Проект по народно-прикладному искусству в старшей группе «Народные промыслы»
проект (старшая группа)

Коткова Наталия Валентиновна

 

«Народные промыслы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly.docx46.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №51»

Проект по народно-прикладному искусству в старшей группе

«Народные промыслы»

                                                   Проект разработала:

                                                                           воспитатель I квалификационной    

                                                        категории Коткова Н.В.

г. Хотьково, 2020г.


Проект по народно-прикладному искусству в старшей группе «Народные промыслы»

Тип проекта: Информационно- практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

     -Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием « народное искусство».

    -Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

    -Расширять представление о многообразии окружающего мира.

    -Воспитывать чуткость к художественному слову.

    -Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.

   -Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

   В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой личности мы должны начинать с раннего возраста,  вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно- прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к  оно пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей.

Предполагаемый результат:

  - Заинтересованность детей и родителей народным декоративно- прикладным искусством.

  - Активное участие в осуществлении проекта.

  - Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.

1 этап - Подготовительный:

   -Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т.д.)

   -Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

   -Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

   -Подбор художественной литературы по теме проекта.

   -Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

2 этап - Практический:

Перспективное планирование работы с детьми:

Ноябрь (1 неделя)- Знакомство с городецкой росписью.

Познавательное развитие:

   Беседа на тему «Городец»

   Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.

   Презентация «Городецкая роспись»

Речевое развитие:

Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце.

Социально- коммуникативное развитие:

   Д/и « Составь узор», « Дорисуй узор», « Собери картинку (Городецкий конь)»

Художественно- эстетическое:

   Рисование «Городецкая роспись»

   Рисование «Укрась доску»

2 неделя – «Золотая Хохлома»

Познавательное развитие:

   Рассматривание альбома «Хохлома»

   Презентация «Золотая Хохлома»

Речевое развитие:

   Чтение: Н. Бедник «Хохлома»,

   В. Набоков «Хохлома»,

   П. Синявский «Хохломская роспись»,

   Разучивание стихотворения Е.Н.Николаевой «Золотая Хохлома».

Социально- коммуникативное развитие:

   Д/игра «Найди отличия»,

   Д/игра «Дорисуй узор»

Художественно-эстетическое развитие:

   Рисование по мотивам Хохломской росписи «Укрась посуду»

   Рисование «Золотая Хохлома»

3 неделя – Матрешка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка. Гжель.

Познавательное развитие:

   Беседа «Что такое народная игрушка?»

   Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами.

   Беседа «в тереме расписном я живу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.)

   Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка)

   НОД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников).

Речевое развитие:

   Чтение- Моисеева «Матрешки», М.Г.Смирнова «Дымка», «Красная девица», А.Дьякова «Веселая Дымка», В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска», «Филимоновская игрушка».

   Разучивание стихотворений Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели».

Социально- коммуникативное развитие:

   Д/игры «Составь узор», «Назови правильно», «Собери Гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку», «Магазин игрушек», «Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки»

Художественно- эстетическое развитие:

   Конструирование из бумаги дымковских игрушек и роспись их «Барышня», «Индюк».

   Рисование «Гжельская ваза» 

Народные хороводные и подвижные  игры:

   «Каравай», «Заря- заряница», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Капканы», «Карусель».

Работа с родителями:

   Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания»

   Рекомендации для родителей по домашнему чтению художественной литературы по теме «Народное творчество».

2. Совместная работа с родителями:

- организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов,

- пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)

3 этап - заключительный:

 Организовать выставку работ по народному декоративно-прикладному творчеству, выполненных родителями с детьми.

Создание мини-музея «Народные промыслы».

Список использованной литературы

1. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» М. Изд. Скрипторий 2000. 2003 г.

2. Соломенникова О. А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» 2 изд. М. Мозайка-Синтез. 2005 г.

3.Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр».// Дошкольное воспитание. 2004 №6.

4.Гаранина Н.К. «Приобщение дошкольников к народной культуре»

5. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», 2-е изд..- М. Просвещение, 2006.

6. Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», -М.: Мозаика- Синтез, 2012.

7. Ляпина Л.А. «Народные игры в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, 2009.

Приложение к проекту

Интегрированное занятие «Дымковские чудо- мастера» с применением ИКТ (презентация «Дымковская игрушка)

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Задачи:

-развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

- развивать чувство прекрасного;

-продолжать развивать навыки коллективной работы;

-развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

-закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

-закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

 -закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии );

-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку;

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.

-воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

Методы и приемы:

  • Беседа, активизирующая опыт детей;
  • Предварительное формирование замысла в индивидуальных беседах;
  • Совместное со взрослым или самостоятельное планирование деятельности;
  • Совместное со взрослым или самостоятельное определение способов деятельности;
  • Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности;
  • Анализ детских работ.

Материалы. Фотографии дымковских игрушек, села Дымково.  Запись русской народной музыки «Как у нашей Дуни», «Ярмарка», Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушки, дымковские игрушки, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка), ватные палочки. Большой лист бумаги для оформления картины.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, сегодня мы будем с вами расписывать орнаментом удивительные игрушки! А какие это игрушки, вы узнаете, отгадав загадку!

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары,и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка)

-Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.

-Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)

- Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)

1. И село родное люди «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

- Молодцы, ребята!

  1. Часть. Основная.

1.История возникновения дымковской игрушки.

-Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

-Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

-Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз перемешивают , заливают водой и снова перемешивают , а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

-Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости , и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

-Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего?

Дети: Они все белого цвета.

-Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела.

Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

-Краски используют разного цвета. Какие?

Дети: Зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие.

-Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок зверя , который водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

-Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.

-Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость. Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Как вы думаете, с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера?

Дети: Игрушки лепили с хорошим, веселым настроением!

-Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

-Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

-Ребята, вам понравился мой рассказ?

Дети: Да!

Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки и сделаем веселый праздник в дымковской деревне! Но перед этим сыграем в игру, чтобы проверить, как вы все запомнили!

2. Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (Геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

7. Где обжигают игрушки? (В печи)

3.Физкультминутка: «Пляска в дымковской деревне»

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас.

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

4. Практическая часть.

-А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек, коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас. Вместе мы сделаем настоящий праздник в дымковской деревне!

Но что же это – мастерская закрыта!

Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:

1. Почему этот народный промысел называют дымковским?

Дети: потому что он зародился в деревне Дымково.

2.Какой драгоценный металл присутствовал в дымковской росписи?

Дети: сусальное золото!

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

-Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

(Прикрепляю к мольберту нарисованные на листе силуэты куклы и лошадки, показываю и объясняю детям последовательность работы)

- Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки.  Узор на юбке вы можете рисовать, кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами  (показываю три варианта росписи юбки: полосатую юбку, в клеточку, кольцами).

-Давайте вспомним, как будем расписывать лошадку.

-Какие части мы закрашиваем полностью? (Хвост, гриву, копыта).

-Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта.

-Где мы расположим узор? ( Вдоль ног, шеи, туловища).

-Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Сначала печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища. Кистью рисуем кольца, а после закрашиваем гриву, хвост, копыта. В завершении некоторые детали росписи закрашиваем золотой краской!

-Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.

-Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
-Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(ответы детей)

Пальчиковая гимнастика ,, Дымковская барышня ,,

 -Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

Наши руки крендельком

Щёки будто яблочки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

-Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

Дети садятся на свои места и приступают к работе.

- Какие краски мы будем использовать?

- Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

- С каким настроением мы будем расписывать наши игрушки?

- Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

Индивидуальная помощь детям:

По ходу расписывания лошадки направлять детей:
-Илюша, круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Диана, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.
- Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Настя, закрась гриву и хвост лошадке. Для этого хорошо промой кисточку в воде, сними лишнюю каплю, обмакни о салфетку и набери краску чёрного цвета. Закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями.

Дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во время рисования звучит народная музыка), по окончании работы сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки).

  1. Итог занятия.

-Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист бумаги, где уже есть изображение деревни.

Анализ детских работ:

-Ребята, посмотрите внимательно и выберите наиболее яркие и аккуратные работы.

- Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Деревенька-невидимка –
До того она мала –
Утонула в сизой дымке,
Притаилась, залегла.

Избы, избочки, избушки...
Тает Дымково в дымах.
В избах делают игрушки:
Куры, барыни в санях,

Петушок – и молодица,
Конь – и парень молодой,
По воду идёт девица –
Коромыслице дугой.

Презабавные свистульки –
На потеху детворе.
Вот растают все сосульки,
Потеплеет на дворе –

Враз корзины под завязку
Понагрузят млад и стар,
На пароме, через Вятку,
В город повезут товар.


НОД «В гостях у художника» (об искусстве Гжельских художников).

Цель:

Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция

Задачи:

  1. Образовательные

Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности

Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла

Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.

Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии

Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма)

  1. Развивающие

Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов

Развивать чувства формы, симметрии

Развивать мелкую моторику

Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки

  1. Воспитательные

Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство

Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем

Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы

Образовательные области:

Художественно эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Методы:

Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)

Индивидуальная работа:

Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования

Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров

Материалы и оборудование:

Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки

Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов

Предметы посуды из соленого теста

Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух

Книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом

Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева

Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»

Ход занятия:

  1. Создание проблемной ситуации:

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель:

«Сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите, какая она необычная» на посылке наклеены предметы художественно декоративного промысла.

Воспитатель:

«Кто же нам ее принес? И что в ней?»

Предполагаемые ответы детей:

«Мастера художники»

Воспитатель:

«Откроем посылку?»

Воспитатель и дети открывают посылку

Воспитатель:

«Посмотрите здесь много разных интересных предметов»

Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их

Воспитатель:

«Как вы думаете, что это за предметы?»

Предполагаемые ответы детей:

«Это посуда: вазы, тарелки, кружки и т.д.»

Воспитатель:

«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и кувшины»

Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.

Воспитатель:

«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочитаю и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду»

Воспитатель открывает письмо и читает его.

Воспитатель:

«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»

Воспитатель достает из посылки красивые иллюстрации на которой изображена посуда.

Воспитатель:

«В посылке есть еще очень красивые иллюстрации, которые помогут нам лучше понять традиции гжельских мастеров. Ребята, а вы хотите отправится в путешествие в сине голубую сказку?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«Мы отправляемся в путешествие, а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»

  1. Организационная часть

Воспитатель:

«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да!»

Воспитатель рассказывает сказку и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций.

  1. Практическая часть

Воспитатель:

«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.»

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.

Воспитатель:

«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»

На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров.

Воспитатель:

«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц.

Воспитатель:

«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!»

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров

Воспитатель:

«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»

На картинках, которые показывает воспитатель, изображены разные диковинные часы. Дети с интересом рассматривают их.

Воспитатель:

«У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

  1. Продуктивная деятельность

Воспитатель:

«Ребята, посмотрите на полянке стоят столы, а на столах стоит много посуды пойдемте посмотрим»

Дети и воспитатель подходят к столам и рассматривают предметы посуды.

Воспитатель:

«Да это же посуда, которую мы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки. А все вместе это называется одним словом – сервиз»

Дети рассматривают посуду. Воспитатель обращает внимание детей.

Воспитатель:

«На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз»

Воспитатель обращает внимание детей на сервиз из посылки

Воспитатель:

«Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель:

«Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.»

Дети выбирают посуду и садятся за столы

Воспитатель:

«Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник?

Предполагаемый ответ детей:

«Цветком и каймой из точек».

Воспитатель:

«Где расположен цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«В середине, на одной стороне посуды»

Воспитатель:

«Из каких элементов состоит цветок?»

Предполагаемый ответ детей:

«Серединка и лепестки»

Воспитатель:

«На что похожи лепестки цветка?»

Предполагаемый ответ детей:

«На капельку».

Воспитатель:

«Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели

А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или на картинке из «Чудесного мешочка»

Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.

Воспитатель:

«Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия»

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах

  1. Подведение итога

Воспитатель читает поговорку, а дети рассматривают посуду, которую они украсили узором

Воспитатель:

«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит. Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель» П. Синявский

Воспитатель:

«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да»

Воспитатель:

«А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»

Предполагаемый ответ детей:

«Из белой глины»

Воспитатель:

«Какие изделия делают мастера из белой глины?»

Предполагаемый ответ детей:

«Животных, птиц и посуду»

Воспитатель:

«А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»

Предполагаемый ответ детей:

«Сине голубым цветом»

Воспитатель:

«Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки»

Воспитатель показывает фарфоровые предметы из посылки и спрашивает у детей.

Воспитатель:

«А эти предметы похожи на посуду, о которых говорится в сказке?»

Предполагаемый ответ детей:

«Да похожи»

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.

Воспитатель:

«А сейчас мы возьмем наш замечательный сервиз и отнесем в детский сад. Пусть родители посмотрят на ваши работы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по народно-прикладному искусству для старших дошкольников.

Проект краткоссрочный, на две недели. В процессе реализации проекта дети знакомятся с разнообразием народного искусства, умениями русского народа, а, главное, пробуют свои силы в изо-творчестве, разви...

Проект по народно-прикладному искусству "Русская матрёшка"

Материал может быть использован как практическая помощь другим воспитателям в проектной деятельности...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема «Народно-прикладное искусство»

 Данный проект предназначен  для работы с детьми старшего дошкольного возраста.   Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.   Название п...

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Знакомство детей с изделиями народных промыслов несет в себе много возможностей. . Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народ...