"Ознакомление с древним промыслом народа Саха-куйуур"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Ирена Михайловна Белолюбская

«Ознакомление с древним промыслом народа Саха -Куйуур»

Старшая возрастная группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД32.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №2 «Василек» ГО Жатай

«Ознакомление с древним промыслом народа Саха -Куйуур»

Старшая возрастная группа

Воспитатель: Белолюбская Ирена Михайловна

Технологическая карта ООД

Цель: Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям; формировать у детей интерес к истории культуры ; воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта предков, любовь к родному краю.

 Задачи:

- пробуждать интерес детей к древнему промыслу народа Саха «Куйуур»

- развивать память, воображение, мышление;

- развивать крупную и мелкую моторику детей;

- развивать речь детей;

- воспитывать культуру общения, уважение к природе и друг к другу.

Предварительная работа:

- ознакомление с разновидностью рыб;

- ознакомление с жизнью и творчеством П.А.Ойунского

-ознакомление с традиционными промыслами народа Саха

-чтение художественной литературы, беседы

-

Материал и оборудование:

- слайды «необходимый материал для традиционного промысла Куйуур»;

-макеты предметов;

- слайды разновидности рыб Якутии

- анимация «Ого куйуурдуу турара»

- заготовка «Рыба-карась без чешуи» (из картона вырезать форму,поверхность залепить пластилином)

- соленое  тесто; пластилин; кружочки из бумаги; клей карандаш

- макет озера и лунки

-олбох (детям                                

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный.

Включение детей в образовательную деятельность, мотивация;

Включение музыки –

Посмотрите ребята сегодня к нам пришли гости . Давайте поздороваемся с ними.

Я здороваюсь везде – дома и на улице (поочередно показывать правую и левую руку)

Даже «Здравствуй» говорю я знакомой рыбке (изобразить движение рыб)

Здравствуй солнце золотое (обеими руками описать круг) 

Здравствуй небо голубое (обе руки вверх)

Здравствуй теплый ветерок (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками)

Здравствуй низенький пенек (присесть)

Здравствуй утро (правая рука вперед)

Здравствуй день (левая рука вперед)

Нам здороваться не лень (руки на поясе)

Дети входят в зал за воспитателем. Здороваются с гостями выполняют основные движения в кругу, повторяя за воспитателем

Организационно – поисковый.

Основная часть

Молодцы, а теперь давайте с вами удобно расположимся сядем в круг. сегодня мы с вами поговорим о

«Древнем промысле народа Саха –Куйуур!»

Куйуур – это один из древнейших традиционных промыслов якутов. Этот своеобразный способ ловли рыбы возможен только в Якутии. Такого вида рыбной ловли нигде больше нет!

Как только спадут морозы, народ начинает готовиться к куйууру. Рыба, теснимая нарастающим от лютых морозов льдом, собралась в больших количествах зимовать в излюбленные омуты. Мастера начинают мастерить куйуур – небольшую сетку-сак, прикрепленную к обручу.Обруч носит название «куя», делается из дерева, но нынешние мастера применяют современные материалы. Эта круглая часть сачка крепится хитроумным способом к длинному древку - мангкы. Рукоять сачка куйуура должна быть достаточно длинной до трёх метров, и делается она из прочных пород дерева. Наиболее подходящим для этого является осина – прочная, упругая и легкая древесина.

вот ребята посмотрите у нас есть макеты этих предметов можете подойти  посмотреть подержать.

Наступивший год по якутскому календарю славится годом духа «Байанай» так давайте и мы свами перевоплотимся в охотников, рыбаловов и пусть дух охоты и рыбалки «Байанай» благословит нас! (видео ролик с Байанай).

 Но для начала давайте поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде   дается 1 очко.

Воспитатель: Давайте разделимся на две команды и начнем нашу игру. За каждый правильный ответ я буду раздавать по одной рыбке в конце посчитаем у какой команды их будет больше.

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

-  Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы,  которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи  и др.)

- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

- Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

- Как  можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Молодцы ребята! Давайте посчитаем и подведем итог нашей игры.

Ребята земля наша Якутия известна не только полезными ископаемыми а еще и разнообразием подводных жителей т.е рыб. Давайте обратим внимание на экран и посмотрим какие же еще рыбы обитают на наших реках и озерах

Как мы видим разнообразностей рыб в наших реках и озерах очень много. И на каждый сезон и на каждую рыбу имеются свои методы добычи. Какие мы знаем?

Дети: на удочке, на сети итд

Воспитатель:  Правильно ребята. А сегодня мы с вами говорим о самом древнем промысле народа Саха-Куйуур!

Куйуур –это промысел на карасей. Карась который обитает на наших многочисленных, прекрасных озерах  самая ценная вкусная питательная рыба, содержит много витаминов, фосфора для развития ума. Что необходимо было, для поддержания здоровья, наши предки все это знали и очень любили карасей.

А теперь давайте отдохнем, встанем в круг и будем выполнять движения под очень хороший якутский народный мотив!

Отдохнули молодцы.

Посмотрите ребята кто это (Показ портрета). Да правильно!

Есть у народа Саха писатель, ученый-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы  Платон Алексеевич Ойунский у него очень много произведений и для детей и для взрослых. С его творчеством мы тоже познакомились какое произведение вы можете назвать?

правильно, и одно из его произведений я предлагаю просмотреть

Анимация – (фрагмент) «ого куйуурдуу турара» ( воспитатель рассказывает краткое содержание перевод)

Посмотрите, ребята у меня есть рыба.

 На какую рыбу она больше похожа? Но, чего то в ней не хватает?  

правильно ребята это карась и действительно у нее совсем нет чешуи. Надо рыбке помочь! Как мы это сделаем?

правильно конечно из всего что вы мне сказали можно изготовить чешую для нашего карася.

А я вам предлагаю изготовить чешуйки из чего вы пожелаете. Посмотрите, у нас на столе есть соленое тесто, кружочки из бумаги, есть и пластилин, пайетки….

Давайте встанем вокруг стола и примемся за работу!

Какой получилась наша рыбка?

Теперь мы точно готовы идти на «Куйуур», мы знаем названия необходимых предметов, мы знаем на какую рыбу будем охотится, где она обитает и как она выглядит.

Сейчас мы с вами

 сперва соберем все нужное и отправимся на ближайшее озеро! Вы готовы дети?

Вот  ребята мы на месте, на озере! На природе чтобы не испугнуть духа «Байанай» надо соблюдать тишину и порядок! только вот у всех озер есть свои имена. Давайте и мы придумаем название нашему озеру?

Вот так здорово! теперь и у нашего озера  есть название. У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. И чтобы сдобрить духов всегда сперва просили разрешения на охоту на рыбалку итд. и мы с вами будем соблюдать традиции и обычаи ! Попросим духа нашего озера угостить нас вкусными карасями. (обряд  расположить 8 оладушек).

Имитация куйуура (сюрпризный момент!)

Рефлексия:  


Просматривают слайды «необходимые предметы».

Подходят смотрят на макеты предметов

-Дети встают смотрят  задают вопросы

Просмотр видео обращение «Байанайа»

Дети делятся на две команды и отгадывают загадки про рыб

Команды с помощью воспитателя ведут счет и подводят итог

Просматривают слайды про рыб Якутии

Отвечают на вопрос (на сети, на удочке)

Дети вместе с воспитателем выполняют имитацию движений «Куйуур»

читали….учили переводили эпос Олонхо «Ньургун Боотур стремительный», загадки итд

Дети называют произведения  П.А.Ойунского

Просмотр фрагмента мульт.анимации «Ого куйуурдуу турара»

-Смотрят на рыбу анализируют делают вывод

Похожа на карася, не хватает чешуи

-подают идеи из чего можно сделать чешую

ответы. Красивой, яркой, необычной итд…

-Даа!

Собирают нужный предметы и идут за воспитателем к озеру

-Варианты (выбрать)

Внимательно слушают воспитателя соблюдают правила поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России....

Промыслы народов Югры

Презентация содержит фотографии традиционных народных промыслов народов севера....

«Древняя столица народа русского - Москва»

«Древняя столица народа русского - Москва»Конспект занятия из цикла «Ознакомление с окружающим миром» Задачи:Образовательные:Формировать представления о России, как о родной стране.Активизировать...

Презентация "Ремесла и промыслы народов России"

ull;Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга....

Проект " Промыслы народов России"

Музей в чемодане Проект " Промыслы народов России"...

«Национальные народно-прикладные промыслы народов России»

Конспект занятия  в форме беседы.Цель: познакомить с национальными народно-прикладными промыслами народов России....