ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема «Народно-прикладное искусство»
проект (старшая группа)

Мартынова Елена Рахимовна

   Данный проект предназначен  для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

   Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.

   Название проекта: «Народно-прикладное искусство»

   Актуальность проекта: Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны является неотъемлемой частью культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как и любое великое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир - это объект искусства, который является специфической формой творчества и "одним из видов проявления человеческого творчества". Детское творчество, как и народное творчество, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они проявляются на практике. И чувства, которые испытывает ребенок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodno_prikladnoe_iskusstvo.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7 «УЛЫБКА»

г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема «Народно-прикладное искусство»

Старшая группа  5-6 лет.

Проект составила воспитатель:

Мартынова Елена Рахимовна

2021-2022 уч.год


Пояснительная записка.

   Данный проект предназначен  для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

   Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.

   Название проекта: «Народно-прикладное искусство»

   Актуальность проекта: Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны является неотъемлемой частью культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как и любое великое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир - это объект искусства, который является специфической формой творчества и "одним из видов проявления человеческого творчества". Детское творчество, как и народное творчество, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они проявляются на практике. И чувства, которые испытывает ребенок

   Срок реализации:  01.10.2021 – 08.10.2021

   Состав участников:  дети старшей группы и их родители, воспитатели.

   Цель: для развития у детей эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству через декоративно-прикладное искусство и творчество в процессе продуктивной деятельности разработка дизайна мини-музея "Чудесная живопись"

   Задачи:

-продолжать знакомить детей с ремеслами, закреплять и углублять знания о видах живописи;

- научить создавать образы на основе народной декоративной живописи, познакомить с ее цветовой структурой и элементами композиции, научить использовать для украшения возрождений;

 -научите ритмично расставлять узор, предлагая раскрашивать силуэты и объемные фигуры;

-продолжайте развивать навыки лепки из глины, переносите изображение на глиняную игрушку;

-развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству;

- сформировать умение соотносить художественный образ и средства выражения, характеризующие его в разных видах искусства, отбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.

- ознакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков).

    Формы реализации: 

-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

-рассмотрение видов покраски;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-выполнение работ из глины;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

- выставка детского творчества;

 - работа с родителями:

- совместная работа с детьми;

-консультация для родителей;

- беседы;

 - обогащение предметно-развивающей среды;

 - дизайн мини-музея "Чудесная живопись";

 - создание альбома детских работ по народному декоративно-прикладному искусству.

   Методы и приёмы:

- наглядные: просмотр иллюстраций к книгам о живописи, презентация «чудесная живопись»;

- словесные: беседы, чтение художественной литературы;

- практические: рисование;

- игровые: дидактичесекие, режиссёрские, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

1. Проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве  с художественной литературой, рассказах родителей, в рассматривании наглядного материала.

2. Активное участие ребят  в совместных работах, играх.

3. Проявление творческого интереса.

4. Почтительное отношение к героям войны.

Предполагаемый результат.

-развитие эстетического восприятия, умение созерцать красоту народного прикладного искусства; -создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

-умение создавать образы на основе народной декоративной живописи, использовать цветовую систему и элементы композиции, уметь использовать для украшения возрождений;

- создание мини-музея "Чудо-живопись".

Материально-технические ресурсы:

игровой материал, ТСО, интернет-ресурсы: htt://www.maam.ru; htt://nsportal.ru;   htt://dohcolonos.ru.

Список литературы:

- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010;

 - Т.С. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010;

- Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.

- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006 г.

- «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.

- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб.: Акцидент, 1997 г.

- Романова А. Ф. Народные промыслы. 2003 г.

- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

- Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

   Этапы проекта:

1.  Подготовительный: (04.10.2021 - 04.10.2021) - Выбор проблемы и темы; определение цели и задач проекта; изучение методической литературы; беседы (диагностика) с детьми; составление плана мероприятий по организации детской деятельности (подбор художественной литературы и наглядного материала); составление плана взаимодействия с родителями.

2. Основной: (05.10.2021 - 06.10.2021) - проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, эксперименты, НОД, дидактические игры, наблюдение, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры, продуктивная деятельность). Разработка и накопление методического материала, разработка материала по проблеме.

3. Заключительный: (07.10.2021) - Итоговое мероприятие – праздник  «В гостях у народных промыслов»


Реализация проекта

Гипотеза: Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно – патриотических чувств. 

Организационные формы работы над проектом:

04.10. 2021г.

