Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель проекта: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления. Формирование у детей  и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческо-исследовательский проект

по экологическому воспитанию

 «Как прекрасен этот мир»

для подготовительной группы детского сада

Цель проекта: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления. Формирование у детей  и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

Образовательные:

- Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе;

- Формирование умений и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружений);

Развивающие:

- Развитие познавательного интереса к миру природы;

- Развивать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий;

-Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

Продолжительность проекта:1 неделя (с 3 июня по 7 июня 2019г.)

Тип проекта: познавательно — исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность: проект «Как прекрасен этот мир» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.

Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Поэтому главная цель проекта - развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Очень важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Реализация проекта:

Число

Тема дня

Мероприятия

3 июня

«Мир природы»

Экологический праздник «Как прекрасен этот мир»

4 июня

«Воздух»

  • Акция «Чистое утро».
  • Экспериментальная деятельность: Опыты с воздухом
  • Чтение экологической сказки «Вслед за ветром»
  • П/и «Летает, плавает, бегает»
  • Наблюдения за погодой, ветром.
  • Д\и «Когда это бывает»
  • Физкультминутка: «Дует ветер с высоты»
  • Игры – забавы с ветром

5 июня

«Вода»

  • Беседа «Кому нужна вода»
  • Наблюдение за неживой природой: «Дождь».
  • Чтение эколог. сказки «Как Тучка была в пустыне»
  • Д\и «Кто где живет»
  • П/и «Ходят капельки по кругу»
  • Пальчиковая гимнастика: «Дождик»
  • Экспериментальная деятельность: Свойство воды
  • Трудовая деятельность: Полив комнатных растений в уголке природы
  • Игры с песком и водой

6 июня

«Растения»

  • Беседа на тему: «Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!»
  • Экскурсия по территории детского сада: Наблюдение за деревьями.
  • Труд: Протирание листьев и полив цветов в уголке природы.
  • Д/и: «Я знаю».
  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Опыт: Как растение пьет воду
  • П/и «Угадай, кто?»
  • Памятка для родителей на тему: «Охрана растений»
  • Чтение художественной литературы: «Спор деревьев»

7 июня

«Животные»

  • Наблюдение за кошкой, собакой
  • Пальчиковая гимнастика: «Скачет белка»
  • Д/и: «Кто, где живет?»
  • Памятка для родителей на тему: «Охрана животных»
  • Опыт-забава «Рукам своим не верю»
  • Чтение художественной литературы: В.Бианки «Ребятам о зверятах»
  • Рисование: «Моё любимое животное»
  • П/и «Прыжки кузнечиков»

Результаты реализации проекта:

- Дети расширили первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира планеты.Научились различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, вода).

- Дети узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства, значение воздуха в жизни живых объектов природы.

- Дети узнали много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследовали опытным путем условия, необходимые для роста растений;

- Научились правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

- Имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны.Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

- У ребят сформировывается стремление к исследованию объектов природы, они учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Родители овладели более высоким уровнем знаний по экологическому воспитанию детей.

Итоговая деятельность проекта:

Изготовление экологической газеты «Экологические странички».

Беседа «Земля – наш общий дом» с элементами викторины.

Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.

Тема дня: «Воздух»

Акция «Чистое утро».

Дети вместе с педагогам приводят в порядок участок для прогулок, обходят территорию детского сада. Рыхлят землю в огороде, пропалывают цветники.

Экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность: «Воздух, какой он?»  

в средней группе

Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха.

Задачи: Дать представление о том, что воздух везде – вокруг нас и внутри нас, воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха). Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.Расширить и обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха.Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Закрепить знания об окружающем мире.

Оборудование: тазики с водой, трубочки, игрушки-муляжи наполненные воздухом, камень, воздушные шары, мыльные пузыри.

Ход образовательной деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Ребята, предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте, пожалуйста.

«Что всего нужней на свете,

Что ничем не заменить,

Все живое на планете

Без чего не может жить?

Что не видят и не слышат

Люди, звери, птицы в гнездах,

Чем они, скажите, дышат?

Ну, конечно, это – !»

Правильно ребята. Это воздух. И сегодня мы поговорим о воздухе: какой он? где он прячется? И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько опытов.

Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Правильно ребята. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. С воздушными шарами.Ребята, у меня есть шарик. Посмотрите, какой он?

А если я его надую? (Надуваю шарик.) Каким стал шарик?

Да ребята, шарик стал большим, красивым, веселым. Как вы думаете, почему? Что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем?

Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух?

Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. 

Воздух везде – вокруг нас и внутри нас, он окружает нашу планету, он нужен всем: и людям, и животным. Без воздуха мы не смогли бы жить.

Опыт 2. «Воздух – невидимка?»

Ребята, скажите, а мы видим воздух?

Если мы воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный.

Скажите, а что еще бывает прозрачным?

Правильно, молодцы.

А вы хотели бы увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в тазик с водой и подуйте в трубочку.

-Что вы видите?

Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко и пузыри летят в разные стороны. Из чего пузыри? Правильно, из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть и в мыльных пузырях. А сейчас, давайте поиграем в игру.

«Пузырь»(Проводится игра.)

 

Опыт 3. «Можно ли воздух услышать?»

Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух?

Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую воздушный шарик и отпущу его. Что вы слышали?

Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.

Опыт 4. «Воздух легкий или тяжелый?»

Ребята, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый?

Попробуем сравнить воздух и камень. Катя, возьми камешек, а ты, Семён, сердечко, которое наполнено воздухом. Посмотрите, камешек, какой? 

А сердечко?

Что же легче, камешек или сердечко, как вы думаете?

Давайте проверим. Катя, брось камешек в тазик с водой.

Что с ним случилось?

Камешек утонул. Значит он какой?

А теперь, Сёма, положи в воду сердечко.

Утонуло? Нет, значит, игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут.

Что же легче, маленький камень или большое сердечко, наполненное воздухом?

Значит, какой воздух?

Опыт 5. Ветер – это движение воздуха.

Ребята, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете?

Когда мы подули на ладошки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И ваши ладошки почувствовали это. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Давайте поиграем в ветер, встанем свободно.

Физкультминутка.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше, выше.»

Мы с вами немного отдохнули, а теперь нас ждёт маленький дельфинчик.

Опыт 7.«Дельфинчик».

Пройдемте к столу. Здесь у нас море. И в гости к нам приплыл дельфинчик.

Он очень устал, и просит нас помочь ему поплавать, показать какой он красивый. Давайте подуем на дельфинчика. Видите, как красиво он плывёт? Ребята, а как называется сильный ветер?

Правильно, молодцы. Ветер – это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом.

Ребята, на этом наши опыты заканчиваются. Давайте подведём итог. Итак, воздух – какой он?

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались и дельфинчик приготовил для вас сюрприз – каждому по флакончику мыльных пузырей. Сейчас мы пойдём на прогулку и вы поиграете.

Воздух

Нет, не видим.

Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Да

Маленький, сдутый.

Большим, надутым

Воздух

Мы им дышим.

Нет, не видим.

Вода, стекло.

Да

Пузыри

Из воздуха

Дети встают в хоровод и выполняют движение по тексту

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Маленький

Большое

Ответы детей

Он утонул

Тяжёлый

Нет

Большое сердечко

Легкий

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Ураган, буря.

Воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные.

Спасибо

Чтение экологической сказки «Вслед за ветром»

Е.А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей»

П/и «Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Наблюдения за погодой, ветром.

Продолжать наблюдать за погодными явлениями, знакомить детей с природным явлением – ветер. Учить детей давать характеристику ветру, теплый, холодный, слабый, сильный. Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами – ленточки, вертушки, султанчики, деревья (ветер дует сильный – ленточки, вертушки и султанчики двигаются быстро, деревья качаются, шумят; ветер слабый – предметы не двигаются, деревья не шумят, не качаются).

Д\и «Когда это бывает»

Цель: Учить отгадывать загадки по характерным признакам времён года.

Физкультминутка: «Дует ветер с высоты»

«Дует вечер с высоты

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Наклоняются цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра.»

Тема дня «Вода»

Беседа «Кому нужна вода»

Беседа на тему: «Кому нужна вода?»

для средней группы

Цель: развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.

Задачи: создать условия для исследовательской активности детей, формирование элементарных знаний и понятий о том, что вода очень важна для растений. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, к окружающему, умение ухаживать за комнатными растениями.

Оборудование: комнатные растения в уголке природы, палочки для рыхления, лейки, тряпочки, изображения комнатных растений и одуванчика.

Ход образовательной деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Ребята, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.» 

Молодцы! Правильно отгадали!

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без воды!

(Обращаю внимание на стоящие на столе горшок с комнатным растением.)

Ребята, посмотрите, что случилось с цветком? 

Как вы думаете, почему он завял? 

Ребята давайте мы цветку этому поможем, пускай поправляется и растёт.

Как же нам цветку помочь?

Ребята, растения тоже питаются и дышат, так же как и люди. Дышат они через корни и листья, и именно корни кормят растение.

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

Ребята, подумайте и скажите, что нужно растениям, чтобы они росли и цвели? 

Обязательно нужно поливать растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям необходимо земля, воздух, вода. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

Давайте проверим, всё ли хорошо у наших растений?

Молодцы ребята, теперь наш цветок будет расти и цвести. И за всё это спасибо воде и вашему труду.

Физкультминутка

«Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!» 

(Обращаю внимание на доску)

На доске прикреплены изображения с комнатными растениями и одуванчика.

Ребята, посмотрите внимательно, на все эти растения, подумайте и скажите, какое из них здесь лишнее? 

Почему?

Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении, поэтому их называют комнатные растения.

(Подвожу итог) Ребята кому мы помогли? 

Как мы помогли цветку? 

Вы молодцы! Теперь вы сами можете дома ухаживать за своими комнатными растениями.

Вода

Дети подходят к столу

Завял

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Двое детей ухаживают за цветком на столе, а остальные проверяют цветы в природном уголке, поливают, убирают сухие листья, протирают пыль с листьев.

Дети выполняют действия согласно тексту

Дети рассматривают изображения

Одуванчик

Ответы детей

Ответы детей

Наблюдение за неживой природой: «Дождь».

Чтение экологической сказки «Как Тучка была в пустыне»

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню. — Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…Налетел ветер, выровнял песчаные холмы. — Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…Сильнее стало припекать солнце. — Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне. Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья. Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Д\и «Кто где живет»

Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Пальчиковая гимнастика: «Дождик»

Солнышко, солнышко, посвети,        

(Кисти рук поднять вверх, напряженные пальчики)

Лучики, солнышко, распусти!        

(широко развести в стороны)

Дождик, дождик не молчит,        

Дождик весело стучит.        

(Подушечки пальцев стучат по крышке стола)

Экспериментальная деятельность: Свойство воды

Свойства воды.

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.  Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода. Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода. Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода. Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета. Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Агрегатные состояния воды.

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).

 2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.  

Тема дня: «Растения»

Беседа на тему: «Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!»

Цель: Воспитать у детей положительное отношение к природе.

Задачи: дать некоторые знания об обитателях леса; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; формировать логическое мышление, разнообразное представление о природе; учить детей видеть красоту леса и радоваться ею; воспитывать бережное отношение к обитателям леса и стремление принять активное участие в их охране.

Оборудование: табличка «Лесная», аудиозапись: «Шум леса», «Пение лесных птиц», изображение березы и ели, и др. деревьев, дятла и других лесных птиц

Ход образовательной деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Ребята, какое же сейчас время года?

Давайте вспомним, посмотрим в окошко, как пришло к нам лето?

Да, всё оживает вокруг. А хотите, ребята, побывать в таком красивом лесу, где все вокруг оживает?

Тогда давайте отправимся на поезде в лес, доедем до станции “Лесная”, где и совершим свою прогулку.

Станция “Лесная”.

Ребята, прежде, чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:

Ребята, необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться в лесу, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что-то случится с лесными жильцами – необходимо оказать помощь. Поэтому мы взяли с собой аптечку.

Звучит фонограмма “Шум леса”.

«На горе, как поясок,
Молодой блестит лесок
Редкий, низкорослый,
А шумит, как взрослый.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
А на маленькой берёзке
Распускаются серёжки.»

Что это за дерево? Что вы на ней видите?

Давайте рассмотрим берёзку, из каких частей она состоит?

«Что же это за девица?
Не швея, не мастерица?
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год».

Как вы узнали, что это ёлка?

Правильно вы сказали, листочки у ёлки в виде иголочек, а шишки – плоды, они служат кормом для лесных жителей.

Да, нельзя себе представить землю без деревьев. А какие деревья знаете вы?

У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Не все деревья могут показаться вам красивыми, но их нужно беречь и охранять.

Физкультминутка

Что ты делаешь мой лес?

Целый день качаю кроны (движение руками вверху).

На кого похож ты лес?

На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).

Почему ты зелен лес?

Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).

Сколько лет тебе, мой лес?

Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).

Сколько птиц ты знаешь лес?

Сколько листьев, трав и ряски (попеременно размахивают руками).

А когда запел ты лес?

В миг, когда возникли сказки.

А кого же можно встретить в лесу на деревьях?

