«Национальные народно-прикладные промыслы народов России»
план-конспект занятия

Комплексно-краеведческий музей «Исток»

Конспект занятия  в форме беседы.

Цель: познакомить с национальными народно-прикладными промыслами народов России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в форме беседы

«Национальные народно-прикладные промыслы народов России» 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, двигательная.

Цель: познакомить с национальными народно-прикладными промыслами народов России.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить знания детей о дымковской игрушке, гжели, городецкой росписи;

-познакомить детей с творчеством народных мастеров Дагестана, Севера, Дальнего востока;

-активизировать словарь детей;

-учить применять художественные навыки в работе.

Воспитывающие:

-прививать интерес к окружающему миру;

-развивать художественный вкус, чувство цвета и ритма;

-воспитывать гордость за работу мастеров России.

Развивающие:

-познакомить детей с историей и истоками народного творчества;

- познакомить с этапами изготовления гончарных изделий, тувинских игрушек, берестяных туесков;

- познакомить с элементами росписи нанайских халатов;

-воспитывать интерес к познанию культуры народов России;

-способствовать в игре развитию взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения;

-развивать познавательную активность.

Здоровьесберегающие:

-использовать здоровьесберегающие элементы (динамические паузы, физкультминутки);

-следить за выполнением санитарно-гигиенических требований.

Планируемые результаты:

-проявляет интерес к народному творчеству;

-может придумать небольшой рассказ о русских народных промыслах;

-интересуется народной росписью в  изобразительной детской деятельности.

Материалы и оборудование:

-гончарные изделия народов Дагестана;

-тувинская игрушка;

-берестяной туесок;

-картинки с изображением нанайского халата;

-одежда якутов и чукчей;

-глина, соленое тесто;

-кукла-скоморох.

Содержание образовательной деятельности детей

1. Организационный момент

Воспитатель:

-Дети, вы знаете, что такое ярмарка?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Да, это веселый праздничный базар, который устраивается после сбора урожая. Много всего продают на ярмарке: овощи, фрукты, игрушки, красивую одежду, инструменты, посуду. На ярмарке выступают скоморохи и циркачи, здесь можно покататься на лошадях. Народные мастера показывают и продают свои изделия.

А изделия каких народных мастеров вы знаете? (дымковская игрушка, гжельская посуда, городецкие изделия.)

Ответы и рассказы  детей.

2. Основная часть

Воспитатель:

-Человек научился лепить из глины, плести кружева, вышивать узоры, вырезать из дерева красивые игрушки. Как вы думаете, зачем человек научился все это делать? (человек всегда хотел, чтобы его окружали красивые вещи.)

Ответы детей.

Воспитатель:

-Да, действительно, человек обязательно должен творить, выдумывать, делать свою жизнь и жизнь окружающих людей лучше и красивее. А для того, чтобы увидеть все это своими глазами, мы с вами поспешим на ярмарку.

Появляется игрушка-скоморох.

Скоморох:

Подходите, подходите,

Кому где любо садитесь.

Веселая ярмарка открыта!

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

-Вот и оказались мы с вами на ярмарке. Но, посмотрите, нам не знакомы эти игрушки, посуда, вышивка. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Вспомните, пожалуйста, какие мастера  изготовили эти игрушки?

Воспитатель:

-Правильно. Мы уже знакомились с народами, которые живут в России. А сегодня познакомимся с их мастерами и изделиями.

Посмотрите, это дагестанская шкатулка. Она сделана из дерева ореха или абрикоса. Основа орнамента – геометрический узор. Строится этот узор на ритмичном повторении ряда деталей.

А это серебряные изделия кубачинских (по названию села Кубачи) мастеров Дагестана, они обычно покрываются сплошным узором. Наиболее распространенные из них носят название «тута» (ветвь) и «мархарай» (заросли).

        

Дети рассматривают изделия.

Воспитатель:

-Береста – один из любимых материалов русских народных мастеров. Из нее делают туеса, расписные коробейки (народное название маленьких коробок). Роспись архангельских мастеров получила название «мезенская», т.к. была основана недалеко от северной реки Мезень. Она выполняется в две краски (красно-коричневые оттенки и черная). Коробы, лукошки, посуду украшали сценами охоты, катания на оленях, фигурками коней.

Дети рассматривают изделия.

           

3. Подвижная русская народная игра «Гори-гори ясно».

Воспитатель:

-А это нанайский туесок. Изобретательность нанайских мастеров проявляется в украшении берестяных предметов аппликациями из бересты, рыбьей кожи и бумаги. Основой орнамента является двуглавый дракон.

Дети рассматривают изделие.

Воспитатель:

-У народов Севера (якутов, чукчей, эскимосов) развито искусство меховой мозаики. Из оленьего меха, замши, кожи они создают одежду и обувь, украшая их мозаикой и цветными вставками из тканей, дополняя шитьем, бисером или вышивкой. Зубчатый орнамент аппликацией с острыми углами напоминает северное сияние.

Показ иллюстраций.

Воспитатель:

-Народы ханты и манси занимаются рыболовством и охотой. Ловкие женские руки научились делать из звериных шкур и рыбьей кожи нарядную одежду, обувь, используя для орнамента красочные накладные аппликации. Основной вид одежды приамурских народов – халаты. Они обильно украшаются аппликациями по вырезу ворота, вдоль рукавов и подола.

Рассматривание аппликации с узорами.

Воспитатель:

-А теперь обратите внимание на татарскую художественную керамику. Наряду с бытовой посудой (кувшины, блюда, чернильницы, светильники, игрушки), в мастерских гончаров создавались также облицовочная глазурованная керамика, фигурные кирпичики, декоративная скульптура. Широко распространенными приемами художественной обработки сосудов, повышающими их декоративные свойства, являлись покрытие ангобом (белой, красной, серой глиной), прозрачной поливой и лощение в виде полос, образующих различный рисунок.

Дети рассматривают изделия.

       

Воспитатель:

-Это дагестанский кувшин с двумя ручками. В отличие от русских промыслов гончарством в Дагестане занимаются только женщины. Роспись выполняется кистью, смоченной жидко разбавленной глиной белого или красно-коричневого цвета.

 Дети рассматривают изделие.

        

Воспитатель:

-А это дымковская игрушка. Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дети рассматривают изделие.

     

4. Рефлексия

Воспитатель:

-Сегодня мы познакомились с изделиями разных  народов России. Предлагаю вам смастерить изделие, которое понравилось больше других. Используйте глину или соленое тесто.

Звучит музыка народов России.

Скоморох:

-Вы молодцы, ребята! Ваши изделия можно выставить на любой ярмарке.

Дети помещают готовые работы на выставку, рассматривают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России....

Картотека национальных костюмов и игр народов России

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ Башкирские народные подвижные игры Стрелок (Уксы)Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг отдруга. В середине между ними чертится круг...

Презентация "Ремесла и промыслы народов России"

ull;Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга....

Проект " Промыслы народов России"

Музей в чемодане Проект " Промыслы народов России"...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников через национальные традиции и культуру народов России" из опыта работы

Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеются тяжелые нарушения речи, относится развитие у них связной мо...

Материал для знакомства детей с народно - прикладным искусством народов России

В папке собран материал  с произведениями народного декоративно-прикладного искусства,  через знакомство с ним  дети получат  первые яркие представления о Родине, о ее культур...