Программа кружка "Юный коллекционер", вторая младшая группа
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Пудовкина Наталья Николаевна

Развитие познавательной активности и элементарных исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста посредством коллекционирования природного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Программа кружка «Юный коллекционер»

(коллекционирование  природного материала)

Вторая младшая группа

Автор: Пудовкина Н.Н.

        г. Советский

СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

6

3

Цель и задачи программы

8

4

Принципы построения программы

9

5

Календарно-тематическое планирование

10

6

Содержание программы

11

7

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада

13

8

Взаимодействие с родителями

14

9

Список литературы

15

10

Приложение 1. Конспект занятия №2 по теме «Осенние листья. Сбор листьев»

16

11

Приложение 2. Анкета для родителей

18

12

Приложение 3. Примерный план взаимодействия с родителями в рамках работы кружка «Юный коллекционер»

20

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Юный коллекционер

Основание для разработки программы

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.

- Конвенция о правах ребенка 1989 г.

- Федеральный ГОС ДО № 1155 от 20.10.2013 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
 

- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Образовательная программа МАДОУ  «Детский сад «Радуга»

Цель программы

Развитие познавательной активности и элементарных исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста посредством коллекционирования природного материала.

Задачи программы

Обучающие:

1. Расширить представления детей о коллекционировании и коллекционерах.

2. Учить детей собирать природный материал для коллекции и оформлять его в виде коллекции.

3. Учить детей рассматривать предметы коллекций, наблюдать и делать выводы.

4. Обучать детей способам познавательной деятельности при работе с коллекциями природного материала и предметными коллекциями (это способы наблюдения,  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, поиска информации, установления причинно-следственных связей, выявление простейших закономерной и т.д.).

5. Формировать умения поисково-познавательной деятельности в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями).

Развивающие:

1. Развивать восприятие, мышление, память, внимание, воображение и речь.

2. Развивать любознательность и познавательную самостоятельность.

3. Стимулировать развитие интереса к коллекционированию.

4. Развивать положительное отношение к познавательной деятельности, направленной на усвоение знаний и способов деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность.

Авторы программы

Пудовкина Н.Н. – воспитатель

Руководитель программы

Лукша Л.А. – заведующий ДОУ

Направления деятельности программы

1. Работа с дошкольниками – детьми второй младшей группы.

2.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

3. Взаимодействие с родителями.

Сроки реализации

Сентябрь 2021- июнь 2022 г.

Участники программы

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад «Радуга», дети второй младшей группы, родители.

Ожидаемый результат

Дети будут знать:

- что такое коллекционирование;

- каких людей называют коллекционерами.

Дети будут уметь:

- рассматривать предметы коллекций, наблюдать и делать выводы;

- пользоваться разными способами познавательной деятельности (наблюдением,  сравнением, анализом, синтезом, обобщением, классификацией, поиском информации, установлением причинно-следственных связей, выявлением простейших закономерной и т.д.);

- осуществлять элементарную поисково-познавательную деятельность в совместной деятельности со взрослыми.

У детей получат развитие: 

- восприятие, мышление, память, внимание, воображение и речь;

- любознательность и познавательная самостоятельность;

- интерес к коллекционированию;

- положительное отношение к познавательной деятельности, направленной на усвоение знаний и способов деятельности.

Будут воспитаны:

- бережное отношение к природе;

нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность.

У родителей воспитанников:

- повысится уровень активности, знаний и умений в развитии познавательной активности у детей;

- возрастет степень удовлетворенности взаимодействием с педагогами детского сада по проблеме использования коллекционирования как средства развития познавательной активности дошкольников.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы «Юный коллекционер» обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, современное общество нуждается в активных людях, которые способны всю жизнь познавать окружающий мир, принимать нестандартные решения, изменять наш мир к лучшему, использовать его возможности для блага других людей.

Во-вторых, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. № 273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования для современных дошкольных организаций. Он ориентирует педагогов и родителей учитывать личностное своеобразие каждого ребенка, развивать способности детей, поддерживать их инициативу в познании окружающего мира.

В-третьих, в образовательную программу детского сада включена образовательная область «Познавательное развитие». В ходе овладения ее содержанием у дошкольников развиваются система интересов, формируются познавательная мотивация, любознательность и познавательные действия, пополняются и углубляются представления об объектах природного и предметного миров, их свойствах и отношениях между ними. Чтобы такое развитие произошло успешно, необходимо чтобы каждому ребенку была свойственна познавательная активность.

Потребность в познании мира возникает у ребенка с момента  рождения. Благодаря познавательной активности ребенок развивается, у него формируются и совершенствуют все познавательные процессы – восприятие, ощущения, мышление, память, внимание, воображение и речь.

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста – это  потребность в познании и готовность осуществлять познавательную деятельность, положительное к ней отношение.

Развитие познавательной активности у младших дошкольников – это педагогически организованный процесс перехода от познавательного интереса к любознательности, а затем – и к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемый на основе субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах деятельности. Этот процесс требует учета возрастных психологических особенностей детей.

Младший дошкольный возраст – это дети 3-4 лет.  У них развиты наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления. Дети осваивают сенсорные эталоны величины, формы и цвета, могут устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. У них развиваются и становятся все более произвольными мышление, память, внимание, речь.

У детей данного возраста интерес к окружающему миру и стремление узнать что-то новое должно постоянно поддерживаться взрослым, который сообщает ребенку эти знания и организует его деятельность.

Одним из видов такой деятельности является коллекционирование.

Детское коллекционирование – это целенаправленное и осознанное собирательство разнообразных предметов, объединенных тематически и по определенным  признакам, характеристикам и представляющих познавательную или художественную ценность.

В ходе коллекционирования познавательная активность дошкольника развивается, потому что ребенок постоянно и многократно, с интересом, увлеченно и добровольно совершает действия, которые удовлетворяют его потребность в познании. Это действия по расспрашиванию взрослого о том, что он знает о предметах той или иной коллекции, действия по поиску и приобретению предметов коллекции, их рассматриванию, изучению, анализу, сравниванию, положительное эмоциональное отношение к знаниям и способам деятельности, полученным в ходе составления коллекций или ознакомления с ними.  В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Актуальность использования коллекционирования для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка познавательную направленность, которая сохраняется у него на многие годы, а иногда – и на всю жизнь.

Программа кружка «Юный коллекционер» предназначена для детей второй младшей группы, возраст детей - 3-4 года.

Программа включат 18 часов (занятий).

Занятия кружка «Юный коллекционер» проводятся 2 раза в месяц – во вторую и четвертую неделю каждого месяца. Длительность одного занятия – 15-20 минут.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие познавательной активности и элементарных исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста посредством коллекционирования природного материала.

Задачи программы.

Обучающие:

1. Расширить представления детей о коллекционировании и коллекционерах.

2. Учить детей собирать природный материал для коллекции и оформлять его в виде коллекции.

3. Учить детей рассматривать предметы коллекций, наблюдать и делать выводы.

4. Обучать детей способам познавательной деятельности при работе с коллекциями природного материала и предметными коллекциями (это способы наблюдения,  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, поиска информации, установления причинно-следственных связей, выявление простейших закономерной и т.д.).

5. Формировать умения поисково-познавательной деятельности (проектирования, моделирования и экспериментирования) в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями).

Развивающие:

1. Развивать восприятие, мышление, память, внимание, воображение и речь (связную диалогическую и монологическую).

2. Развивать любознательность и познавательную самостоятельность.

3. Стимулировать интерес к коллекционированию.

4. Развивать положительное отношение к познавательной деятельности, направленной на усвоение знаний и способов деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность.

4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В основу Программы положены следующие дидактические принципы.

Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. 

Принцип системно-деятельностного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, организации поисково-познавательной деятельности детей.

Принципы личностно-ориентированного и индивидуального подходов к развитию личности каждого ребенка. 

Принцип соответствия развивающей предметно-пространственной среды особенностям саморазвития и развития детей младшего дошкольного возраста. 

Принцип ориентации на многообразие способов организации поисково-познавательной деятельности и методов работы с детьми младшего дошкольного возраста. 

Принцип наглядности, согласно которому дети овладевают достоверными знаниями и представлениями, обращаясь к объектам природы и предметам, сделанными руками человека как к источнику познания.

