Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе "Космос"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Аксёнова  Наталья  Борисовна

в 2021 году весь мир отмечает 60-летие полета человека в космос. Проект рассматривает, каким образом можно знакомить дошкольников 6- 7 лет с космосом и космонавтикой. Проект будет полезен воспитателям при планировании работы о космосе и космонавтике. В проекте участвовали дошкольники 6-7 лет  и   их  родители. Проект был реализован за две недели апреля 2021 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский  проект «КОСМОС» в подготовительной группе

Подготовила  и  реализовала: воспитатель  МКДОУ

«Детский  сад  № 19 «Звездочка» Аксёнова  Н.Б.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (29.03.2021-12.04.2021)

Участники проекта: воспитатель, дети 6-7 лет, родители воспитанников.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать расширять представление детей о многообразии космоса;

- рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса;

- продолжать познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми летчиками-космонавтами;

- обогатить словарный запас детей по данной теме;

-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с космосом;

- привлечь родителей к совместной деятельности.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу,

- воспитывать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса;

- воспитывать чувство гордости к своей Родине.

Актуальность проекта:

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. Поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. В процессе работы у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы. НОД и игры расширяют кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.

Ожидаемые результаты

Для детей: повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».

К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети старшего дошкольного возраста должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.

Для воспитателей:

- обобщение и распространение опыта;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

Для родителей:

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

  1. Подготовительный  этап (29-31.03.2021)

Работа  с  детьми

Работа  с  родителями

Работа  педагога

- Увлечение дошкольников космической тематикой через различные игры, просмотр иллюстраций в энциклопедиях

- Приобщение дошкольников к космической тематике через знакомство с дидактическими играми

Составление и выполнение плана работы с родителями по теме проекта

- Разработка подборки дидактических игр по космической тематике
- Составление плана работы над проектом

  1. Практический  этап (01-09.04.2021)

- Рассматривание иллюстраций планет солнечной системы, учёных – конструкторов космической техники, космонавтов, современной космической техники (энциклопедии о космосе)
- Цикл бесед с дошкольниками о космосе и космонавтах:
Беседа 1. «Как люди мечтали освоить космос»
Беседа 2. «Как человек полетел в космос»
- Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» и обсуждение
- Рисование рисунков «Фантастические животные» (по мультфильму «Тайна третьей планеты»)
- Изготовление поделок на космическую тематику
и рисование на космическую тематику «Удивительный космос»
- Коллаж «Забавные инопланетяне»

- Консультация для родителей «Узнаём о космосе и космонавтах»

- Составление цикла бесед для дошкольников на космическую тематику

- Составление итогового НОД по развитию речи «Путешествие с космонавтом»

- Выполнение рисунков для выставки детских работ «Удивительный космос»

- Составление консультации для родителей на космическую тематику (дистанционно)

  1. Заключительный  этап (12.04.2021 г)

- Организация  выставки  детских  рисунков  и  поделок «Удивительный  космос»

- Итоговая ООД по  познавательному  развитию «Космические  дали»

- Знакомство родителей с выставкой рисунков и декоративно – прикладного творчества на космическую тематику (дистанционно)

- Подведение итогов по выполнению проекта

- Разработка  итоговой  презентации.

Результаты реализации проекта:

- Дошкольники пополнили свои познания о планетах, космосе, космонавтах, конструкторах космической техники

- Дошкольники знают, о том что  в  2021 год - год 60 – летия первого полёта человека в космос

- Родители получили консультацию о том, как познакомить дошкольников с космосом (дистанционно)

- Опыт работы над проектом «Космос» был предложен педагогам для организации работы со старшими дошкольниками на педагогическом совете в ДОУ.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Подвижные игры

«Ракета»

Ход игры: По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

«Невесомость»

Ход игры: Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнце - чемпион»

Ход игры: Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восьмой - Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Игра «Ракетодром»

Ход игры: Дети произносят речёвку перед началом игры.