Звучит фонограмма “Пение птиц”.

Слышите пение птиц – это лесной оркестр. Ранним утром все лесные жители поют и играют кто на чём и кто как умеет.

Показываю иллюстрации с изображением дятла.

Здравствуй дятел, наш приятель! Дятел, это лесная птица. А как можно о нём ещё сказать?

А почему его называют санитаром леса?

А если в лесу живёт много дятлов, какая будет польза лесу?

Побывал дятел на дереве, подолбил ствол и перелетел на другое дерево.

Ребята, а каких птиц вы еще знаете?

Какие вы молодцы! Много птиц назвали!

А сейчас ребята, послушайте, какую историю я вам расскажу: «Однажды мальчик с мамой пошёл в лес. Смотри мама – птичка летает низко, я её поймаю, пусть она поживёт у нас. Нет, этого делать нельзя”, - сказала мама

Почему мама так ответила сыну?

Поэтому, ребята, гнёзда вы не разоряйте, птичьих гнёзд не трогайте, яичек тёплых не берите, птиц друзья, вы берегите!

Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства не бесконечны, поэтому её нужно беречь и охранять.

«Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина»

Охранять природу – значит охранять Родину!

Мы гуляли долго, каждый очень рад,

Но пора вернуться нам к обеду в детский сад.

Ребята, кому понравилось путешествие, кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет “Красный листочек”.

А кто считает, что путешествие было неинтересное и знания полученные не пригодятся, возьмите “Зеленый листочек”.

Лето

Ответы детей

Да, хотим

Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колёс, подъезжают к табличке «Лесная»

Ответы детей. (Не срывать в лесу цветы. Не ломать ветки. Не ловить птиц. Не топтать траву, цветы. Не оставлять мусор в лесу.)

Дети подходят к картинке берёзы.

Береза

Серёжки, листики

Ствол, ветки

Дети двигаются дальше и подходят к картинке ели

У ёлки на ветках растут иголки, и шишки

Ответы детей

Дети выполняют движения

Птиц

Дятел – санитар леса

Он долбит больные деревья и достаёт своим длинным язычком жучков и червячков

Деревья будут здоровыми

Ответы детей

Птиц лесных ловить нельзя, потому, что в неволе они погибнут

Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колёс

Дети выбирают листочки

Дидактическая игра «Я знаю»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Опыт: Как растение пьет воду.

Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

П/и «Угадай, кто?»

Все игроки загадывают себе животное и образуют круг. Выбирается водящий, который становится в круг. По команде воспитателя игроки по одному подходят к водящему и с помощью звуков или движений изображают задуманное животное. Водящий должен узнать это животное.

Примечание: Если водящий не угадал животное, то остается в кругу и продолжает дальше отгадывать животных, а не угаданное животное определяют игроки, все вместе. Если водящий узнает животное, то меняется ролью с игроком. Игроки не должны подсказывать водящему.

Памятка для родителей на тему:

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию.

Охрана растений.

Запомните правила!

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Некоторые виды лекарственных растений уже стали редкими. Это ПЕРВОЦВЕТ, ВАЛЕРИАНА, ПЛАУН. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать ПОДОРОЖНИК, ПАСТУШЬЮ СУМКУ, ПИЖМУ, ТЫСЯЧЕЛИСТНИК, ПТИЧЬЮ ГРЕЧИШКУ. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Части растений нужно обязательно оставлять в природе. Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения рвать запрещено. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах. Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах. Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано.

Чтение художественной литературы:

Е. А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей»

Тема дня: «Животные»

Наблюдение за кошкой, собакой.

Уточнить представления детей о внешнем виде кошки и собаки, называть сходства и различия между внешними признаками и повадками животного. Закрепить знания о том, как человек заботиться о животных. Расширить знания о породах собак и кошек.

Пальчиковая гимнастика: «Скачет белка»

Скачет белка

Скачет белка-шалунишка,

(«Бегают» пальчиками по столу)

Рвет с сосновых веток шишки,

(Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках)

Лапками сжимает ловко

(Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой, затем левой руке)

И несет в свою кладовку.

(«Бегают» пальчиками по столу)

Д/и: «Кто, где живет?»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Памятка для родителей на тему:

Охрана животных.

Запомните правила!

 Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо. Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях. В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ. ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

Опыт-забава «Рукам своим не верю»

Для проведения опыта потребуется 3 миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной, третью – с горячей водой. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в комнатой температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется.

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесная газета»

Л Е Т О.

ПЕРВАЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

Наступило лето. Пора выводить птенцов. В лесу  каждый  построил  себе дом. Весь лес сверху донизу сейчас занят под  жилье.  Свободного  местечка нигде не осталось. Живут на земле, под землей,  на  воде,  под  водой,  на деревьях, в деревьях, в траве и в воздухе.

 

ЛЕСНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ


У КОГО ДОМ ЛУЧШЕ ВСЕХ?

Ребята решили отыскать самый лучший дом. Оказалось -  не так  просто решить, какой дом лучше всех других.Самое большое гнездо у орла.

Оно сделано из толстых сучьев и помещается  на  громадной  толстой сосне. Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы. Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных  ходов  и  выходов, что никак его не накроешь в его  подземной  норе. Самый искусный дом у слоника-листоверта - маленького жучка с хоботком. Слоник перегрыз жилки  у березовых листьев и, когда листья начали вянуть, скрутил их в  трубочку  и склеил слюнкой. В этот домик-трубочку слониха-самочка снесла свои яички. Самые простые гнезда  у  куличка-галстучника  и  козодоя-полуночника. Галстучник положил свои четыре яйца прямо  в  песок  на  берегу  речки,  а козодой - в  ямочку,  в  сухие  листья  под  деревом.  Они оба  не  много потрудились над постройкой дома. Самый красивый домик у пеночки-пересмешки. Она свила  себе  гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой  березовой  кожуркой  и вплела для украшения кусочки разноцветной  бумаги,  что  валялись  в  саду какой-то дачи.

Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Эту птицу зовут еще ополовничек, потому  что  она  похожа  на  разливательную  ложку  - половник. Ее гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а  снаружи - из мха и лишайников. Оно все  круглое,  как  тыквочка,  и  вход  в  него круглый, маленький, в самой середке гнезда.

Самые удобные домики у личинок ручейников. Ручейники - крылатые насекомые. Когда  они  садятся,  они  складывают крылья крышей у себя на спине и прикрывают ими все свое тело. А личинки ручейников бескрылые, голые, им нечем прикрыться. Живут они на дне ручьев и речек. Найдет личинка сучочек или камышинку величиной со спичку,  склеит  на них трубочку из песчинок и залезает в нее задом, задом. Очень удобно получается: хочешь - совсем спрячься в  трубочку  и  спи там спокойно, никто тебя не увидит; хочешь - высунь передние ножки и ползи по дну вместе с домом: домик-то легкий. А один ручейник нашел валявшуюся на дне тоненькую папироску, залез  в нее, да так и путешествует в ней.

Самый  удивительный  дом  у  водяного  паука-серебрянки.  Этот   паук растянул паутину под водой между водорослями, а под паутинку  на  мохнатом брюшке натаскал пузырьки воздуха. Так и живет паук в домике из воздуха.

 

 

ПО ЧУЖИМ ДОМАМ

Кто не сумел или поленился сам себе дом выстроить, устроился в  чужом дому. Кукушки подкинули свои яйца в гнезда трясогузок,  зарянок,  славок  и других маленьких домовитых птичек.

Лесной кулик-черныш отыскал старое воронье гнездо  и  выводит  в  нем своих птенцов. Пескарям очень понравились покинутые хозяевами рачьи норки в песчаном берегу под водой. Рыбки выметали в них свою икру.

А один воробей устроился очень хитро.

Выстроил он себе гнездо под крышей, - мальчишки разорили его.

Выстроил в дупле, - ласка все яйца повытаскала.

Тогда воробей пристроился в громадном  гнезде  орла.  Между  толстыми сучьями этого гнезда свободно поместился его маленький домик.

Теперь воробей живет спокойно, никого  не  боится.  Огромный  орел  и внимания не обращает на такую мелкую птаху. Зато уж ни ласка, ни кошка, ни ястреб, ни даже мальчишки не разорят воробьиного  гнезда:  орла-то  каждый боится.

  

 КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ


Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал  громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица,  с  ней  два  веселых медвежонка и пестун - ее годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот  и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался,  но  пестун  не  выпускал  его,  пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его - да ненароком и выронил  в  воду.  Медвежонок как заорет! Тут в один  миг  подскочила  медведица,  вытащила  сынишку  на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

 


ФОКУС МАЛЕНЬКИХ КРУТИГОЛОВОК


Наша кошка увидела  на  дереве  дупло  и  подумала,  что  там  гнездо какой-нибудь птички. Она захотела съесть птенчиков, полезла  на  дерево  и видит: на дне дупла гадючата копошатся, извиваются. Да как зашипят! Кошка струсила, прыг с дерева - только бы ноги унести!

А  в  дупле-то  были  совсем  не  гадючата,  а  птенцы   крутиголовки (вертишейки). Это у них фокус такой, чтоб от врагов защищаться:  головами крутят, шеями вертят, - шейки у них, как змейки, извиваются. Да  при  этом они еще и шипят по-гадючьи. Ядовитых-то гадюк всякий боится. Вот маленькие крутиголовки и подражают гадюке, чтобы врагов напугать.

Итоговая деятельность с детьминатему:«Земля - наш общий дом»

в средней группе с элементами викторины.

Цель: Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней.

Задачи: Закрепить представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери,  птицы, насекомые. Развивать умение наблюдать, анализировать, связную речь.

Оборудование: модель земли глобус земного шара, 5 матрёшек, аудиозаписи пения птиц, презентация к занятию, изображения птиц, изображение леса и фермы, домашние и дикие животные, карточки схемы насекомые, смайлики.

Ход образовательной деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой и теплом. Возьмемся за руки и передадим свое Добро, тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки. Согрелись у вас ладошки? Мне сегодня от вас потребуется очень большая помощь.

Ребята, отгадайте загадку:

«Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар»  

Посмотрите вот у меня на столе глобус. Это модель нашей планеты Земля. И мы сегодня поговорим о ней. Ребята, Земля- родной дом для всех, кто на ней живет. Земля-это горы, реки, моря, люди, животные. (Показываю презентацию)

А теперь проведем веселую викторину о природе. Помогать нам будут эти 5 веселых матрешек.  Они все разного роста и задания в них будут разные.  Откроем первую. В ней первое задание для нас, ребята.

1 Матрешка- игра «Вопрос- ответ»

«Самое большое животное на Земле»

«Кто из животных быстрее всех бегает?»

«Кто из детенышей рождается голым?»

«У какой птицы самый длинный хвост?»

«Кого на Земле больше: птиц, животных или насекомых?»

 

2 Матрешка – Назови запрещающие знаки поведения в лесу. Представьте себе, что мы с вами в лесу. Ребята, а как надо вести себя в лесу. Давайте мы с вами вспомним правила поведения.

А теперь угадайте знак. Который изображен на слайде.

(Например: «Нельзя разорять муравейник!», «Не ломайте деревья!», «Не рвите цветы!» и т.д.)

Физкультминутка  

«Вместе по лесу идём.

Как хорош лес! Посмотрите налево! Направо! Посмотрите вверх на дерево. Сколько здесь птиц!

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

(Звучит запись пения птиц)

3 Матрешка –игра «Назови птиц». 

(Показываю изображения птиц)

4 Матрешка –игра «Домашние и дикие животные».  Детям раздаются картинки диких и домашних животных. По сигналу дети находят дом для диких животных–лес, и человека – для домашних.

5 Матрешка – Немного о насекомых. 

Вот и закончились наши экологические задания. Теперь мы точно установили, что Земля – общий дом для всех! Итак, кто живет на планете Земля?

В завершении, ребята послушайте стихотворение Бориса  Заходера

«Все – все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников – злых и свирепых,

Нужны все на свете!

Нужны все подряд.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.»

Ребята, вы молодцы! Вы столько многого знаете о нашей планете и её природе. Знаете, как нужно природу беречь! Вы показали, что достойны почетногозначка юных защитников природы.

Да

Планета Земля.

Дети отвечают на вопросы

Слон

Гепард

Ёж

Сорока

Насекомых

Дети называют правила поведения в лесу

Выполняют движения по тексту

Дети называют птиц

Выполняют задание, распределяют животных по домам

Дети самостоятельно называют части тела насекомого, опираясь на карточки-схемы.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию "Как прекрасен этот мир"

В проекте по экологическому воспитанию познакомит детей с большим миром насекомых....

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »

В этом году выбрала по самообразованию такую тему: «Формирование у младших дошкольников бережного отношения к природе и всему живому».Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, долж...

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир!»

Конспект родительского собрания с включением деловой игры....

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

Повышение уровня экологической компетентности родителей, повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе и окружающему миру....

Круглый стол для педагогов и родителей по экологическому воспитанию "Как прекрасен этот мир, посмотри..."

Круглый стол для педагогов и воспитателей по экологическому воспитанию "Как прекрасен этот мир, посмотри..."...

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; п...