Якутская лошадь (занятие –ознакомление для старшей возрастной группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Ирена Михайловна Белолюбская

 

Якутская лошадь

(занятие –ознакомление для старшей  возрастной  группы)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБДОУ Детский сад №2 «Василек»

ГО Жатай г.Якутска

Якутская лошадь

(занятие –ознакомление для старшей  возрастной  группы)

Воспитатель: Белолюбская Ирена Михайловна

Технологическая карта ООД

Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха.

 Задачи:

  • -  вызвать у детей интерес к истории культуры народа саха
  • - развивать память, воображение, мышление;
  • - развивать крупную и мелкую моторику детей;
  • - развивать речь детей;
  • - воспитывать культуру общения, уважение к животным, природе и друг к другу.
  • - воспитание  чувства уважения и понимания труда и таланта предков
  • - побуждение любви  к родному краю.
  • -формирование нравственно-эстетических ценностей

Материал и оборудование:

7 столов;

Фотографии якутской лошади в формате А3;

Кейс с заданиями;

Конверт с заданиями;

Макет якутских лошадей 7штук;

Ножницы 14 штук;

Хозяйственное мыло 7 штук;

Тазики с водой 7 штук ;

Влажные салфетки 7 штук;

Тарелочки бумажные с конскими волосами 7 штук;

Мешочки для подстриженных волос;

Дэйбиир

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Время

Мотивационно-

побудительный.

Звучит спокойная музыка;

Здравствуйте ребята, меня зовут Ирена Михайловна я воспитатель детского сада «Василек», и работаю я с такими же детьми как вы!  У меня хорошее настроение, и  хочу передать свою улыбку вам по кругу.

 «Передай улыбку по кругу»

Теперь у нас у всех хорошее настроение!

     Я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла вам вот такой кейс. Кейс с заданиями. Мне сказали, что в этой группе дети самые умные, я уверена, что со всеми заданиями мы справимся!

  Предлагаю вам удобно устроиться, взять сидушки, и сесть.

   Итак, открываем и вытаскиваем первый фото- кейс.

Посмотрите, что вы видите? (ответы детей).

Да, действительно на этих фотографиях якутская лошадь! Но у этих лошадей проблема… давайте подумаем, в чем заключается их проблема? (ответы детей:не видно глаз, запутались волосы лохматая итд)

Наводящие вопросы:

-в чем мешает?

-На ваш взгляд, что может помешать этим лошадям?

-что бы вы сделали на месте хозяина этих лошадей?

-да, можно подстричь волосы, а еще как можно помочь? (подвести к вариантам решения задачи)

-как вы думаете, как мы будем решать проблему?

Итак, что же нужно сделать?

  Правильно хороший хозяин, должен заботится   о своей лошади, чтобы лошади было комфортно и удобно:   Время от времени расчесывать и подстригать или заплетать гриву, следить за хорошим питанием итд.  

 Сегодня, я с собой привезла макет якутских лошадей. Что вы знаете о якутской лошади ?  (ответы детей) Посмотрите, ребята, какие они красивые! якутской лошадь,  уникальное животное Якутии, которая живет круглый год под открытым небом. Она не большого роста, низкорослая, имеет длинный хвост, гриву, короткие, но крепкие ноги, а ее широкие копыта помогают добывать корм из-под снега.

 Давайте мы сейчас,  как настоящие заботливые  хозяева поухаживаем за ней. Вы согласны? Что мы будем делать? (ответы детей)

  А для работы давайте распределимся на пары.

 Каждая пара подходит к столу, встанем так, чтобы нас   было видно гостям. Мы открываем красный платочек, платочек аккуратно складываем и убираем на край стола. Перед вами макет лошади – игрушечная лошадь, а представьте если бы, она была живой, то, как бы мы работали с ней? (Ответы детей) правильно, мы бы наверно ее гладили, а еще лошадь вольное животное любит свободу, так что мы должны работу свою выполнять быстро. Мы должны подстричь ножницами или заплести  волосы и хвосты нашим лошадям, чтобы длинные волосы не мешали лошади передвигаться и видеть. При этом не забывать про технику безопасности при работе с ножницами.  Как мы должны работать? (ответы детей). Волосы,  перед тем как стричь или заплести, нужно распутать, можно использовать гребень, а лучше и проще распутывать руками. А еще мы должны учитывать то, что лошадь гривой и хвостом защищается от насекомых, т.е если слишком коротко подстричь то тоже можно нашей лошадке навредить.  подстриженные  волосы ,заботливый хозяин не бросает а собирает, и потом использует. Вот на столах у вас для этого есть мешочки.

А теперь посмотрите, что у меня есть это ребята пастбище для целого табуна  лошадей, здесь они пасутся. Та пара, которая справится с заданием, отпускает свою лошадь пастись!

  Теперь начинаем работу!  

Молодцы ребята с первым заданием из моего кейса мы справились. Наши лошади стали ухоженными и теперь слишком длинные волосы не будут им мешать. Посмотрите, какие красивые лошади пасутся на пастбище.  

    С первым заданием   мы справились!

Подойдите ко мне, ребята я достаю из кейса следующий конверт. Кто изображен на картине? (ответы детей). Правильно мальчик. А как вы думаете какое настроение у этого мальчика? (ответы детей). Представьте себя на месте этого мальчика,

- что бы вас развеселило?

- Что мы можем сделать, чтобы мальчик перестал грустить.

-а что вам может поднять настроение?

-что бы мы предложили этому мальчику, чтобы он  перестал грустить?

-

Предлагаю сейчас вам отдохнуть и поиграть, но прежде чем начать игру , посмотрите, что у меня есть. (ответы детей)

 Это ребята, «Дэйбиир»-махалка из конского хвоста, которую используют в Якутии и в некоторых азиатских странах. У «Дэйбиирэ», в якутской культуре есть два предназначения:

Первое хозяйственное-для отмахивания от комаров, мошек, а также используют в качестве веера спасаются от жары.

Второе предназначение- ритуальное с егопомощью проводят обряды очищения.  

  Итак, слушаем внимательно правила игры: мы встаем вкруг и как только начнется музыка мы должны сделав любое движение с «Дэйбииром», передать другому. Как только музыка остановится тот, у кого на руках остался «дэйбиир», должен выйти на середину и показать любое физ. упражнение главное условие с «дэйбииром " на руках.  Мы готовы?

  Хорошо поиграли! Успокоились, сделали глубокий вдох и выдох!

   А теперь я с кейса достаю следующий предмет. Посмотрите, что  это? (ответы детей)

  Правильно это мяч, но это не простой мяч. Как  вы думаете, из чего он сделан?  (ответы детей).

 Этот мяч, ребята сделан из конских волос. С помощью таких мячей можно сделать массаж, а также можно поиграть в различные игры.

   Хотите узнать, как его делать?

(ответы детей).

 Давайте подойдем к  столам и откроем желтый платочек.

    Вот, посмотрите - все необходимое для  изготовления массажных мячей есть! Это хозяйственное мыло, это вода, и конечно же конский волос. Ребята, а вы любите заниматься лепкой? (ответы детей). А вы умеете скатывать шары из пластилина? Замечательно, у нас все должно получиться!

  В первую очередь закатываем рукава, берем, немного конских волос в  ладошке держим, намыливаем другую руку  и по часовой стрелке начинаем скатывать шар, чтобы шар получился плотным нужно сильно надавливать.  Какие у вас ребята ощущения? Каким оказался конский волос на ощупь? Как ребята получается?

  Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Из конских волос изготавливали  одежду предметы быта, мастера даже изготавливали крепкие веревки, а также не забывали и про различные игры. Мы сейчас во время работы массируем наши пальцы, укрепляем нашу мелкую моторику. А, как известно ребята в организме человека все взаимосвязано, развивая наши пальчики, мы с вами развиваем нашу речь.

  Посмотрите ребята, какие массажные мячи у нас получились! Давайте все мячи соберем на поднос. Подскажите мне, где у вас в группе самое теплое место нам нужно наши мячи оставить, чтобы они высохли и были готовы к массажу и к играм.

   Предлагаю вам еще одну игру встанем в круг  и будем передавать массажный мяч друг-другу рассказывая « Что меня сегодня порадовало или что меня огорчило».

Дорогие ребята, мне очень понравилось у вас! вы большие молодцы! Со всеми заданиями с моего кейса мы вместе справились! Желаю, вам хорошего настроения и удачи во всем!

   

 

 

 

 

 

 

Дети встают в кругу, здороваются, передают друг другу «смайлик-улыбку».

Дети удобно устраиваются, слушают воспитателя

 

-

4 мин

10мин

5-7мин

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

Якутская лошадь

Занятие про Якутскую лошадь...

Якутская лошадь (занятие –ознакомление для старшей возрастной группы)

Якутская лошадь(занятие –ознакомление для старшей  возрастной  группы)...

Проект Якутская лошадь

Якутская лошадь какая?...

Конспект познавательного занятия ( ознакомление с природой ) в соответствии с этапами современного занятия: Тема: «Поможем Зайчонку познакомиться со снегом»

Конспект познавательного занятия ( ознакомление с природой ) в соответствии с этапами современного занятия: Тема: «Поможем Зайчонку познакомиться со снегом»Задачи занятия:1. Формировать пр...