Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Реализуя полноценное экологическое образование ребенка в дошкольном учреждении, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Реализуя полноценное экологическое образование ребенка в дошкольном учреждении, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.
Задачи экологического воспитания:
- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- Систематизировать и углублять знания и живой и неживой природе.
- Учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, показать многообразие живых организмов и их сообществ, формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.
- Воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения видам, вне зависимости от симпатий и антипатий.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту.
- Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями.
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.
Эффективность экологического развития дошкольников во много обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, её содержание нужно перевести в конкретный план действий, то есть организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:
- Занятие, как специально организованная форма обучения.
(это занятия, экскурсии, наблюдения, изодеятельность экологической тематики, ознакомление с трудом взрослых, обучение детей труду по уходу за растениями, развитие речи ( составление описательных, сравнительных рассказов о природных объектах и явлениях природы, придумывание экологических сказок)
- Совместная деятельность педагога и детей. ( Диагностика экологической воспитанности детей, целевые прогулки в природу, игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные), рассказы воспитателя и чтение худ. Литературы, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, рассматривание и обсуждение дидактических картинок, иллюстраций о природе, сбор коллекций семян, камней, осенних листьев, опыты, поисковая деятельность, ведение календаря природы, дневников наблюдений)
- Самостоятельная деятельность детей. (разные виды игр, уход за растениями, рассматривание книг, энциклопедий, коллекционирование, изготовление поделок из природного материала)
Важнейшим компонентом работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.
Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений об окружающей природы, первоначальное овладение умениями посильно помогать живому. Это позволяет сделать наблюдение. В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально-позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения – сравнение, установление связей. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за растениями, составление рассказов о природе. В старшем дошкольном возрасте важно не только дальнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к её объектам и явлений. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-802563-1468838127.jpg)
Консультация для родителей: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-1041759-1528037479.jpg)
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-729306-1465462247.jpg)
Семинар практикум для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
семинар для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-1093240-1678594103.jpg)
статья для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку"
развитие логического мышления, развития речи, решение экологических задач...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-225588-1363860073.jpg)
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируютс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1332958-1669266821.jpg)
Консультация для педагогов Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период
консультация для педагогов...