"Водные ресурсы Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Телкова Алина Владимировна

Цель: Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okr_mir.docx206.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение C:\Documents and Settings\Д Сад\Рабочий стол\на выбор 1\Без имени-3.jpg «Детский сад № 211» общеобразовательного вида

(МБДОУ «Детский сад № 211»)

Конспект НОД

«Водные ресурсы Земли»

в старшей группе (дети 5-6 лет)

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                          Телкова А.В.

Барнаул, 2021

Конспект НОД  (для детей старшей группы 5- 6 лет)

Тема: «Водные ресурсы Земли»

Цель: Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря.

Задачи:

Обучающие:

1.  Сформировать представление о многообразии водоёмов.

2.Закрепить знания о водных ресурсах; о пользе воды в жизни человека.

3.Познакомить детей с тем, как человек пользуется водой в своей жизни и как нужно экономично относиться к водным ресурсам.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к воде и ее изучению.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Материал и оборудование: Картинки с изображением рек и морей, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бумага для рисования.

Ход занятия:

Воспитатель: (Показывает глобус) Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли). Посмотрите на него.  Как изображена вода на глобусе? (Ответы детей) Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие – моря и океаны.

Воспитатель: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде и водоемах).  Что вы знаете о воде? (ответы детей). Как мы можем узнать больше?

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир воды и узнаем много интересного. 

Отгадайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек)
Остановка 1. «Ручей».
Воспитатель:  Откуда же берет начало ручей? (Ответы детей) Правильно, из родника.   Вы знаете, откуда берёт своё начало родник? Он бьёт из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная её можно пить.

Картинка

И вот бежит, торопится ручеёк. Чем же хорош ручей в лесу? (Как же хорошо в жаркий летний день посидеть у ручья. Животные и птицы утоляют жажду).

А вот и наш знакомый ручеек бежит на встречу со своими друзьями.  И во что они превращаются ? (Соединяясь, ручьи превращаются в быструю горную речку).

Картинка

Течёт - течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит. Так говорят про реки. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей) Река – это водный поток, также достаточно значительных размеров, который течет по руслу. Река питается за счет подземных, а также поверхностных вод. Множество различных рек впадают в одно море.

 Горные реки имеют более низкую температуру воды, большую скорость потока и, как правило, протекают в узких долинах. Равнинные же реки неспешные, глубокие и широкие. Различаются реки и дном: горные имеют дно подвижное, каменистое дно; у равнинных оно песчаное.

 Картинка

Реки играют большую роль в жизни человека и животных. Какую? (Питание, перевозят грузы по реке, строят гидроэлектростанции)

Воспитатель: Загадывает детям еще одну загадку':
Кругом вода,
А с питьем беда!
(Море)
 

Физкультминутка

Воспитатель. Давайте, покажем какое море:

Море очень широко,   (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.  (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.  (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Остановка 3. «Море» (картинка).
Педагог спрашивает у детей: «Чем отличается река от моря?» Моря это достаточно большие водные пространства, которые ограничены с нескольких сторон сушей.  В морях вода соленая, а реках пресная;

- в реках вода течет по руслу, а в морях волны;

- в море берега не видно, а у рек – видно; Морской воздух очень полезен, поэтому на берегах морей построено много здравниц, санаториев, домов отдыха.  

Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное, у него есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому оно обладает каким-то удивительным магическим свойством.

      В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль (аудиозапись). Вы слышите, как оно спокойно шумит? Давайте закроем глаза. Какие картины рисует ваше воображение?

   Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны.

    В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно, опасно море во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли. Давайте закроем ещё раз глаза. Какие картины сейчас рисует ваше воображение?

Проводится игра «Море волнуется раз!».
Воспитатель: Многие наши  озера загрязнены, отдыхающие,  разводят костры,  а уходя, оставляют  мусор, бутылки, консервные банки. Моют машины в воду, попадает масло, бензин. Как вы думаете это хорошо или плохо?   Сейчас мы проведем опыт (картинка).

