Проект "Что было до..."
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Борудкина Ульяна Андреевна

Участие в данном проекте позволит детям поближе познакомиться с предметами быта наших бабушек и прабабушек, перенесет их на сто лет назад и более. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_chto_bylo_do.docx37.28 КБ
Файл istoriya_bytovoy_tehniki.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Проект по окружающему миру

 с использованием компьютерных технологий

«Что было до...»

Выполнила: воспитатель МКДОУ№2

Борудкина У.А.

Цель: расширить знания детей о бытовой технике и о правилах безопасного обращения  с электроприборами.

Задачи:

  1. формирование  представлений об объектах окружающего мира;
  2. расширение представлений детей о бытовой технике, предшественниках современной бытовой техники;
  3. формирование правил безопасного поведения в быту.

Предназначено  для детей подготовительной группы 6-7 лет.

Продолжительность - 1 тематическая  неделя

Предполагаемый итог проекта - Сформировать у детей представления об истории бытовой техники, с целью формирования безопасного поведения в быту. Изготовление мини-макета бытовой техники.

Содержание проекта

  1. Презентация «История бытовой техники»
  2. Тематические беседы: «Домашние помощники», «Правила безопасного обращения с бытовой техникой», «Я один дома»
  3. Дидактические игры :
  • Моя квартира
  • Что будет если...
  • Чудо рядом
  • Закончи моё предложение

        4. Сюжетно-роевая игра «Магазин электробытовой техники»

        5. Загадки о бытовых приборах

        6. Опыт «Откуда берется электричество?»

        7. Создание «Выставки электроприборов» с привлечением родителей к участию в проекте.

В проекте использованы также иллюстрации  и атрибуты по теме, электронный конструктор «Альтернативная энергия» и «180 схем»

Ход проекта:

Презентация «История бытовой техники» может быть использована в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, состоит из 26 слайдов.

Содержание презентации:

  1. Титульный лист.
  2. Картинка «Русская печь»
  3. Картинка «Русская печь»
  4. Картинка «Печь (голландка)»
  5. Картинка «Печь «буржуйка»
  6. Картинка «Газовая плита»
  7. Картинка «Электрическая плита»
  8. Картинка «Валек»
  9. Картинка «Стиральная доска»
  10. Картинка «Стираем на доске»
  11. Картинка «Стиральная машина «Сибирь»
  12. Картинка «Стиральная машина «Сибирь» (вид изнутри)
  13. Картинка «Стиральная машина – автомат»
  14. Картинка «Веник»
  15. Картинка «Пылесос»
  16. Картинка «Робот – пылесос»
  17. Картинка «Печной утюг»
  18. Картинка «Утюг (угольный)
  19. Картинка «Утюг электрический»
  20. Картинка «Самовар»
  21. Картинка «Электрический самовар»
  22. Картинка «Чайник»
  23. Картинка «Электрический чайник»
  24. Картинка «Печные горшки»
  25. Картинка « Аэрогриль»
  26. Картинка «Мультиварка»

Работа с презентацией. Комментарии педагога.

Слайд 1. С незапамятных времен люди стремились жить в комфорте, изобретая всевозможные устройства, облегчающие или улучшающие условия жизни. Так в жизнь людей пришла бытовая техника. Сегодня в каждом доме можно насчитать не менее пяти единиц бытовой техники – каждодневной помощницы ваших бабушек и мам. Но давайте с вами немного перенесемся в прошлое и узнаем, что было помощниками наших прабабушек в ежедневной работе по дому.

Слайд 2. В центре картинки (и дома) – Русская печь. Русская печь – полноправная участница сказок. Именно она послужила транспортом Емеле, в ней прятались братец и сестрица из сказки «Гуси – лебеди», в нее отправлял на лопате Ивашечка или Жихарка Бабу-Ягу. Пожалуй, невозможно представить жизнь крестьянина без русской печи. В печи готовились щи или каша, сушились для запасов на зиму ягоды и грибы, на печи можно было высушить мокрую одежду и обувь, в холодное время года печь обогревала жилище. На печи спали дети или старики.

Слайд 3.Так выглядит русская печь спереди. В устье печи закладывали дрова, после того, как дрова прогорали – ставили горшки с кашей, отправляли на деревянной лопате хлеб. Охваченная жаром со всех сторон, пища запекалась и была необыкновенно вкусной. Чтобы горящие угли не попадали на пол, устье закрывали заслонкой. Рядом с печью стоят ухваты, они были нужны для того, чтобы отправлять и вынимать горшки с едой из печи. Сбоку – лопаты для хлеба.

У русской печи были и свои недостатки: для того, чтобы ее протопить, нужно было очень много дров, да и места в доме она занимала достаточно много.

Слайд 4. Печь – «голландка» пришла на замену русской печи.«Голландка» более компактна, с помощью этой печки во многих домах со временем получилось наладить водяное отопление. На чердаке дома ставился котел с водой, тепло от печи нагревало воду, которая по трубам циркулировала по всему дому, отапливая жилье. «Голландка» также использовалась для приготовления пищи - сверху печи железная плита, на которой как на современных плитах, варили или жарили. Правда, испечь хлеб в ней уже не получится.

Слайд 5. Печь – «буржуйка» не раз приходила на помощь людям. В блокаду, когда в осажденном городе не было ни электричества, ни газа, ни отопления она обогревала жилища, на ней готовили еду. Эту печь можно установить в любом помещении, будь то бытовка рабочих или комната многоквартирного жилого дома, трубу от печи для выхода дыма можно просто высунуть в окно.

Главный недостаток этой печи – быстро нагревается и быстро остывает. За довольно большое количество топлива, которое «съедает» эта маленькая печь, ее и прозвали «буржуйкой».

Слайд 6. С появлением центрального отопления необходимость в печи для обогрева жилища отпала. На смену печам пришли газовые плиты. Изобретателем кухонной плиты принято считать Бенджамина Франклина – американского ученого, журналиста, издателя, политического деятеля. Внутри изобретенной им новой печи находился лабиринт из трубок, проходя по которым раскаленный газ равномерно разогревал большую площадь печки. Газовая плита стала постоянной помощницей наших бабушек и мам.

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)

Слайд 7. А вот другая плита – электрическая. Она сделана по тому же принципу, что и газовая, но трубки в ней вместо газа нагреваются электричеством. Плиты состоят из трех частей, не зависящих друг от друга. Это варочная панель или еще ее называют конфорочной. Под варочной панелью располагается жарочный шкаф (духовка). И в самом низу, под духовкой, есть выдвижной ящик, предназначенный для хранения посуды или других принадлежностей. С усовершенствованием кухонных плит облегчается труд домашних поваров и кулинаров. Разработчики облегчают не только процесс приготовления пищи, но и процесс очищения этих приборов. Например, есть функция самоочищения духовки. Это когда при очень высокой температуре, около 500 °C, в духовке сгорают все остатки продуктов и потом нужно только лишь протереть тряпочкой всю поверхность.

Слайд 8. До того момента пока не изобрели стиральную машинку, стирка вещей представляла собой очень трудоемкий процесс. Вещи носили стирать на водоемы. Там их полоскали, били палками, терли камнями, потом опять полоскали. От таких стирок вещи портились, теряли цвет и форму.
Перед вами – валек. Его использовали для стирки. Об валек терли загрязненную одежду. Еще один способ стирки – кипячение белья, тоже требовал немалых затрат сил и времени.
Слайд 9. В 1797 году было создано первое приспособление для стирки – доска. Об рифленую поверхность доски терли загрязненную одежду.

Слайд 10. Доску можно было установить в таз, где со стиральным порошком или мылом замачивалось белье. Затем намыленные загрязненные места одежды терлись об доску, споласкивались в тазу и снова терлись. И так повторялось, пока одежда или белье не становились чистыми. Такая стирка занимала много времени, да и ткань от такой стирки портилась.

Слайд 11. А здесь перед вами уже стиральная машина. Такая машина, возможно, была у ваших бабушек. Называется она «Сибирь». Это машина – «полуавтомат», так ее называли потому, что для части цикла стирки: заливки и слива воды, отжима белья ей требовалась помощь хозяек.

Слайд 12. Давайте заглянем внутрь этой стиральной машины. С помощью резинового шланга, надетого на водопроводный кран, в машину наливалась вода для стирки,  затем добавлялся стиральный порошок или натертое на терке мыло. Слева – бак для стирки, в него закладывалось грязное белье. Затем машина включалась. После стирки белье полоскалось или в машине (для этого требовалось слить грязную мыльную воду из машины с помощью шланга и налить чистую), или в тазу. Прополосканное белье закладывалось в центрифугу (справа) и там отжималось. Такую стиральную машину мы до сих пор можем увидеть в деревнях, в домах, где нет водопровода. Но стирка на такой машине все же занимала много времени.

Слайд 13. Процесс ручной стирки постепенно стал полностью автоматическим. Появилась лучшая помощница хозяйки – стиральная машина. Все вы ее видели. Она представляет собой большую «тумбочку», которая стоит в ванной или на кухне. Машинка подключается к электричеству и подсоединяется к основным системам водоснабжения и канализации. Это нужно для того, чтобы в машинку поступала чистая вода и удалялась грязная. Бывают машинки, в которые белье загружается сверху, а бывают, где люк располагается сбоку. После того как белье в машинке, нужно засыпать в специальный контейнер порошок и выбирать программу, по которой будет выполняться стирка. На лицевой панели стиральных машин бывает устройство выбора этих программ – колесики либо кнопки.
По окончании стирки белье из машинки достается почти сухим. Его остается только развесить.
Чтобы оценить важность этого бытового прибора, стоит попробовать постирать белье несколько раз руками.

Слайд 14. Первым помощником в уборке дома был веник. Его делали из прутьев. Веником можно было и пол подмести, и паутину из углов собрать.

Слайд 15. Первый прибор, похожий на пылесос, был изобретен американцем  примерно полтора века назад. Назывался он – подметатель ковров. В Европе первый пылесос появился в 1901 году, его называли «Фырчащий Билли». Работал прибор на бензине. Он был очень большой и не помещался во многих домах, поэтому ковры выносили чистить на улицу. Или с улицы в теплое время просовывали шланги через окно. Но если с его габаритами проблема была как-то решена, то вот с ревом, который издавал пылесос, справиться оказалось сложнее. Лошади, а тогда они были самым распространенным видом транспорта, шарахались от рева пылесоса, и поэтому через некоторое время главный полицмейстер Лондона запретил использовать такие пылесосы на улице. Теперь пылесосили только в больших помещениях.

Современные пылесосы значительно отличаются от своих предшественников. Они занимают мало места. Самый маленький – по размеру не больше альбомного листа. Увеличилось и количество функций, которые выполняют пылесосы. Некоторые приборы могут не только убирать пыль, но и мыть окна, стены, мебель, ковры, собирать воду на полу и даже чистить раковины.


Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.
(Пылесос)
Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу.
(Пылесос)


Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

Слайд 16. В 21 веке появились роботы-пылесосы. Их нужно только запрограммировать и запустить – и они сами уберут все загрязненные поверхности.


Слайд 17. Известно, что после стирки вещи становятся мятыми. Как придать им привлекательный вид? Просто расправить – недостаточно. Нужно их погладить – для этого потребуется утюг.
Раньше, до изобретения электричества, применяли другой принцип глажки. После стирки по белью проводили специальными ребристыми деревянными досками с ручкой. За счет этих ребрышек ткань многократно подвергалась механическому воздействию. В результате белье становилось мягким, и складки исчезали. Недостаток этого способа – большая трудоемкость и значительный износ ткани.

Перед вами – печной утюг. Его нагревали на печи, затем гладили им белье. Печной утюг был довольно тяжелым, к тому же его температуру регулировать было невозможно. Если он нагревался недостаточно – то плохо разглаживал, если перегревался – то мог прожечь ткань.


Слайд 18. Позднее стали использовать утюги из чугуна. Они были очень тяжелыми и имели полость внутри, в которую насыпали горячие угли, за счет чего утюг нагревался. Угли быстро остывали, и нужно было добавлять их снова и снова. И было очень неприятно, когда из утюга на чистое наглаженное белье выпадал кусочек угля.

Слайд 19.В современных утюгах используется принцип теплового воздействия на ткань и механического давления на нее, за счет чего волокна расправляются. Иногда для лучшего разглаживания применяют пар. Белье сначала сбрызгивают водой, потом проводят утюгом, либо утюг сразу выбрасывает пар во время глажки на белье. За счет проникновения пара в волокна ткань размягчается и разглаживается.
Утюг, прибор тяжелый, в процессе работы всегда очень горячий, работает от электрического тока, поэтому пользоваться им нужно осторожно, соблюдая правила техники безопасности.


В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)


Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается.
(Утюг)

 Слайд 20. Как приятно попить чайку. Еще приятнее вечером собраться за столом всей семьей за чаем и приятной беседой. Чай на Руси был любимым напитком. Воду для чая нашим прапрадедушкам и прапрабабушкам грел самовар. Такой самовар назывался

« жаровым ». В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Внутри самовара находится труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки  или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом, а когда закипала в самоваре вода, то в специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварной чайник.

Своими самоварами был известен город  Тула.

Слайд 21. Старинные самовары с появлением электрических и газовых плит заняли место в музеях, но современные мастера, сохранив внешний облик самовара, немного изменили его. Нынешние самовары работают по принципу электрочайника. Они хороши как сувениры, и вполне могут занять место на праздничном столе, собирая вокруг себя семьи и угощая вкусным свежим чаем.

Слайд 22.

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок.
Всего одна рука,
И та – на спине.
Сложно отгадать такую загадку? А ведь до недавнего времени чайник выглядел именно так, а некоторые до сих пор имеют такую форму. Правда, эти раритеты с секретом. Внешне они выглядят как добрые старые чайники, а работают по-другому, как современные. Как такое может быть? С развитием технологий появилась возможность изготавливать чайники разной формы.
Чайник – один из самых распространенных бытовых приборов. Он есть практически на каждой кухне и даже во многих офисах. «Вместе с чайником в дом приходит счастье» – гласит старинная китайская пословица. Считается, что первые чайники стали делать из глины в Китае. В них заваривали чай. В России чайники появились в XVII веке. Долгое время чайники нагревали, ставя на огонь.

Слайд 23.Первый электрический чайник изобрели отставной полковник  в 1893 году. Этот прибор грел воду очень медленно и потреблял много электроэнергии.
В  1956 году был создан первый полностью автоматический чайник, похожий на тот, которым привыкли пользоваться мы. Сейчас для изготовления чайников применяют различные материалы: пластмассу, стекло, нержавеющую сталь. Самой распространенной формой современного чайника является форма кувшина. Внутри корпуса-кувшина находится нагревательный элемент.
Корпус чайника размещается на отделяющейся подставке с центральным контактом, что позволяет поставить чайник с любой стороны. От подставки идет электрический шнур к розетке, к которой и подключается чайник. Чайники бывают разной вместительности. В некоторые входит только стакан воды, в некоторые – несколько литров. Еще один важный элемент чайника – это индикатор уровня воды, узкое вертикальное окошко с разметкой. У каждого чайника есть минимальный и максимальный уровни наполнения. Если налить воды меньше минимального уровня, то чайник может сломаться. «Перекипеть» вода в современном чайнике не может, при закипании он автоматически отключается.

Слайд 24. Все, наверное, помнят сказку Братьев Гримм про волшебный горшочек, который умел сам варить кашу. Вот перед вами – обычные, не волшебные горшки, в которых наши предки варили щи и каши. А если бы им сказали, что возможно варить, жарить, печь без печи, очага, костра, нам бы не поверили. Однако, в 21 веке приготовление пищи не в печи и не на плите стало возможным. Давайте посмотрим на современные «волшебные горшочки», изобретенные людьми безо всякого волшебства.

Слайд 25. Аэрогриль — устройство, состоящее из круглой стеклянной колбы и специальной крышки, в которой располагается элемент нагрева и вентилятор. После нагревания элемента до заданной температуры, вентилятор создает завихрения горячего воздуха, которые позволяют равномерно пропекать, зажаривать, тушить, варить готовящееся на его решетке блюдо.

Слайд 26. Мультиварка – одно из последних изобретений, способное заменить и плиту, и духовку. Есть мультиварки и с функцией печи для хлеба. Достаточно заложить в чашу мультиварки продукты по рецепту и выставить нужную программу, и можно заниматься любыми другими делами. Следуя программе приготовления, мультиварка сварит суп или кашу, испечет пирог или хлеб, приготовит йогурт, простерилизует бутылочки для детского питания. Встроенный таймер выключит мультиварку в нужное время. Существуют у нее и отсроченные программы – с вечера засыпал в чашу крупу для каши, посолил, налил воды, поставил – каша будет готова к нужному часу. Проснулся – вот и завтрак. А если семья опаздывает к обеду – тоже не беда. В мультиварке несколько часов еда сохраняется горячей, если нужно.

В 21 веке нам сложно представить свою жизнь без бытовой техники. При соблюдении правил безопасности и инструкций наша техника будет долго служить нам.

При составлении ЭОР были использованы картинки и тексты поискового сервиса «Яндекс».

2. Тематическая беседа «Домашние помощники»

Цель: закрепить названия  и назначение домашних электроприборов, уметь называть действия, совершаемые приборами, рассказывать о них, выделяя главные признаки, группировать их по сложности использования.

Тематическая беседа «Правила безопасного обращения с бытовой техникой»

Цель: подвести к самостоятельным выводам о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными предметами. Закрепить номера 01 и 112.

Тематическая беседа «Я один дома»

Цель: формировать представления детей о предметах домашнего быта, являющихся источниками потенциальной опасности, о правилах безопасного поведения дома.

3. Дидактические игры

«Моя квартира» - закрепить умение правильно выбирать картинку с изображением б/т для выбранной части квартиры.

«Что будет, если...» - знать правила обращения с электроприборами, уметь верно выстраивать цепь событий по речевой схеме «если..., то ...»

«Чудо рядом» - закрепить знания о работе ТЭС. ГЭС, АЭС. Уметь обобщать главные признаки электроприборов.

«Закончи моё предложение» - уметь правильно называть электроприборы, развивать внимание и быстро отвечать на поставленный вопрос.

4. Сюжетно-ролевая игра  «Магазин электробытовой техники»

  • знать разновидности товаров, уметь рассказать об отличительных особенностях и функциях разных видов товаров.

5. Загадки о бытовых приборах

Он квартиру убирает, пыль и мусор обожает (пылесос)

Он воздух быстро охлаждает и помещенье освежает (кондиционер)

Он может волосы сушить и аккуратно уложить (фен)

Дело главное ёё-  чисто выстирать бельё (стиральная машина )

Ей нипочем тарелок груда, её работа мыть посуду (посудомоечная машина)

Он пищу разную хранит, в нем холод и покой царит  (холодильник)

На завтрак очень вкусно он обжарит хлеб нам с двух сторон (тостер)

Она без видимых забот нам сок из фруктов отожмет (соковыжималка)

Он мгновенно без проблем нам собьет для торта крем (миксер)

Его в розетку мы включаем , когда захочется нам чаю (электрочайник)

В розетку ты её включи и мясо быстро измельчи (мясорубка)

Глядя на экран в квартире, видим, что творится в мире (телевизор)

Пар пустил дракон хвостатый и разгладил шарфик мятый (утюг_)

6. Опытно-экспериментальная деятельность - «Откуда берется электричество?»

Цель: знакомить с понятиями «Электричество, электрический ток», формировать основы безопасного обращения  с электричеством и чем можно заменить электричество.

Использование в опыте в том числе электронного конструктора «Альтернативная энергия».

7 . Изготовление макетов бытовой техники. Организация выставки.

Литература

Л.Л. Тимофеева «Загадки в нашем доме» Педагогическое общество России М2006

О.В Дыбина «Что было до ..» Творческий центр «Сфера» М2002

О.Л. Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Детство - Пресс Санкт-Петербург 2006

Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей» Детство - Пресс Санкт-Петербург 2007

И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников» Мозаика-Синтез М2009

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История бытовой техники. Выполнила: Борудкина Ульяна Андреевна воспитатель МКДОУ №2 г Новосибирска

Слайд 2

Русская печь

Слайд 3

Русская печь

Слайд 4

Печь (голландка)

Слайд 5

Печь «буржуйка»

Слайд 6

Газовая плита

Слайд 7

Электрическая плита

Слайд 8

Валек

Слайд 9

Стиральная доска

Слайд 10

Стираем на доске

Слайд 11

Стиральная машина «Сибирь»

Слайд 12

Стиральная машина «Сибирь» (вид изнутри)

Слайд 13

Стиральная машина - автомат

Слайд 14

Веник

Слайд 15

Пылесос

Слайд 16

Робот-пылесос

Слайд 17

Печной утюг

Слайд 18

Утюг (угольный)

Слайд 19

Утюг электрический

Слайд 20

Самовар

Слайд 21

Электрический самовар

Слайд 22

Чайник

Слайд 23

Электрический чайник

Слайд 24

Печные горшки

Слайд 25

Аэрогриль

Слайд 26

Мультиварка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"

Занятие по противопожарной безопасности...

Чтобы не было пожара,чтобы не было беды.

Консультацмя для родителей...

День Победы.Была война.Была Блокада...

Сценарий праздника "День Победы". Была война. Была Блокада...Для старшего дошкольного возраста "старшая группа"....

Проект по ОБЖ "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"

В настоящее время актуальной проблемой является пожарная безопасность.Дети дошкольного возраста не всегда могут защитить себя от пожара, так как отсутствует навык осторожного обращения с огнём. Дети о...

« Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»

Консультация для родителей...

КОНСПЕКТ НОД ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕМА: "БЫЛА ВОЙНА,БЫЛА БЛОКАДА...."

Конспект НОД  воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Была война, была блокада...." Данный мтериал может быть использован в подгото...