Семинар практикум для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Аракелян Татьяна Викторовна

семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ekologicheskoe_vospitanie_detey.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для педагогов

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

 

Цель: формирование педагогической компетентности в экологическом воспитании дошкольников. 

 

Задачи:

  • Расширить представления педагогов об экологическом воспитании дошкольников; 
  • Мотивировать на развитие творческого компонента через разработку экологического проекта 
  • Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории  детского сада;
  • Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
  • Профилактика профессионального выгорания педагогов

 

Оборудование: 

ноутбук, 

проектор, 

музыкальное сопровождения для конкурса «Ловкие рыболовы»

изображения рыб,

ячейки от киндер сюрприза 14 шт, 

текст стихотворения Дудина «Берегите Землю» — 2 шт

бумага А4, 

ручки. 

Зола

 

Ход Семинара.

       Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше, особенно тех мест, где он родился, где живет. Каждый житель должен знать окружающий мир и стремиться к гармонии во взаимоотношениях с живой природой. Человек, вырастивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет сломать цветущую ветку или разорить птичье гнездо. Постоянное и доброе общение с природой и должно стать важнейшей потребностью любого человека. Для того чтобы избежать угрожающих природе последствий, мы должны хорошо знать природу и ее законы, беречь и охранять ее, и конечно же, приумножать ее богатства! 

       Наш сегодняшний семинар будет состоять из двух частей.

В первой части мы поговорим об актуальности экологического воспитания детей дошкольного возраста, вспомним основные понятия, затронем тему предметно развивающей среды в ДОУ, и как она способствует  экологическому образованию.

Вторая часть нашего семинара пройдет в игровом формате, вы поучаствуете в экологических играх, сможете проверить свои знания, возможно узнать что-то новое и интересное для себя, ну и конечно –же пообщаться с коллегами, выполняя задания.

        Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Дети экологически не воспитаны:

Доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы сформировано на низком уровне.

Не достаточен запас знаний об окружающей природе, и как результат — потребительское отношение к ней

Является ли экологическое воспитание сегодня актуальным? 

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

        Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического образования детей дошкольного возраста?

 Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду. Рассмотрим такие значимые  понятия как экология, экологическая культура, экологическое воспитание и образование.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, а так же  влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Экологическая культура включает  экологическое сознание и экологическое поведение человека. Люди, могут обладать необходимыми знаниями, но из-за  несформированности  экологической культуры, не руководствоваться ими.

Экологическое воспитание  это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Экологическое образование дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, ведь в природе все взаимосвязано.  Маленькие дети не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу, поэтому основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно — правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ставит перед собой  три основные задачи 

Которые  тесно взаимосвязаны, и их необходимо рассматривать, и решать  в комплексе.

 

      Представления ребенка о мире природы формируются на основе знаний, которые он получает. Знания несут в себе информацию о разных сторонах окружающей действительности. Чем больше разнообразной,  информации получает ребенок тем легче  ему ориентироваться в окружающем мире. Но надо понимать, что для каждого отдельного человека, понятие информативности неоднозначно: для одного данное знание информативно, а для другого — нет. Например, для ребенка двух  лет  знание  о  том,  что  животное,  которое  он  видит в  доме, называется собакой, информативно. Для пятилетнего дошкольника эти знания уже не несут в себе новую информацию. Для  каждого  человека  существует  низший  и  высший  пороги информативности знаний. Низший порог — это предел, за которым  ребенку  о  предмете  или  явлении  природы  «все  известно», это  своего  рода  фундамент,  на  котором  начинает  выстраиваться новое  знание.  Высший  порог  —  это  планка,  за которой  процесс познания труден, поскольку знания сложны для ребенка данного возраста. Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии, а  знания  должны не только нести информацию, но вызывать эмоции.

      Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные, необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. 

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. 

      Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе — необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность — создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

      В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.

Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.

Труд в природе не так значим для детей, дети не умеют системно трудится, а только выполняют трудовые поручения. Отвлекаются во время работы, не доводят начатое до конца. Вместе с тем, знают, где лежит оборудование для труда, но не умеют организовывать пространство, выбирают легкое задание, отказываясь делать то, что не любят. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию трудовых умений у детей.

      Природа обладает большим психолого-педагогическим потенциалом в воспитании детей дошкольного возраста

 В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.