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов. Старт. (поднимает красный флажок)

Дети стоят вокруг ракеты, по знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку, через некоторое время второй ребенок поднимает желтый флажок - дети двигаются по кругу в другую сторону, далее третий ребенок поднимает оранжевый флажок- дети начинают двигаться по залу свободно, четвертый – поднимает зеленый флажок- дети садятся на корточки или останавливаются на месте, игра проводится в течение некоторого времени, дети сами контролируют процесс поднятия флажков, главная задача – следит за поднятым цветом.

«Кто быстрее до Луны»

Ход игры: В игре принимают участие 2 ребенка, становятся напротив друг друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится с 3-4 игроками.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса.

Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом.

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.



Предварительный просмотр:

Приложение  3.

БЕСЕДЫ.

Цель: знакомство дошкольников с тем, как люди хотели покорить воздушное пространство Земли и космоса.
Задачи:
1. Расширить представления дошкольников о учёных - конструкторах космических ракет и космических аппаратов
2. Познакомить с жизнью Константина Циолковского – великого русского учёного
3. Познакомить с животными, которые летали в космос
4. Познакомить с работами Сергея Павловича Королёва
5. Познакомить с первым полетом человека в космос и с космонавтами -героями
6. Воспитать гордость за учёных, которые помогли человеку покорить космос и за первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина
7. Рассказать о мероприятиях, проводимых в Приднестровье к 60- летию полета первого космонавта Юрия Гагарина

Беседа 1.
«Как люди мечтали освоить космос»
Воспитатель:сегодня 12 апреля 2021 года весь мир отмечает 60- летие полета первого космонавта вокруг Земли. Этим человеком был летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Люди хотели узнать о космосе и планетах еще с самых давних времён. Космос стало возможным изучать учёным астрономам только, когда человек смог побывать в космосе.
Людям всегда хотелось путешествовать в космосе. Много ученых и конструкторов всегда хотели придумать и построить такой космический корабль, чтобы он мог вылететь выше облаков в космос. Людям было интересно узнать, что за планеты есть в космосе, какая Земля из космоса, а не просто сконструировать космический аппарат, чтобы он мог высоко летать, как самолёты. Для того, чтобы изучать космос, человеку нужны были «глаза», «уши», «руки». «Глаза» для изучения космоса придумали локаторщики, «уши» сделали радиоконструкторы, «руки» изготовили специалисты по автоматике. С помощью «глаз» люди смогли увидеть через много тысяч километров то, что скрывает космос, с помощью «ушей» люди научились слушать, что происходит в космосе, с помощью «рук» люди могли управлять космическим кораблём, который находился в космосе.
Самый первый учёный, который хотел, чтобы человек полетел в космос, был Константин Эдуардович Циолковский. Вот его портрет.
Воспитатель:у Константина Эдуардовича Циолковского была необычная судьба.
Как и все дети, маленький Костя очень любил лазить высоко на деревья, залезать на высокие крыши домов, ему нравилось спрыгивать с большой высоты. Все это он делал для того, чтобы ощутить в полете свободное падение.
Потом Костя заболел скарлатиной, эта болезнь помогла тому, что у Кости пропал слух. Костя очень переживал. Позже у него умирает мама. Семья Кости стала другой: отец, его младший брат и тетка.
Костя стал очень много читать, потому что не мог слышать. Он изобретает сам много предметов, например ветряные мельницы, парусные тележки – самоходы.
Костя очень мечтает о космосе и космических путешествиях для человека. Он прочел очень много книг по физике, химии, астрономии и математике.
Когда Косте исполнилось 16 лет, отец отправляет Костю в Москву, чтобы он там мог заниматься своим образованием. Отец Кости понимал, что его сына, который не слышит, не возьмут ни в одну школу.
Костя в Москве питается черным хлебом и чаем, зато очень много читает, покупает дорогие книги, реактивы для опытов.
Сегодня все знают о великом русском ученом Константине Эдуардовиче Циолковском, который создал основы для полетов человека в космос. Он не смог учиться в школе, не был академиком, но его работы и расчёты помогли конструктору Сергею Павловичу Королёву сконструировать ракету «Восток» и запустить ее в космос вместе с человеком. Последние года своей жизни Константин Циолковский прожил в деревянном доме в городе Калуге.
Воспитатель: Прошло много лет.4 октября 1957 года впервые в мире в космос был запущен искусственный спутник Земли. Началась эра космоса и космонавтики. Первый спутник был блестящий шар из алюминия и весил 83, 6 кг. Внутри спутника были два радиопередатчика. Спутник смог облететь вокруг Земли за полтора часа. Сегодня в космосе очень много спутников, которые необходимы для телерадиосвязи. Вот таким был первый спутник.
Воспитатель: учёные решили, что пора сделать так, чтобы в космос полетел человек.
Для человека дорогу в космос проложили обыкновенные собаки. Самых первых собак – космонавтов находили на улицах.
Учёные решили начать запускать в космос дворовых собак, потому что собак было легко тренировать, они не были капризными. Также дворовые собаки были мало прихотливыми, быстро привыкали к тем, кто с ними работал. У собак был свой стандарт: не тяжелее 6 кг, не выше 35 см.
Также выбирали собак по их умным и красивым мордочкам, потому что ученые знали, что этих собак будут фотографировать.
Собак ученые тренировали на вибростенде, в центрифуге, в барокамере.
22 июля 1951 года дворняги Дезик и Цыган поднялись в ракете на высоту 110 км, потом кабина падала до высоты 7 км, где раскрылся парашют. Обе собаки – космонавты приземлились и были живы и здоровы. Тогда ученые решили, что живые существа могут летать на ракетах.
Воспитатель: до 1961 года ученые запустили в космос 29 ракет с животными. Конечно, собаки и погибали. 10 собак погибло, от отказов парашюта, неполадок с жизнеобеспечением.
С 1952 года ученые решили проводить полёты собак в скафандрах.
В 1956 году готовился 30 суточный полет двух собак. Белка и Стрелка стали настоящими космонавтами: они могли долго быть в кабине ракеты без движения, переносили высокие перегрузки, они могли находиться в скафандрах. А ученые изучали их состояние и записывали артериальное давление, дыхание, биотоки сердца и мозга.
Полет Белки и Стрелки показывали по телевизору. Люди увидели, что собаки испытывали невесомость в космосе. Стрелка вела себя настроженно, а Белка лаяла. После полета и успешного приземления, дворняжки Белка и Стрелка стали любимцами детей и взрослых.
Вопросы к беседе:
1. Кто был первым ученым, который написал много работ про изучение космоса? Эдуард Циолковский
2. Что случилось в детстве с маленьким Костей? Он заболел скарлатиной и не мог слышать
3. Как Костя учился? Он много читал и конструировал разные предметы, в 16 лет отец отправил его в Москву для самообразования
4. Был ли Константин Циолковским великим ученым? Да. Только он не учился ни в школе, ни в университете и не был академиком.
5. Что запустили ученые в космос в 1957 году? Был запущен первый космический спутник
6. Каких животных выбрали ученые, чтобы запускать их в ракете в космос? Дворовых собак.
7. Как прошел полет собак Цыгана и Дезика? Они успешно приземлились, у них открылся парашют на высоте 7 км
8. Сколько ракет с собаками запустили ученые? Были ли все запуски ракет успешными? Ученые запустили 29 ракет. 10 собак погибли.
9. Назовите самых известных собак – космонавтов, которые летали уже в скафандрах? Белка и Стрелка.

Беседа 2.
«Как человек полетел в космос»
Воспитатель: людям всегда было интересно наблюдать за звездами и планетами, которые они видели на небе. Ученые изготовили телескопы, они рассматривали разные планеты и далёкие звезды.
Воспитатель: расскажите, какие планеты могли наблюдать древние астрономы?
Дети: Марс, Луну, Венеру, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон
Воспитатель: правильно. Планет очень много, как и звезд. Но людям было интересно, кто живет на других планетах, Есть ли там живые существа?
Людям хотелось совершить космический полет. Только не было никакого транспорта, чтобы человек мог полететь в космос и изучать его. Самолёты не могут так высоко летать. Ученые решили сконструировать космическую ракету.
Первый учёный, который говорил о том, что человек может полететь в космос, был житель Калуги Константин Эдуардович Циолковский.
Циолковский очень часто наблюдал в телескоп за звездами и планетами. Константин Циолковский думал о том, что человек сможет полететь в космос, если построить ракету.
Он смог придумать такой аппарат, который мог полететь в космос. Константин Циолковский много работал, чертил чертежи этого летательного аппарата, делал расчёты. Но он не смог его сделать.
Воспитатель: прошло много лет. другой русский учёный Сергей Павлович Королёв смог придумать и запустить в космос первый спутник. Сергей Павлович Королев положил начало космонавтике и открыл путь человеку в космос для его изучения. Вот портрет Сергея Павловича Королёва.
Воспитатель: сначала в космосе побывали дворовые собаки, которые успешно возвращались на Землю живыми и здоровыми. 12 апреля 1961 года Сергей Королёв решил отправить в космос первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. На этой фотографии Сергей Павлович Королёв и Юрий Гагарин.


Воспитатель: когда ракета "Восток" стартовала с космодрома, был сильный грохот. Гагарин сказал свои знаменитые слова: «Поехали!»
Юрий Гагарин был первым человеком, который смог увидеть Землю из космоса в окно иллюминатора ракеты. 108 минут продолжался его полет. Какими качествами должен обладать космонавт?
Дети: быть тренированным, мужественным, смелым, бесстрашным, оптимистичным, хорошо разбираться в приборах корабля.
Воспитатель: космонавт всегда должен быть бесстрашным. Таким был Юрий Гагарин.
Люди не были в космосе, не летали на ракетах, не знали, что там в космосе и как. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, все люди переживали за его полет. Когда первый космонавт успешно приземлился, все были очень рады. Люди вышли на улицы и площади городов. В Москве люди пришли на Красную Площадь и до утра не расходились и радовались. Все гордились, что первым в космосе был простой русский летчик – космонавт Юрий Гагарин.
Воспитатель: потом в космосе побывало много других космонавтов – мужчин.
Первой женщиной – космонавтом стала Валентина Николаевна Терешкова. Она совершила одиночный полёт на ракете.
Первым космонавтом, который вышел в открытый космос стал Евгений Архипович Леонов.
Воспитатель: космонавты летают в космос много раз. Сегодня в космосе могут работать сразу несколько космонавтов с разных стран.
Воспитатель: космонавты очень долго и упорно тренируются, изучают космические приборы, проводят научные работы в космосе. За их труд все космонавты награждены высокими орденами. Для людей космонавты – это герои, которые путешествуют в космос с Земли. Люди хотят изучать космос и планеты и дальше.
Вопросы к беседе:
1. Кто такие астрономы, какие приборы они использовали? Астроном – ученый, изучающий космос. Они использовали телескопы.
2. Какой ученый смог придумать первый космический аппарат и сделать расчёты? Эдуард Циолковский
3. Какой учёный смог построить и запустить в космос первый спутник? Сергей Королёв
4. Кто был первым в мире космонавтом? Юрий Гагарин
5. Кто сконструировал космическую ракету для Юрия Гагарина? Сергей Королёв
6. Рассмотри иллюстрации, назови, кто на них изображен
Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Сергей Королёв, собаки Белка и Стрелка, Константин Циолковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...