело шагать по просторам…» (Уходят)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_abramova-nosenko.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/С № 39 «РОМАШКА»

Конспект интегрированного занятия

(интеграция областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи»)

«Поиск правил на природе»

для детей старшей группы

                                                                                                  Подготовили и провели:

                                                                                Воспитатели:

  Абрамова С.А., Носенко Ю.А.

                                                                                       

                                                                                                                             

г. Видное,2021 г.

Цель: Привлечь внимание к проблеме мусора, найти возможные пути уменьшения их количества, в том числе и путем придания «второй жизни» использованным вещам.

Образовательные задачи: закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе; формировать навыки практического взаимодействия с мусором; закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;

Развивающие задачи: обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;

Воспитывающие задачи: воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал: Различные виды мусора; 2 банки: с чистой водой и с грязной, в которой плавает мусор; 2 поддона с почвой: на одном –почва с травой и с цветами, на другом - пожухлая трава под мусором; фильтр для очистки, плакат «Экологические знаки».

Раздаточный материал: бумажные тарелки, экологические знаки.

Аудиозаписи: звук природы, запись слов Старого башмака, плюс «Вместе весело шагать..»

Персонажи: Королева природы, старый башмак.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Хочу вас сегодня пригласить отдохнуть на природе, увидеть красивый лес, чистые полянки, прозрачную речку, свежий воздух, услышать удивительное пение птиц. Отдохнет, наберемся сил. Согласны ли вы отправится?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Ну тогда давайте вместе с вами встанем со стульчиков и споем нашу любимую песенку «Вместе весело шагать»..

Вдруг перед ребятами падает старый рваный башмак и начинает «разговаривать».

  1. Основная часть.

Башмак (аудиозапись): Ух, наконец-то я вырвался оттуда! Там, в Королевстве природы, такой бардак, что и полежать спокойно негде! Кругом горы мусора, запах стоит отвратительный. А все потому, что Королева потеряла правила поведения на природе. И помочь то ей некому. Ха-ха-ха! Полежу –ка я здесь.

Воспитатель: Ребята! Как некому! А мы? Ведь если мы сегодня не поможем Королеве природы, то завтра, вслед за башмаком, и другой мусор перелетит к нам. Давайте отложим свой отдых и отправимся в Королевство природы наводить порядок, поможем Королеве отыскать правила поведения. А ты, башмак, отправляйся пока в мусорный контейнер. Согласны ли вы помочь Короле природы отыскать правила?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы попасть в Королевство природы, закройте глаза и скажите 3 раза: «Крибле, крабле, бумс».

Выходит Королева природы под музыку.

Королева природы: Здравствуйте, ребята! Я Королева природы!

У меня очень грустное настроение. В моем Королевстве большая беда: чистых городов, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я хочу защитить свою природу, так как от этого зависит здоровье жителей королевства. Я разработала «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правила никто не должен был нарушать. Но мои золотые правила пропали, и жители забыли про них. Ребята, вы поможете мне их отыскать? 

Ответ детей: Да!

Королева природы: Чтобы отыскать первое правило, необходимо решить одну проблему. Послушайте, что произошло с Незнайкой. Он рассказал мне одну историю, послушайте:

- Пришел он однажды на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. «Непорядок, как не красиво» - подумал он, «мусор нужно убрать. Собрал он весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Он сидел и радовался, какой я молодец!»

Королева природы: Ребята, правильно ли поступил Незнайка? 

Ответ детей: Нет!

Королева природы: Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а другой – вода из речку, в которую Незнайка выбросил мусор. Чем отличается вода в банках? 

Ответы детей: чистая и грязная вода в банках.

Королева природы: Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения?

Ответы: Нет!

Королева природы: А теперь понюхайте воду в банках! Какая вода?

Ответ детей: Плохо пахет.

Королева природы: Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет. Хотели бы вы искупаться в такой речке? 

Ответ детей: Нет!

Королева природы: В грязной воде купаться запрещено! Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме? 

Ответ детей: очистить

Королева природы: Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать. Давайте и мы с вами очистим грязную воду из банки (Пропускают воду с мусором через фильтр.)

Королева природы: Стала ли вода прям чистая при очищении?

Ответы детей: Нет!

Королева природы: Правильно, поэтому речки не стоит загрязнять потому что не очищается с первого раза как нужно.

Воспитатель: А вот и первое правило:

Если чистый водоем,

Хорошо купаться в нем.

Воду не загрязняйте,

В нее мусор не бросайте!

Королева природы: Ребята, когда в моем королевстве жили по правилам, то всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора, запах плохой, птицы улетели в другие королевства. Давайте продолжим искать правила поведения. Ребята, необходимо решить следующую проблему.

(Королева природы показывает детям поддоны с почвой.)

Посмотрите, на одном поддоне –мини-полянка с сочной травкой, с цветами. На другом - почва с редкой, пожухлой травой, на ней находится мусор: консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики. Сравните эти полянки.

Королева природы: Ребята, в чем отличие травы под мусором?

Ответ детей: на одном поддоне почва чистая, а на другом загрязненная.

Королева природы: Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей не хватает?

Ответы детей: что под мусором траве не хватает света, воды во время дождя.

Воспитатель: А вот и второе правило поведения!

«Мусор на поляне траве расти мешает,

из-за него растениям света не хватает.

Люди, мусор не бросайте,

жизнь растений уважайте!

Оставлять мусор нельзя.

Не поленимся друзья!

Мусор тут в лесу чужой,

заберем его с собой».

(Полянка с мусором).

Королева природы: Смотрите, перед вами полянка, оставленная жителями моего королевства после отдыха. Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. И наесться, и напиться. Но…вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим мусор на полянке. Какие виды вы здесь видите?

Ответ детей: стекло, пластмасса, бумага, металл, органические отходы.

Королева природы: Почему нельзя оставлять мусор на земле?

Ответ детей:  Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.

Воспитатель:А вот и третье правило!

«Каждую бумажку, бутылку, жестянку

Надо в отдельный контейнер кидать.

Только тогда ощутив эту свалку,

Мы ощутим чистоты благодать!»

Королева природы: А из использованного мусора, предлагаю сделать и полезную вещь- экологические знаки, которые мы оформим на плакат, чтобы жители королевства не забывали о них.

Воспитатель: Но перед работой мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

«По малину»

Я малину собираю,

(изображаем сбор ягод)

С веток ягоды снимаю,

Подожди ещё немножко,

Будет полное лукошко.

(фигурка – корзинка – две ладошки вместе образуют корзинку)

 Дети выполняют аппликацию: вырезают из бумаги картинку с текстом и наклеивают её на пластиковую тарелочку, а потом рассказывают о них и приклеивают на общий плакат.

Королева природы: Дорогие ребята! Вы помогли мне найти потерянные правила поведения жителей на природе. Теперь в моем королевстве будут чистые речки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся и защебечут. Спасибо Вам большое. Вы так славно потрудились! Вам пора возвращаться. Закройте глаза и скажите три раза: «Крибле, крабле, бумс».

Королева природы уходит.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: С возвращением вас, ребята!

Воспитатель: Ребята, какое мы с вами важное дело сделали!

Как много мы с вами узнали! Давайте расскажем нашим гостям, где мы были, что делали, какие правила поведения на природе мы теперь запомним навсегда, и как много нам надо сделать на нашей планете, чтобы она оставалась чистой.

Ответы ребят: Мы сегодня помогали Королеве природе найти правила, проводили опыты с водой и делали плакат экологических знаков.

Воспитатель: Правильно, ребята! И вы должны напоминать об этом своим родителям, своим друзьям и знакомым.

Воспитатель: Ребята, вот теперь можно и отдохнуть! Запевай:

«Вместе весело шагать по просторам…» (Уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» - «Природа весеннего леса». Педагоги : Соловьева Наталья Петровна, Халикова Валентина Владимировна

Цель: Развивать логическое мышление, умение  ориентироваться, сравнивать и обобщать. Закреплять умение считать, решать простейшие арифметические задачи....

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «КВН «Знатоки природы».

Цель: формировать познавательный интерес к миру природы.Задачи:• обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях и птицах;• упражнять в составлении предложений, и умении заканчивать начат...

Конспект летнего мероприятия Тема: «Помоги Иванушке вернуться домой. (ОБЖ: правила поведения с незнакомцами, в природе) старшая группа

Цель: научить детей правилам поведения с незнакомыми людьми, развивать у детей понимание взаимозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе, воспитывать любов...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (5 – 6 лет) «Поможем Матушке природе»

Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи:образовательные    - обобщение предста...

Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию «Безопасность в природе». Старшая группа.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическая культура, художественно-эстетическое.Цель: создать условия для закрепления знаний детей об элементарных правилах безопасности...