Городской семинар – практикум «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»
материал

Хузяхметова Юлия Леонидовна

Внедрение в практику работы дошкольного учреждения мероприятий, направленной на повышение уровня системы нравственно—патриотического воспитания дошкольников в игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад №10 «Лучик»)



Городской семинар – практикум                            «Особенности нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»

Подготовили и провели:

Воспитатель Хузяхметова Ю.Л.


Российская Федерация
Московская область
г. Долгопрудный
15 марта 2018 г.

Внедрение в практику работы дошкольного учреждения мероприятий, направленной на повышение уровня системы нравственно—патриотического воспитания дошкольников в игровой деятельности.

Наша педагогическая деятельность началась с составления перспективного плана по работе с детьми (смотреть приложение № 2) и родителями (смотреть приложение № 3).

Наша работа с детьми строилась с учетом возрастных особенностей, уровня развития детей, с учетом индивидуальных способностей ребенка, при осуществлении личностно- ориентированного подхода. При планировании работы с детьми были определены наиболее эффективные методы и приемы, подобраны разнообразные формы организации детской деятельности.

Так как игра - ведущий вид деятельности дошкольника, а в младшем дошкольном возрасте и все занятия проводятся в виде игр, то работа по формированию нравственных навыков шла в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Так как дети очень эмоционально реагируют на получение новой информации через различные средства, большое внимание уделено чтению произведению художественной литературы, которые не только помогали раскрыть детям содержание каких-либо профессий, но и играли огромное воспитательное значение. При чтении «Доктор Айболит» К.Чуковского большой акцент делался не только с ознакомлением труда врачей, а, в первую очередь, на воспитание таких качеств, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе» акцент делался на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Вспоминая с ребятами цикл «Игрушки» А. Барто также стремились научить ребят заботиться об игрушках, учили проявлению добрых чувств, формировали правильное отношение к игрушкам. Но также чтение художественной литературы дало ребятам прекрасную возможность обогатить свои знания о мире профессий, о важности и значимости каждой профессии.

Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и одновременно поучительных минут доставило ребятам разыгрывание русских народных сказок. Например, играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу, при обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила. поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Также большое внимание было уделено ознакомлению детей с трудом взрослых через рассказы воспитателя- перед тем, как организовать сюжетно- ролевую игру «Больница» в доступной для детей форме было рассказано детям о том, кто работает в больнице, чем они занимаются. При ознакомлении детей с трудом работников детского сада воспитатель рассказал, кто работает в детском саду, чем они занимаются, как важен этот труд. В преддверии Дня защитника Отечества, воспитатель рассказал ребятам о Российской Армии, её воинах, о службе для сохранения мира на земле.

Большое значение для нравственного воспитания детей имеют беседы. С ребятами была проведена беседа «Кто заботится о нас в детском саду»-в ходе которой ребята показали свои знания о труде работников детского сада, о том, как они к ним относятся. Во время беседы «О труде парикмахера» ребята рассказывали, для чего надо ходить в парикмахерскую, знакомились с правилами личной гигиены. Перед организацией игры «Магазин» была проведена беседа «Опасные и безопасные продукты», которая помогла ребятам понять, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу. В ходе этической беседы «Что значит быть добрым?» у ребят формировались представления о дружбе, они учились оценивать поступки свои и товарищей (смотреть приложение №4).

Также для обогащения знаний детей были организованы и проведены дидактические игры, которые наряду с реализацией игровой задачи, решают и образовательные, и воспитательные задачи. В ходе проведения игры «Кому что нужно для работы» ребята не только выполняли задание, подбирая необходимые атрибуты к каждой профессии, но и пополняли знания о особенностях каждой профессии. В ходе дидактической игры «Право на любовь» ребята учились проявлять любовь и доброту по отношению друг к другу (смотреть приложение №5), в ходе игры «Счастливый случай» ребята знакомились с правилами культуры поведения (смотреть приложение №6).

Также с ребятами для вежливого общения был разработан словарь добрых слов и выражений, который помогает ребятам вести себя в соответствии с правилами (смотреть приложение № 7).

Перед тем, как организовывать сюжетно- ролевые игры с ребятами организовывались конструктивные игры, которые также помогали знакомству с трудом разных людей, учили играть и трудиться в коллективе.

Огромную пользу для воспитания нравственных качеств приносят подвижные игры, которые учат ребят не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому, и многие другие. С большим удовольствием ребята играли в такие игры: «Салочки-догонялочки» (смотреть приложение №8), «Лохматый пёс» (смотреть приложение №9), «Лиса и гуси» (смотреть приложение №10) , «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Салочки-выручалочки», «Кто раньше дойдёт до флажка?» и другие. Но самые интересные, познавательные, развивающие игры- это сюжетно-ролевые игры, дающие ребёнку широкое поле для действия, дают возможность каждому ребёнку попробовать себя в разных социальных ролях. Они обогащают не только интеллектуальный, но и духовно-нравственный мир ребёнка.  

При организации и проведении сюжетно- ролевых игр большое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств детей, При организации игры «Семья» ребята учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу (смотреть приложение № 11). Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения (смотреть приложение № 12), в игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе, оказывать помощь друг другу (смотреть приложение № 13).

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Любовь к детям, знание их склонностей и возможностей, умение наблюдать их игры, профессионализм и мастерство - качества, необходимые воспитателю для руководства играми. Такие воспитатели умело привлекают родителей и общественность к участию у дошкольников интереса к труду. Уважение к трудящемуся человеку и желания трудиться.

Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т.д. Атмосферу общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх.

Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на полях, фермах в учреждениях; заинтересованность их трудам служит богатейшим источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые знания о трудовом процессе  и его результатах.

Мы уже говорили, что патриотическое воспитанник связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием, У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности, Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам.  Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности, Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия,

Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности  (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.  Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных. связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все. Что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с  родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачатую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого-обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных положениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций:
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и тд. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом видео. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с  родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего, предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и тд. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Невозможно полноценное воспитание и развитие ребёнка без родителей. Параллельно работе с детьми велась работа с родителями. В начале учебного года было проведено родительское собрание «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольника через игру» - в ходе которого родители ознакомились с формами, методами и приёмами нравственного воспитания в игре, им были предложены игры, которые можно организовать в домашних условиях. Был организован просмотр видеоматериала «Игра-дело серьёзное», где каждый родитель имел возможность увидеть своего ребёнка в различных играх. Для родителей был подготовлен ряд консультаций: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности» (смотреть приложение № 14), «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера» (смотреть приложение № 15), «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (смотреть приложение № 16), семинар «Азбука вежливости» (смотреть приложение № 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для повышения компетентности родителей воспитанников по вопросу экономического воспитания детей и адресована методистам, воспитателям дошкольных учреждений...

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется налич...

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста". Теоретическая часть: доклад "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошколь...

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"...