Формы работы

Задачи

Утро: Беседа «Знакомство с русским народно-декоративно прикладным искусством».

Прослушивание музыкальных произведений: Л. Гулыга «Частушки о матрёшках».

Развивать у детей уважение к наследию своей страны, знакомить с народным творчеством, воспитывать патриотические чувства. Приобщение детей к народному искусству через прослушивание частушек.

НОД ООМ Тема: «Познавательное занятие «Дымковская игрушка»

Прослушивание музыкальных произведений: Песни на мелодию р.н.п. «Ой, вставала я…».

 Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.

Самостоятельная деятельность: П/и «Горелки», «Гори, гори ясно».

1 прогулка. Сюжетно-ролевая игра ««Магазин промыслов» 

развивать быстроту, ловкость, реакцию; воспитывать организованность и дисциплинированность посредством народных игр.

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей.

2 половина дня: Чтение художественной литературы: «Чтение худож. литературы «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька» Л. Печникова. Е. Благинина «Пёстрый хоровод», частушки о матрёшках Лена Гулыга.»

Самостоятельная деятельность: Рассматривание фото и иллюстраций о русском народном творчестве: «Дымка», «Золотая хохлома», «Гжель», «Городец», «Жостово», «Матрёшки».

Продолжать знакомить детей с народным промыслом, воспитывать интерес к народной культуре. Расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества

05.10.2021г.

Утро: Беседа « «Есть на Волге город древний, по названью – Городец»;»

Прослушивание музыкальных произведений: «Слушание сюиты «Музыка русских узоров» ст. П. Синявский, муз. Ю. Чичкова.»

Познакомить детей с историей и особенностями промысла городецких мастеров, с отличительными особенностями городецкой росписи: с цветовым строем, спецификой создания декоративных цветов, характерными элементами.

НОД Рисование Тема: «Рисование «Дымковские кони» 

Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора

Самостоятельная деятельность.

Настольно-печатные игры: «Домино», «Народные промыслы».

Расширять и обогащать знания детей о народных промыслах.

2 половина дня: Работа по краеведению: беседа ««Золотая хохлома»

Прослушивание произведений: Частушки о жостовских подносах.

Дать детям представление о предметах хохломской росписи. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи

Чтение художественной литературы «Е. Благинина «Пёстрый хоровод».

Прослушивание музыкальных произведений: Исполнение парного танца.

Углублять интерес к литературе, воспитывать любовь к фольклорным традициям.

Самостоятельная деятельность: Д/и «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись?».

закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес к гжельскому промыслу.

06.10.2021г.

Утро: Беседа ««Весёлые матрёшки».»  

воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрешками.

НОД «Сине-голубое чудо гжели». 

Дыхательная гимнастика «набираем краску»

формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству

Самостоятельная деятельность в книжном уголке: Рассматривание иллюстраций из подборки книг гжельской росписи

Дидактическая игра ««Продолжи роспись».»

Рассматривание  детьми одного из видов декоративно - прикладного искусства – Гжель, обращение внимания на особенности данной росписи, на разнообразие гжельских изделий

2 половина дня:  Чтение художественной литературы: Сказка «Чудо – птицы» Т. Тимофеева. 

Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы

Самостоятельная деятельность: Малоподвижные (хороводные)  игры: Народная игра – хоровод «На горе-то калина». 

Развивать наблюдательность, воспитывать терпеливость.

07.10.2021г.

Утро: Дидактическая игра « Д/и «Составь узор»,  

 Закрепить знания детьми о росписи. Воспитывать интерес к русской росписи.

Составление альбома «Красота своими руками». 

привить любовь к миру народного промысла, расширить кругозор детей.

Праздник «В гостях у народных промыслов»

сформировать у детей позитивных установок и уважительного отношения к разным видам народных промыслов

2 половина дня:  Самостоятельная деятельность  Дидактическая игра ««Узнай узор по знакомым элементам».»

Развивать у детей умение узнавать разные виды росписи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками на неделю в средней группе. «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».

В данном материале представлены 7 образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Физическая культура", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Труд". ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

рекомендации родителям по лексической теме" «Мир искусства» (музыкальные инструменты, театр, народно-прикладное искусство)

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, родители и педагоги всерьез задумываются о том, какими вырастут их дети.Необходимо с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, ум...

Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

Консультация для родителей «Народно-прикладное декоративное искусство в жизни детей»

Материал для ознакомления родителей как помочь детям в домашних условиях пополнить и углубить знания о народных промыслах....

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства.

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства....