Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Реализуя полноценное экологическое образование ребенка в дошкольном учреждении, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologtcheskoe_vospitanie_detey.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Реализуя полноценное экологическое образование ребенка в дошкольном учреждении, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.

Задачи экологического воспитания:

  •  Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  •  Систематизировать и углублять знания и живой и неживой природе.
  •  Учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, показать многообразие живых организмов и их сообществ, формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.
  •  Воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения видам, вне зависимости от симпатий и антипатий.
  •  Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту.
  •  Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями.
  •  Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
  •  Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.

Эффективность  экологического развития дошкольников во много обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, её содержание нужно перевести в конкретный план действий, то есть организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

  1. Занятие, как специально организованная форма обучения.

(это занятия, экскурсии, наблюдения, изодеятельность экологической тематики, ознакомление с трудом взрослых, обучение детей труду по уходу за растениями, развитие речи ( составление описательных, сравнительных рассказов о природных объектах и явлениях природы, придумывание экологических сказок)

  1. Совместная деятельность педагога и детей. ( Диагностика экологической воспитанности детей, целевые прогулки в природу, игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные), рассказы воспитателя и чтение худ. Литературы, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, рассматривание и обсуждение дидактических картинок, иллюстраций о природе, сбор коллекций семян, камней, осенних листьев, опыты, поисковая деятельность, ведение календаря природы, дневников наблюдений)

  1. Самостоятельная деятельность детей. (разные виды игр, уход за растениями, рассматривание книг, энциклопедий, коллекционирование, изготовление поделок из природного материала)

Важнейшим компонентом работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.

Работу с младшими дошкольниками  следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений об окружающей природы, первоначальное овладение умениями посильно помогать живому. Это позволяет сделать наблюдение. В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально-позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения – сравнение, установление связей. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за растениями, составление рассказов о природе. В старшем дошкольном возрасте важно не только дальнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к её объектам и явлений. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для родителей: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

статья для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку"

развитие логического мышления, развития речи, решение экологических задач...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируютс...