статья для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шатохина Татьяна Юрьевна

развитие логического мышления, развития речи, решение экологических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazki.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку.

Шатохина Татьяна Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №165» г. Барнаул

Дошкольное образование

Ребенок приходит в детский сад с огромным творческим потенциалом. Задача педагогов-развить этот потенциал. Наполнить сосуд знаниями и умениями. Сделать этот процесс обучения и развития помогут сделать сказки.

Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «Обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки». Мы же перефразируем немного великого педагога «Обучение, развитие и воспитание в дошкольном возрасте невозможно без слушания и создания сказок».

Сказкотерапия способствует развитию многогранной личности. Этому вопросу посвящены многие труды специалистов.

Наша задача: использовать сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Предлагаем посмотреть на сказку с нетрадиционных позиций (борьба добра со злом, отношения и т.д.), а в рамках естественнонаучных позиций: взаимозависимости человека и природы.

        Где в работе использовать сказки?

  1. При проведении ООД
  2. Экскурсии
  3. Праздники
  4. Работа в уголках природы

Этапы работы со сказками.

  1. Чтение и обсуждение сказки

На этом этапе важно прочитать сказку выразительно (изменение голоса, паузы и т.д.), т.к. это оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка.

Обязательно дать детям высказать свое мнение по поводу услышанного. Затем педагогу необходимо выделить ключевые моменты и обратить внимание детей на них. Например, многие экологические и биологические понятия помогут объяснить авторские сказки: «Отшельник и роза» Б.Заходер- в этом произведении очень хорошо прослеживается такое понятие как «симбиоз», и т.д.

        В дошкольном возрасте дети легко наделяют объекты чувствами, мышлением. Этому есть простое объяснение-преобладание у детей эмоционального отношения к природе. Именно эта эмоциональная составляющая очень важна в экологическом воспитании дошкольников.

  1. Превращение

После выразительного чтения сказки, дать детям задание превратиться в какой-либо объект природы из этого произведения. Предложить ребенку поделиться своими чувствами от имени этого объекта. Попросить подумать, что бы они сказали людям (например, чтобы сказали людям деревья или река). Этот этап больше подходит для детей старшего дошкольного возраста. Младшим можно предложить просто превратиться в понравившийся предмет живой или неживой природы.

  1. Работа с фрагментами сказок.

Фрагменты сказок можно использовать при объяснении материала. Например, найти в сказках полезные свойства воды (полили розу и она расцвела, дали напиться богатырю и сила вернулась и т.д.), описание животных (окрас, повадки), растений и т.д. Задачи вышеописанного поиска должны также соответствовать возрастным особенностям детей.

  1. Сказочные персонажи

Этап, на котором материал объясняется от имени кого-либо персонажа сказки, а также при закреплении материала и проверки знаний.

Как правило, дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей и пытаются их научить, объясняя те или иные процессы уже знакомые им.

  1. Анализ сказки.

Анализ сказки проводится от имени всех героев сказки, т.к. каждый герой видит ситуацию со своей точки зрения. Таким образом, мы развиваем фантазию, логику, сочувствие, связную речь. Воспитываем бережное отношение к окружающему миру, умение видеть, как «надо» и как «не надо».

Важно осуществлять анализ сказки исходя из возраста детей.

  1. Сказочные вопросы и ответы.

Этот прием используется в основном для старшего дошкольного возраста на итоговых занятиях. Применяется в КВН, викторинах (подбираем вопросы именно по экологии. Например, почему нельзя было пить из лужицы с точки зрения экологии: микробы в воде, можно заболеть и т.д.)

  1. Сказки и театр.

В театрализованной деятельности огромные таятся огромные возможности: воспитательные, обучающие, закрепляющие.

Для представления с детьми младшего дошкольного возраста используются хорошо известные небольшие по объему сказки (например, «Под грибом» В.Г.Сутеева).

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать сюжет сказок.

  1. Сказки и творчество.

Младшие дошкольники с удовольствием иллюстрируют известные им сказки. Дети старшего возраста способны создавать целую сказку собственного сочинения с помощью иллюстраций, а затем по картинкам рассказать ее своим товарищам. В предварительной работе здесь необходимо использовать произведения художников на сказочные темы. Выбирать для показа те картины, где можно четко проследить взаимосвязь природы и человека, природные процессы, животных.

Можно использовать для показа картины И.И.Шишкина, И.И.Левитана, В.М.Васнецова.

Как правило, подобное творчество не ограничивается рисованием, это может быть и лепка и аппликация, различные нетрадиционные техники ИЗО.

А также дети любого возраста способны сочинять сказки: о мухе, об облаке, о щенке или может собственном придуманном фантастическом животном или растении. Этот способ может изменить отношение ребенка к окружающему миру, заставит посмотреть на окружающий мир другими глазами, научит замечать тонкости взаимосвязи природы и человека.

 Подробнее рассмотрим «сочинительство сказок».

Для того, чтобы сказки получились самыми настоящими, необходимо знать структуру этой самой «настоящей сказки».

В.Я.Пропп выделял тридцать одну функцию построения композиции сказки. Конечно, детям дошкольного возраста знать их все вовсе ненужно, но педагог должен их знать. Их знание упрощает процесс научения создания (сочинения) сказки. Также Пропп выделил три основных принципа построения сказки: постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются; число функций всегда ограниченно; последовательность функций всегда одинакова.

Функции сказки:

1.Запрет

12.Возвращение

2.Нарушение

13. Прибытие

3.Вредительство

14. Возвращение домой

4.Отъезд героя

15.Ложный герой

5.Задача

16. Беда ликвидируется

6.Встреча с дарителем

17. Узнавание героя

7.Волшебные Дары

18. Ложный герой изобличается

8.Появление героя

19. Наказание антагониста

9.Сверхъестественные свойства антагониста

20. Свадьба

10.Борьба

11.Победа

Здесь мы перечислили лишь те функции, которые необходимы для работы с детьми, остальные одиннадцать функций предназначены скорее для лингвистов.

Следует отметить, что в сказке может использована и как-то проявится только одна, две, три и т.д. функции, необязательно все.

Таким образом, педагог, владея знаниями о структуре сказки легко поможет детям сочинять собственные сказки на любые темы, в данном случае-экологические.

Приведем примеры вариантов сочинения экологических сказок.

  1. Перевирание сказки

Здесь уместно предложить детям добавить персонаж в известную сказку, например в «Сказке о рыбаке и рыбке» добавить рыбного инспектора. Дед ловит неводом рыбу, с точки зрения охраны природы такой способ ловли рыбы запрещен. Что произойдет в сказке с появлением этого персонажа? Как будут развиваться события. Можно пофантазировать на эту тему.

  1. «Сказочный компот»

В одной сказке встречаются герои из разных сюжетов. Например, все зайчики из известных сказок объединятся в борьбе с лисой. Что произойдет с точки зрения экологии, если вдруг зайцы победят и не останется ни одной лисы?

  1. «Наизнанку»

Предложить детям пофантазировать, а что будет если герои поменяются своими качествами, например три поросенка станут злыми и хитрыми, а волк добрым и веселым? Как изменится жизнь лесного сообщества?

  1. Сказка-схема

Придумать сказку по заданной схеме. Например, при закреплении темы «Земноводные» можно задать сюжет: пришла лягушка в гости к черепахе или сказка про комара и божью коровку при закреплении темы про насекомых.

Вариантов множество, это только лишь некоторые из них.

Все в ваших руках, уважаемые педагоги. Сказки дают огромную возможность развить, воспитать, обучить всесторонне развитую личность.

     

                                             Литература:

  1. Пропп В.Я. Морфология сказки -М., «Лабиринт», 1998 г.-152 с.
  2. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки, праздники-М., Линка-Пресс, 2002 г.-192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные фор...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку»

laquo;Экономическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку» доклад на круглый стол...

Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями».

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родн...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."...