Опыт:

  В емкость с водой наливается вода из «озера», в которой есть растительное масло, обозначающее бензин, масло. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?

   В наше время следует, бережно относится к воде, не загрязнять её. 

Водоемы нужно охранять, оберегать. Сейчас посмотрим слайды и запомним правила поведения у водоемов

Воспитатель: Предлагаю вам взять фломастеры и нарисовать  запрещающие знаки, которые бы призывали нас бережно относиться к  озерам, и показывали, что не следует делать вблизи  озер. (Дети на листочках с помощью фломастеров рисуют знаки поведения у водоемов).

Спасибо, ребята, за такие красивые знаки, мы их повесим у нас в группе, и всегда будем помнить о том, как правильно себя вести на   озерах, будем следить за чистотой наших водоемов. 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже будем  следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

Рефлексия:  

 Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу.

 - Вам понравилось? Что вам понравилось? (Ответы детей) .

- Ребята, о чем мы сегодня с вами  говорили?

- Что нового узнали?

- Какой вывод мы сегодня сделали?

Огромные массы льда медленно сползают вниз с вершин гор. Эти ледовые реки называются ледниками. Реки начинаются с маленьких ручейков. А ручейки образуются или из родников, когда подземные воды выбиваются на поверхность, или в горах — там, где тают ледники. Начало реки называется ее истоком. Дождевая вода, впитываясь в землю, образует, подземные воды Родник пробивает из-под земли и дает начало ручью. Соединяясь, ручьи превращаются в быструю горную речку.  Река вытекает на равнину. Она становится шире и течет уже медленнее. Иногда одна из излучин «отделяется» от реки, и образуется озеро в форме полумесяца – старица.

 Что такое излучины? В горах, где река стекает со склона вниз, — как будто съезжает с горки, — ее течение быстрое, а на равнинах, где нет наклона, оно замедляется. На равнине реки начинают «петлять». Изгибы реки называются излучинами, или меандрами. Где кончаются реки? Большинство рек впадает в море. Участок реки, где пресная речная вода смешивается с соленой морской, называется ее устьем. Не все реки заканчиваются в море. Некоторые из них впадают в озера, а другие просто уходят под землю.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 211» общеобразовательного вида

(МБДОУ «Детский сад № 211»)

Конспект НОД

«Мир комнатных растений»

в старшей группе (дети 5-6 лет)

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                          Самсонова О.И.

Барнаул, 2021

Конспект НОД «Мир комнатных растений» в старшей группе

    ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: Учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений.

РазвивающаяРазвивать познавательную активность, память, связную речь,

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.

Оборудованиекомнатные растения 8-9 видов, лейки, салфетки, таз, отросток герани, горшок с землей.

Предварительная работа: наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений о комнатных растениях;

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня дети я вас приглашаю в волшебный мир природы. Скажите, а что такое природа? Ответы детей. Природа это окружающий нас мир, точнее та его часть, которая не создана руками человека. Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Мир живой природы это все то, что растет, дышит, питается, развивается, размножается, а к неживой природе все те обЬекты, которые не могут этого делать.

Отгадайте дети загадку:

Очищают воздух

Создают уют

На окнах зеленеют

Целый год цветут

Да, ребята это комнатные цветы, они тоже относятся к живой природе., Поэтому комнатные растения нужно беречь!

Давайте с вами посмотрим какие есть комнатные растения, а также узнаем их свойства и особенности.

Слайд-презентация «Комнатные растения»

(В процессе показа слайдов дети рассказывают стихи о тех цветах, которые изображены на слайдах)

Фиалка

Хоть мы ростом низковаты

Очень любят нас ребята.

Мы целый год цветем

И украшаем дом.

Всех оттенков наши глазки,

Не жалеем для них краски.

Цветочки как мягкий шелк,

Листочки-зеленый бархат.

Кусочек нежности- в долг:

Красиво. Приятно и ярко.

Сансевьера

(Щучий хвост)

Вот цветок-Щучий хвост.

Мой цветок пошел в рост.

Хвалилась громко Вера

Растение без стебля

Это Сансевьера.

Алоэ

Есть растение- алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок-

И заживет в кротчайший срок!

Бегония

Лист растет косой,

Не умыт росой;

У него на спине

Белые пестринки,

А цветы горстями,

Красными кистями.

Кактус

Ежик зеленый в горшочке

Живет,

Ежик неделями воду не пьет,

Но зацветает всегда по

Весне

Кактус. Растущий на нашем

Окне.

Фикус

В кадке вырос куст-

И широк и густ:

Лист как кожаный,

Плотно сложенный,

Ствол бузиновый.

Бальзамин

(Ванька мокрый)

На окне цветочков много,

Только мокрый он один:

Мокрым Ваньку называют

Всем известный Бальзамин.

Яйцевидной формы листья-

Лист блестящий,

В зубьях край.

Влагу очень Ванька любит-

Так что. Помни, поливай!

 

Герань

На окне в такую рань

Распустилася герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши-так решили малыши

Фиалка

У фиалки есть листья, стебель и корень. Листья округлой формы, темно – зеленого цвета, толстенькие, опушенные ,у одних растений края ровные, а у других волнистые, у листьев есть черешок. Длинными черешками листья крепятся к корню. Стебель очень короткий. Цветы бывают разного цвета: белые, розовые, фиолетовые и т.д. Поливать это растение нужно только в поддон.

Сансевиерия

Это очень высокое растение, с прямыми острыми листьями, напоминающими хвост. Растение очень полезное. Повышает работоспособность и улучшает работу мозга. Именно поэтому сансевиерию рекомендуют выращивать в детских садах и школах!

 

Алоэ

Внешне некрасивое растение, но зато очень полезное и лечебное! Алоэ широко используют как в медицине так и в косметологии.

Хлорофитум

Одно из самых неприхотливых растений. Очень красиво смотрится в навесных горшках. Одного растения хлорофитума достаточно для того, чтобы очистить воздух на кухне.

Бегония

Очень красивое растение. Бегонии используют для украшения зимних садов, квартир. Кроме того, среди бегоний есть такие сорта, которые убивают плесень и бактерии.

 

Кактус

Кактус растение с иголками. Эти зеленые ежи пришли к нам из тропических стран. Кактус нельзя часто поливать. В южных странах кактус используют в приготовлении пищи: варят компот, варенье, мармелад. Добовляют как приправу к мясным блюдам. А также из некоторых кактусов изготавливают даже украшения.

Фикус

Это растение с крупными листьями. Фикус не любит сквозняки и если за ним неправильно ухаживать, то он начинает сбрасывать листья. Крупные листья фикусов нужно  протирать влажной тряпочкой.

Бальзамин

Это растение называют еще Ванька мокрый. Название это он получил от того, что его листья всегда выглядят как после дождя; влажные и очень нежные. Это растение особенно нуждается в правильном уходе, при неправильном уходе у него быстро опадают его нежные листочки.

Герань

Герань напоминает кустик. У этого растения прямой стебель. Листья округлой формы, ярко-зеленого цвета. Герань обильно цветет. Цветки разного цвета: розовые, белые, бордовые. Собраны цветы - в соцветие зонтик. Это растение тоже любит солнце и обильную поливку.

Папоротник

Папоротник красивое пышное растение, он никогда не цветет. Есть комнатный папоротник, а есть папоротник который растет в лесу. Лесной папоротник очень вкусный, напоминает вкус грибов. Его жарят, маринуют и солят на зиму.

Цикломен

Это красивое, загадочное растение, когда цветет напоминает внешне костер. Это растение полезно иметь в домах, потому что оно улучшает настроение и дарит приятные эмоции.

Традесканция

Неприхотливое вьющееся растение, образует пышную зелень.

Спатифиллум

Спатифиллум – одно из самых популярных комнатных растений. Цветок очень красивый, он выгодно смотрится в любом интерьере и привлекает к себе внимание с первого взгляда. А еще это растение называют женское счастье. Спатифиллум рекомендуют садить там, где живут женщины!

Воспитатель: У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вместе с вами. после просмотренных слайдов попробуем угадать их название.

Дети:

Воспитатель: Ребята, что же общего у всех этих растений?

Дети: Стебель, лист, цветок, корень.

Воспитатель: Можно сказать одним словом, общее строение. А что разного? (окраска, форма листьев) Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры с мячом:

1) «Назови ласково»

2) «Один-много»

3) «Посчитай»

1) Кактус-кактусик;

Корешок-корешочек;

Стебель-стебелечек;

Лист-листочек;

Бутон-бутончик;

Отросток-отросточек;

Цветок-цветочек;

Земля-землица;

Вода-водичка;

2) свет-много света;

Корень-много корней;

Стебель-много стеблей;

Лист-много листьев;

Лепесток-много лепестков;

Стол – много столов;

Стул- много стульев;

Вода-много воды;

Подоконник-много подоконников;

3)1 Фиалка-5 фиалок;

1 цветок-5 цветков;

1 герань-5 гераней;

1 папоротник-5 папоротников;

1 кактус-5 кактусов;

1 горшок-5 горшков;

1 кисть- 5 кистей;

1 корень- 5 корней;

1 отросток- 5 отростков;

1 лейка- 5 леек;

1 воспитатель- 5 воспитателей;

1 ребенок- 5 детей;

 Но вы, наверное, немного устали?

Проведем свами физкультминутку:

Посажу я зернышко в маленький горшок (Дети садятся на корточки)

Вырастет из зернышка тонкий стебелек (Тихо встают, руки вверх)

А потом листочки  (Руки в стороны, вперед, поочередно)

А потом цветочки (Руки перед грудью, ладошки сложены и постепенно раскрываются)

Воспитатель: Мы много сегодня говорили о комнатных растениях. А какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли?

Дети: Вода, свет, тепло, питательная почва.

Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми.

Воспитатель: В какой почве растения растут лучше?

Дети: В рыхлой

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: В рыхлую почву лучше проникает вода и воздух.

Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить почву?

Дети: Специальным заостренным  инструментом рыхлим верхний слой земли вокруг горшка так,  чтобы не повредить корни.

Воспитатель: Еще нужно очищать растение от пыли. Большие листья протираем влажной тряпкой. А мелкие листья опрыскиваем.

Воспитатель: Поливать растения нужно?

Дети: Да, чтобы оно не засохло.

Воспитатель: Кто покажет, как нужно это делать?

Поливать надо аккуратно (по краю горшка, в корешок нельзя).

А какой водой нужно поливать? (только комнатной температуры)

Воспитатель: А если растение выросло и ему стало тесно в маленьком горшке, что нужно сделать?

Дети: Нужно пересадить в большой горшок.

А сейчас я вам хочу предложить посадить Герань в горшок. Мне нужен будет помощник. Чтобы не было никому обидно, выберем по считалочке:

 В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки

Вот Розан, Герань, Толстянка,

Колких кактусов семья

Их польем мы спозаранку

Я и все мои друзья.

Сажаем цветок в заранее подготовленную землю в горшке.

Итог занятия в форме беседы с детьми.

Воспитатель: О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по разделы программы "Познавательное развитие" тема: "Водные ресурсы Земли"

Очень важно у воспитанников дошкольног возраста систематизировать знания о значении воды, распространении ее в природе, причинах уменьшения чистой пресной воды, основными загрязнителями, ис...

Водные ресурсы Земли презентация

Презентация содержит иллюстративный материал к НОД по ознакомлению с природой на тему "Водные ресурсы Земли"...

"Водные ресурсы Земли"

Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе формирования представления о Земле и о водных ресурсах планеты. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру дошк...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Водные ресурсы Земли"

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Водные ресурсы земли.

Водные ресурсы земли.Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни...

Презентация "Водные ресурсы Земли"

Презентация содержит иллюстративный материал по ознакомлению с миром природы "Водные ресурсы Земли" (родник, ручей, пруд, озеро, река, море, океан)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Водные ресурсы Земли"

Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, моря и т. д....