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Неделя

Тема занятия

Кол-во час.

Подготовительный этап – 2 час.

сентябрь

2

Вводное занятие. «Такие разные коллекции».

1

4

«Осенние листья». Сбор листьев для коллекции на территории детского сада.

1

Основной этап – 15 час.

октябрь

2

Рассматривание коллекции камней (собранных детьми на территории детского сада и принесенных родителями).

1

4

Рассматривание коллекции листьев. Дидактическая игра «С какого дерева листок» (берёза, рябина, клён).

1

ноябрь

2

Знакомство с коллекцией шишек, пополнение коллекции шишкой кедра.

1

4

«Снеговик из камней», изготовление снеговика из камней.

1

декабрь

2

«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет». Рассматривание готовой коллекции колокольчиков, предоставленной во временное пользование родителями ребенка.

1

4

«Удивительные камни». Экспериментальная деятельность, свойства камней.

1

январь

4

«Морские ракушки».

1

февраль

2

«Техника времён Великой отечественной войны». Рассматривание готовой коллекции моделей военных машин.

1

4

«Улитка», изготовление поделок из ракушек.

1

март

2

«Госпожа Тыква». Знакомство с тыквой, сбор семян для новой коллекции.

1

4

«Яблоко. Мандарин. Виноград».  Сбор семян фруктов для коллекции.

1

апрель

2

Рассматривание коллекции семян.

1

4

Лепка с использованием семян из коллекции.

1

май

2

«Открытки к празднику День Победы». Рассматривание коллекции открыток.

1

4

Посадка семян тыквы.

1

Заключительный этап – 1 час.

июнь

2

Чего мы достигли и что мы узнали.

1

ИТОГО часов:

18

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы реализуется по трем направлениям:

1. Работа с дошкольниками – детьми второй младшей группы.

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

3. Взаимодействие с родителями.

Первое направление. Работа с детьми.

При проведении занятий кружка используются два вида коллекций.

Первый вид – коллекции природных материалов:

1) осенних листьев, собранных детьми на территории детского сада;

2) камней, собранных детьми на территории детского сада и принесенных родителями;

3) шишек, собранных детьми и их родителями;

4) ракушек, собранных детьми и их родителями;

5) семян овощей, собранных детьми;

6) семян фруктов, собранных детьми.

Второй вид – коллекции экспонатов предметного мира (предметные коллекции), изготовленных человеком. Они предоставлены во временное пользование родителями ребенка. Это коллекции:

1) колокольчиков;

2) моделей военных машин времён Великой отечественной войны;

3) открыток к празднику Победы.

Часть из коллекций из природного материала воспитатели собирали совместно с детьми, например – семян (первым мы рассматривали тыкву, достали семена, рассмотрели их, высушили, так же рассмотрели горох, виноград, дополнительно можно еще  рассмотреть с детьми семена яблока, мандарина, подсолнуха и т.д.). Листья для коллекции собирали с детьми на территории детского сада осенью. Есть коллекции, которые рассматриваются готовыми, например, коллекция ракушек, которую предоставили во временное пользование родители одного из детей. Шишки и камни для коллекций приносят дети и родители, педагоги детского сада.

С предметами коллекций можно играть, делать поделки. В коллекции листьев деревьев есть игра на липучках «С какого дерева листок». В сухой бассейн с шишками дети любят запускать руки, ещё с шишками сосны проводится пальчиковая гимнастика, есть комплекс гимнастики с шишками с элементами нейрофитнеса.

Этапы реализации программы:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

1. Подготовительный этап. Включает 2 занятия в сентябре.

На вводном занятии педагог в беседе знакомит детей с тем, что такое коллекционирование, рассказывает, какие бывают коллекции и каких людей называют коллекционерами. Дети рассказывают о коллекциях, которые есть у них в семьях. На этом этапе расширяются представления детей о коллекционировании и коллекционерах. Педагог учит детей собирать природный материал (осенние листья) для коллекции и оформлять его в виде коллекции. Дети учатся внимательно рассматривать предметы коллекций, наблюдать и делать выводы.  В комплексе с этими обучающимися задачами решаются развивающие задачи (развиваются познавательные процессы, любознательность, познавательная самостоятельность) и воспитательная задача  (воспитывать бережное отношение к природе). Конспект занятия №2 по теме «Осенние листья». Сбор листьев» представлен в Приложении 1.

2. Основной этап. Включает 15 занятий.

На нем основное внимание уделяется дальнейшему обучению детей  рассматривать предметы коллекций, наблюдать и делать выводы.  

В процессе  работы с коллекциями природных материалов (камней, листьев, шишек, ракушек, семян овощей и фруктов) и коллекциями предметов (колокольчиков, моделей военной техники, открыток к празднику Победы) детей обучают разным способам познавательной деятельности –  наблюдениям,  сравнению, анализу, синтезу, обобщению, классификации, поиску нужной информации, установлению причинно-следственных связей и выявлению простейших закономерной. В совместной деятельности с педагогом и родителями (дома) по ознакомлению с коллекциями дети должны овладеть умениями поисково-познавательной деятельности – это умения проектирования, моделирования и экспериментирования. На этом этапе основными развивающими задачами, которые решает педагог, являются – стимулирование интереса к коллекционированию и формирование положительного отношения к познавательной деятельности.  Воспитательная задача этого этапа – воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность.

3.Заключительный этап. Включает 1 час. Итоговое занятие по теме «Чего мы достигли и что мы узнали», которое можно провести в форме «Ярмарки коллекций».  Педагог выставляет на всеобщее обозрение все коллекции, которые собрали дети, их родители. Проводит обобщающую беседу, в ходе которой выясняет, какие коллекции больше всего были интересны детям, какие из них они запомнили, что нового и полезного дети узнали на занятиях кружка. 

Методы работы с детьми.

Словесные методы: беседа, объяснение, рассказ, отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Наглядные методы: показ, рассматривание иллюстраций, фотографий, компьютерных презентаций.

Игровые методы: игровые ситуации, сюрпризные моменты, сочинение сказок.

Практические методы: наблюдение, элементы экспериментирования, рисование, изготовление поделок из природного материала.

7. ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.

Второе направление в реализации программы «Юный коллекционер» – обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

Цель – повысить эффективность развивающей предметно-пространственной среды группы в развитии познавательной активности детей средствами коллекционирования.

Для достижения этой цели воспитатели группы совместно с детьми и родителями проводят следующие мероприятия.

1. Сбор и оформление коллекций, собранных детьми и взрослыми (родителями, воспитателями): осенних листьев, камней, шишек, ракушек, семян овощей и фруктов.

2. Оборудование специального места для хранения коллекций из природного материала в групповом помещении.

3. Оформление постоянно действующей сменной выставки «Наши коллекции» - в Уголке природы (или в Уголке книги, Уголке познания).

4. Оформление фотоальбомов с поделками из природного материала.

5. Пополнение Уголка исследовательской деятельности материалами и оборудованием, необходимым для сбора, оформления и ознакомления с коллекциями (природными и предметными).

Инструменты:

- лупы;

- пинцеты пластмассовые;

- ножички из пластмассы;

- ножницы;

- кусачки.

Средства:

- контейнеры разных размеров и формы для сбора и хранения природного материала для коллекций;

- тряпочки;

- альбомы для гербариев;

- прозрачные пакеты;

- бутылочки;

- баночки;

- клей ПВА;

- мисочки для воды;

- бумага белая;

- картон;

- салфетки;

- карандаши и ручки.

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Третье направление в реализации программы «Юный коллекционер» – взаимодействие с родителями (полномочными представителями) воспитанников.

Цель: повышение уровня активности родителей в развитии познавательной активности у детей и степени их (родителей) удовлетворенности взаимодействием с педагогами детского сада по проблеме использования коллекционирования как средства развития познавательной активности дошкольников.

Основные формы взаимодействия воспитателей с родителями:

– предоставление во временное пользование семейных коллекций для ознакомления с ними детей группы;

– родительские собрания;

– анкетирование;

– беседы;

– консультации (групповые и индивидуальные);

– открытые занятия кружка для посещения родителей, их анализ и обсуждение;

–  мастер-классы;

– оформление информации на стенде для родителей по теме «Юный коллекционер» (смена материалов – 1 раз в месяц);

- памятки, брошюры по теме детского коллекционирования;

- информация на сайте детского сада (или на персональном сайте воспитателей группы детского сада) о результатах работы кружка «Юный коллекционер» (один раз в квартал);

- помощь воспитателям в обогащении и усовершенствовании предметно-пространственной среды группы детского сада.