      В дошкольном  учреждении необходимо создать такую предметно развивающую среду, которая бы способствовала экологическому воспитанию детей.

Педагогические условия указанные на слайде могут обеспечить успех в реализации задач экологического воспитания детей  

     Развивающая среда способна одновременно включить в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы, при условии что  эта среда имеет естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованна, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

      Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

       Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Так, например, для организации пространства в экологической комнате обосновано выделение ряда функциональных зон (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой). Лаборатория —  элемент развивающей предметной среды — создается для исследовательской деятельности детей.

Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания.

      Остановимся с вами более подробно на таком элементе развивающей предметной среды как экологическая тропа. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников

Система экскурсий-путешествий по экологической тропе планируется в соответствии с требованиями ФГОС, Типовой образовательной программой дошкольного воспитания и экологической программой.

Экскурсии — путешествия строятся на интегративной основе: на тропе с детьми необходимо обсуждать, наблюдать, рассматривать, анализировать, играть, а свои впечатления об увиденном, дети выражают в непосредственной образовательной деятельности.

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы согласно возрасту детей.

Работа по экологической тропе ведется в течение года, исходя из принципов сезонности. Продолжительность экскурсий — путешествий зависит от возрастных особенностей:

  • младший возраст — 15-20 мин.
  • старший возраст — до 30 мин.

к одному или нескольким объектам.

Формы работы на экологической тропе, которые педагог  может выбирать  в зависимости от  поставленных задач.

  • Наблюдение за природой и жителями экологической тропы;
  • Ролевые и имитационные экологические игры.
  • Исследовательская деятельность.
  • Ситуации эстетического восприятия природы.
  • Дидактические экологические игры. 
  • Продуктивная и художественная деятельность.

       С чего же нужно начать, чтобы реализовать  проект «Экологическая тропа» 

 Примерные этапы создания и оформления экологической тропы.

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  2. Составление картосхемы.
  3. Выбор хозяина тропы.
  4. Составление паспорта (дается краткое описание каждой станции).
  5. Изготовление табличек.
  6. Составление папок-рекомендаций с накопительным материалом по каждому объекту экологической тропы.
  7. Составление правил поведения на экологической тропе.
  8. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для

организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

  1. Открытие  экологической тропинки.

    Надо помнить, что на экологической тропе все должно быть разнообразным, привлекательным и доступным для детей.

Любой проект имеет несколько  последовательных этапов,  в которых прописываются  задачи, риски, ресурсы,  сроки, ответственные,  предполагаемый результат 

Примерный план реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

  • Теоретический анализ состояния проблемы.
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов.
  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Выбор оборудования и материалов для организации «экологической тропы» на территории детского сада;
  • Составление плана мероприятий с детьми, педагогами и родителями.
  •  Создание «Паспорта экологической тропы»

2 этап — практический.

  • Выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
  • Создание объектов экологической тропы:

3 этап — заключительный.

  •  «Путешествие каждой возрастной группы по экологической тропе» (экскурсии);
  • Презентация проекта;
  • Публикация проекта на сайте МАДОУ.

 

       Уважаемые педагоги! Чтобы  улучшить предметно развивающую среду в нашем дошкольном учреждении для вас объявляется конкурс  проектов «Экологическая тропа на территории ДОУ». Положения к конкурсу проектов  мы раздадим вам в конце семинара (приложение 1). Данный конкурс  — это подготовительный этап реализации проекта. Ваша задача создать дорожную карту и высказать свои идеи. Лучший проект — победитель,  мы  реализуем в нашем детском саду.

А сейчас переходим к практической части нашего семинара. Которая состоит из  6 заданий.

 Для того чтобы работа проходила продуктивнее, предлагаю разделиться на команды.

И так первое наше задание называется «Составь сказку». Перед вами появятся предложения, ваша задача составить их в правильной последовательности. Чья команда справиться быстрей, получает 1 балл. 

(если нажать на облако, оно переместиться к нужному предложению)

Второе наше задание называется «Ловкие рыболовы». Для этой игры-задания от каждой команды нужно по 7 человек.

По очереди, под музыку участники команд должны перенести из ведерка «рыбок» (ячейки от киндер яйца, внутри которого фотография рыбы)

Задача команд ответить на вопрос, что этих рыб объединяет. За выполнение этого задания команды получают 1 балл.

Если команды отвечают на вопрос, какие рыбы изображены на фотографии,  это приносит за каждый правильный ответ дополнительные баллы.

Уловом первой команды является речная рыба, эти виды рыб являются обитателями бассейна реки Амур. 

Уловом второй команды, стала морская рыба. Данные виды рыб можно встретить в Охотском море. 

Третий наш конкурс называется «Следопыт». Я буду зачитывать вам особенности животного, а ваша задача найти его по описанию среди фотографий, чья команда узнает больше животных, та и получает за это задание один балл.  (Приложение 2)

На слайде вы видите фотографии дальневосточных животных. Но названия перепутаны, чтобы проверить правильно ли вы соотнесли животное,  нужно нажать на название. 

Знак вопроса изменит цвет на  фотографии с изображением этого животного.

Командам дается время для раскодирования экологического термина.

Команда, справившаяся с расшифровкой быстрее, получает 1 балл 

Команда  получает дополнительные баллы, если дает  определение и приводит пример. 

(При нажатии круглых кнопок в таблице на слайде, под «ключом» появляется прозрачная (бледная) буква, чтобы  она окрасилась  в яркий цвет нужно нажать на нее.

Что же обозначает данный термин? 

Сукцессия (от лат. Сукцессио – последовательность, преемственность) – это процесс саморазвития биогеоценозов, происходящий вследствие взаимодействия живых организмов между собой и со средой обитания. Сукцессии с участием растений бывают первичными и вторичными. Первичные сукцессии связаны с появлением и развитием растительных сообществ в тех местах, где растительности раньше не было. Примером сукцессий этого типа может служить поселение лишайников на голых скалах или сосны обыкновенной на песчаных дюнах. Вторичные сукцессии  это восстановление естественной растительности после определенных нарушений, например, восстановление лесов после пожара или луговой растительности на месте брошенного пшеничного поля.

        Как вы думаете почему, это термин был зашифрован в нашей игре? Что общего у данного процесса с педагогикой и педагогами? 

       Данным термином, я хотела показать вам, что в природе все имеет последовательность и преемственность, а также развитие. Даже там, где казалось бы, нет шансов, после опустошения и выгорания – природа доказывает обратное – восстановление возможно, вследствие взаимодействия живых организмов между собой и со средой обитания.

Психологический тренинг направленный на профилактику профессионального выгорания педагогов (проводит педагог – психолог) 

«Метаморфоза»

        Педагогам предлагается написать на листке бумаги, свои негативные установки, которые мешают и влияют на настроение, взаимоотношение с людьми и т.д. Затем смять листок, сжать его в ладони правой руки, переложить в левую ладонь и повторить сжатие. После этого выкинуть смятый лист в мусорное ведро  и избавиться от удручающих, разрушающих мыслей. 

(После того как все участники положат смятую бумагу в ведро, вытащить из него заранее приготовленную  золу)

         А сейчас, я хочу показать вам превращение, преобразование минуса на плюс. Ваши ненужные мысли сгорят синим пламенем и станут хорошей подкормкой для цветов, которые мы высадим этой весной на клумбе возле центрального входа. 

Это заключительное задание в нашем семинаре и называется оно «Синквейн»  команды составьте свои синквейны, которые бы отражали ваше отношение к теме экология.

Природа.

Божественная, благодатная.

Восхищает, преображает, перерождается.

Цель человека сохранение природы! 

Жизнь!

 

       Уважаемые коллеги, наш семинар подходит к концу и пора подводить итоги игры двух замечательных команд. В завершении следует отметить, что воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине. Если  педагоги обладают экологическими знаниями,  сами умеют видеть красоту природы и бережно к ней относятся, то смогут увлечь детей и сформировать в них нравственные ценности и  экологическую культуру.

Спасибо всем за внимание. И за работу.

Источники:

  1. http://morshdetsad8.68edu.ru/data/uploads/dokymtnt-19/seminar-po-ekologii.pdf
  2. https://педпроект.рф/добрынина-е-в-семинар-практикум-2/
  3. https://varganova-ev-krgora-ds18.edumsko.ru/articles/post/1607492

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для повышения компетентности родителей воспитанников по вопросу экономического воспитания детей и адресована методистам, воспитателям дошкольных учреждений...

Городской семинар – практикум «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»

Внедрение в практику работы дошкольного учреждения мероприятий, направленной на повышение уровня системы нравственно—патриотического воспитания дошкольников в игровой деятельности....

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется налич...