Анкета для родителей на тему «Коллекционирование и познавательная активность» представлена в Приложении 2. Цель анкетирования: выявление отношения родителей и их готовности к  взаимодействию с педагогами детского сада по проблеме развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами коллекционирования.

Примерный план взаимодействия с родителями в рамках работы кружка «Юный коллекционер» представлен в Приложении 3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вербенец А. М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: Феномен, особенности, приемы поддержки // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 76-91.
  2. Голицын, В. Б. Познавательная активность дошкольников /
    В. Б. Голицын // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 24
    -28.
  3. Использование коллекционирования в организации образовательной деятельности дошкольников. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-kollekcionirovaniya-v-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-doshkolnikov-4065397.html
  4. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Н. Ц. Купарадзе. –  М.: Детство-Пресс, 2013. – 121 с.
  5. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности / А. М. Матюшкин. – М.: Просвещение, 2013. – 164 с.
  6. Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Морозова, И. С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2012. – С. 162-168.
  7. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение / А. Н. Поддьяков. – М.: Сфера-Пресс, 2013. – 158 с.
  8. Решетник И. Г. Коллекционирование как средство всестороннего развития детей. – URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9385
  9. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером // Игра и дет. – 2004. – № 4. – С. 23-25.
  10. Щетинина, В. В. Проблемы развития познавательной активности в современных исследованиях / В. В. Щетинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. – Ульяновск: Издатель Качалин. – 2013. – №11. – С.32-35

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Занятие 2. «Осенние листья». Сбор листьев для коллекции на территории детского сада.

Цель: развивать познавательную активность за счет расширения представлений детей о коллекционировании.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей собирать природный материал для коллекции и оформлять его в виде коллекции.

2. Учить детей рассматривать предметы коллекций, наблюдать и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать восприятие, мышление, память, внимание, воображение и речь (связную диалогическую и монологическую).

2. Развивать любознательность и познавательную самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационно-мотивационный этап.

Отгадывание загадок.

Воспитатель: Отгадайте загадки и узнаете, что можно коллекционировать.

1. Жёлтый Егорка упал на озёрко.

Сам не потонул и воды не всколыхнул.   (Лист.)

2.Стоит в поле теремок,

Очень-очень он высок.

Ветер дунет, дом наклонится

И земле родной поклонится.   (Хлебный колос.)

3.Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно …  (Шишек.)

4.Дышит, растёт,

А ходить не может.  (Растение.)

2.Основной этап.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы отправимся на прогулку. Мы будем собирать листья деревьев. Давайте сначала приготовимся к этому.

Беседа:

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Назовите осенние месяца.

Упражнение  «Солнышко».

Цель: развитие тонкокоординированных движений кистей рук.

- Как светит солнышко зимой? (Пальцы собираются в щепотку).

- Как светит солнышко весной? (Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты).

- Как светит солнышко летом? (Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони).

- Как сегодня светит солнце?

- Есть ли осадки? Какие осадки бывают осенью?

- Какое небо?

-  Дует ли ветер?

Подвижная игра «Лес».

Воспитатель предлагает детям изобразить, как реагируют  деревья на:

- лёгкий тёплый ветерок;

- ураган (сильный ветер);

- утренние лучики солнца;

- мороз.

Сбор листьев с деревьев, которые находятся на территории детского сада.

- С какого дерева опали листья?

- Какого цвета ваш букет?

- Что предварительно нужно сделать с листьями, для дальнейшего использования при изготовлении поделок?

- Как правильно нужно заготовлять листья для коллекции?

Ответ: Листья кладут между бумажными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, время от времени следует менять.

3.Заключительный этап.

Подведение итогов.

- Что мы сегодня наблюдали?

- Какие изменения произошли с приходом осени?

- Какие правила вы знаете и соблюдаете при сборе листьев для коллекции?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему «Коллекционирование и познавательная активность»

Цель: выявление отношения родителей и их готовности к  взаимодействию с педагогами детского сада по проблеме развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами коллекционирования.

Инструкция: выберите ответ «да», «нет», «затрудняюсь ответить»; запишите ответ. Там, где необходимо, выберите ОДИН ответ из предложенных или впишите свой ответ в строчку.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

  1. Занимались ли Вы в детстве коллекционированием? Если «Да», то укажите, что Вы коллекционировали.

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

2. В настоящее время Вы сами или кто-то из Вашей семьи занимается коллекционированием? Если «Да», то укажите, какие коллекции есть в вашей семье.

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

3.Ваш ребенок собирает коллекцию? Если «Да», то – какую?

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Помогаете ли Вы Вашему ребенку собирать коллекцию?

Да ____________________________________________

Нет

Затрудняюсь ответить

5. Каким образом Вы помогаете Вашему ребенку в коллекционировании? (Выберите ОДИН ответ из предложенных).

- помогаю находить (покупаю) экспонаты для его (ее) коллекции;

- просто поддерживаю ребенка словами, похвалой;

- показываем его коллекцию родственникам, приятелям, знакомым;

6. На Ваш взгляд, какие положительные качества, черты характера сформировались (или могут сформироваться) у ребенка в процессе коллекционирования? (Ответ впишите)

_________________________________________________________________

7. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка необходимо развивать познавательную активность средствами коллекционирования?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

8. Достаточно ли вам знаний и умений для того, чтобы развивать познавательную активность Вашего ребенка средствами коллекционирования?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

9.Сичтаете ли Вы полезным для Вашего ребенка занятия в кружке «Юный коллекционер»?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

10. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию познавательной активности у ребенка 3-4 лет средствами коллекционирования? (выберите ОДИН ответ из предложенных):

-  сотрудничество родителей с воспитателями детского сада;

- повышение уровня компетентности родителей по данной проблеме;

- привлечение родителей к коллекционированию того, что коллекционирует их ребенок;

- что-то другое ________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный план взаимодействия с родителями в рамках работы кружка «Юный коллекционер»

Месяц

Форма и содержание работы

Сентябрь

Анкетирование родителей. Обработка результатов.

Помощь в оборудовании специального места для хранения коллекций из природного материала в групповом помещении.

Октябрь

Установочное родительское собрание.

Ознакомительная экскурсия для родителей в природный уголок группы и по территории детского сада. Беседа о коллекционировании.

Помощь в оформлении в группе постоянно действующей сменной выставки «Наши коллекции».

Материалы для информационного стенда родителей по теме «Юный коллекционер» (смена материалов – 1 раз в месяц).

Ноябрь

Консультация «Как правильно собирать и хранить материалы коллекций из природного материала».

Мастер-класс «Коллекция шишек».

Информация на сайте детского сада (или на персональном сайте воспитателей группы детского сада) о результатах работы кружка «Юный коллекционер»

Декабрь

Предоставление во временное пользование семейных коллекций для ознакомления с ними детей группы.

Посещение открытых занятий кружка. Анализ и обсуждение.

Памятки «Как знакомить ребенка 3-4 лет с коллекциями».

Январь

Посещение открытых занятий кружка. Анализ и обсуждение.

Участие в выставке «Наши коллекции».

Февраль

Брошюра из серии «Досуг в семье» по теме «Поделки из природного материала».

Предоставление во временное пользование семейных коллекций для ознакомления с ними детей группы.

Информация на сайте детского сада (или на персональном сайте воспитателей группы детского сада) о результатах работы кружка «Юный коллекционер».

Март

Консультация по теме «Коллекционирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».

Посещение открытых занятий кружка. Анализ и обсуждение.

Мастер-класс «Как собирать семена овощей и фруктов».

Апрель

Итоговое родительское собрание. Обмен впечатлениями и опытом. Цели и задачи работы кружка на новый учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы в соответствии с ФГТ

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы...

Программа кружка "Эрудит" (вторая младшая группа)

Пояснительная записка Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить дет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов второй младшей группы от 3 до 4 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группа «Смешарики» Срок реализации 1 год

Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы (дети 3-4 года) и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО вторая младшая группа срок реализации программы (_1 год__)

Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовани...