Конспект занятия «Зачем зимой снег?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Эколята Дошколята

Конспект занятия «Зачем зимой снег?»

                                                                            

   Задачи:

«Познавательное развитие»

Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность.

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.

«Физическое развитие»

Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

«Речевое развитие»

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

Методы и приемы:

практические: опыт, физкультминутка, демонстрация опыта

наглядные: презентация «Где и как рождается снег». 

словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая  игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Опыт — демонстрация «Снежинка - прозрачная, снег — белый», опыт со снегом, просмотр презентации «Откуда берется снег».

Игровая

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа после чтения сказки

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказки «Зачем зимой снег»

Двигательная

Физкультминутка «Снежинок хоровод»

Музыкальная

Музыкальное сопровождение физкультминутки

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Познавательный опыт

1.Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, чего вы  все  ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку:

Бел как мел,

С неба прилетел,

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег)

– Да, это снег.

2. Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова :

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи  дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Воспитатель: А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. Но есть на нашей планете Земля, особо теплые территории, где снега никогда не бывает или он бывает один раз в 10 лет (Аравийский полуостров - пустыня)

3.Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо».

«Перечислите мне, пожалуйста, что хорошего и что плохого нам от снега».

Дети перечисляют хорошо (Строим горки и снежные крепости, лепим снежную бабу, снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.).

Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д.

4. А вы знаете из чего состоит снег?

Дети: из снежинок.

Воспитатель: А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.

Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?» объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие,

Вопрос: «Какого цвета снежинка?» Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок.  Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной.

  5.Демонстрация опыта:

Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый?

Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета. (тоже происходит в природе со снегом и льдом)

Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод, что если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета.

6.Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.

Дети смотрят фильм.

7.Воспитатель задает вопросы

- Что же такое снежинки?

-Где образуются снежинки?

-Все ли снежинки долетают до земли?

-Как падают снежинки?

-Почему не существует одинаковых снежинок?

Дети отвечают на вопросы:

- Снежинки это кристаллы льда;

-Снежинки образуются высоко в небе;

-Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе;

-Снежинки падают медленно;

Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.

Расширять представление об окружающем мире, любознательность. Расширять кругозор, умение слушать, отвечать на вопросы.

8.Физкультминутка.

Снежинки.

(По тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела).

Падают снежинки, белые пушинки.

Падают на плечи

Падают на ножки,

Падают на щечки, также на ладошки.

Падают на грудку, падают на нос.

С северного полюса ветер их принес. 

Воспитатель:  давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).

9. Воспитатель: давайте узнаем, зачем, зимой снег, послушайте сказку, которая так и называется «Зачем зимой снег?»

Задает вопросы:

-Кто спорил о том, что снег это хорошо или плохо?

-Почему для Зайца снег это плохо?

-Почему для Тетерева снег это хорошо?

-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?

-Что отвечали животные?

-Кто выиграл спор? Почему?

-Для чего же зимой снег?

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы:

-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.

-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.

- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.

-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.

- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.

-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.

-Под снегом животным и растениям тепло.

9.Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.

Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.

Дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее.

10.Подведение итогов

Дети делятся своими впечатлениями после опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия «Зачем зимой снег?»

                                                                            

   Задачи:

«Познавательное развитие»

Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность.

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.

«Физическое развитие»

Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

«Речевое развитие»

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

Методы и приемы:

практические: опыт, физкультминутка, демонстрация опыта

наглядные: презентация «Где и как рождается снег». 

словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая  игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Опыт — демонстрация «Снежинка - прозрачная, снег — белый», опыт со снегом, просмотр презентации «Откуда берется снег».

Игровая

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа после чтения сказки

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказки «Зачем зимой снег»

Двигательная

Физкультминутка «Снежинок хоровод»

Музыкальная

Музыкальное сопровождение физкультминутки

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Познавательный опыт

1.Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, чего вы  все  ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку:

Бел как мел,

С неба прилетел,

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег)

– Да, это снег.

2. Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова :

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи  дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Воспитатель: А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. Но есть на нашей планете Земля, особо теплые территории, где снега никогда не бывает или он бывает один раз в 10 лет (Аравийский полуостров - пустыня)

3.Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо».

«Перечислите мне, пожалуйста, что хорошего и что плохого нам от снега».

Дети перечисляют хорошо (Строим горки и снежные крепости, лепим снежную бабу, снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.).

Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д.

4. А вы знаете из чего состоит снег?

Дети: из снежинок.

Воспитатель: А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.

Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?» объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие,

Вопрос: «Какого цвета снежинка?» Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок.  Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной.

  5.Демонстрация опыта:

Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый?

Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета. (тоже происходит в природе со снегом и льдом)

Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод, что если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета.

6.Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.

Дети смотрят фильм.

7.Воспитатель задает вопросы

- Что же такое снежинки?

-Где образуются снежинки?

-Все ли снежинки долетают до земли?

-Как падают снежинки?

-Почему не существует одинаковых снежинок?

Дети отвечают на вопросы:

- Снежинки это кристаллы льда;

-Снежинки образуются высоко в небе;

-Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе;

-Снежинки падают медленно;

Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.

Расширять представление об окружающем мире, любознательность. Расширять кругозор, умение слушать, отвечать на вопросы.

8.Физкультминутка.

Снежинки.

(По тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела).

Падают снежинки, белые пушинки.

Падают на плечи

Падают на ножки,

Падают на щечки, также на ладошки.

Падают на грудку, падают на нос.

С северного полюса ветер их принес. 

Воспитатель:  давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).

9. Воспитатель: давайте узнаем, зачем, зимой снег, послушайте сказку, которая так и называется «Зачем зимой снег?»

Задает вопросы:

-Кто спорил о том, что снег это хорошо или плохо?

-Почему для Зайца снег это плохо?

-Почему для Тетерева снег это хорошо?

-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?

-Что отвечали животные?

-Кто выиграл спор? Почему?

-Для чего же зимой снег?

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы:

-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.

-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.

- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.

-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.

- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.

-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.

-Под снегом животным и растениям тепло.

9.Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.

Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.

Дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее.

10.Подведение итогов

Дети делятся своими впечатлениями после опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "зачем людям нужна вода?"

Цели:1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого:2. Вода – источник жизни; закрепление знаний об источниках питьевой воды; закрепление представлений детей о видах природных водоем...

Конспект занятия "Зачем птицы улетают?"

Конспект по организованной образователоьной деятельности для детей подготовительной к школе группе. Это занятие по познавательному и  художественно-эстетическому развитию. Дети изображают птиц сп...

Конспект занятия "Зачем людям одежда нужна?""

Дать представление, для чего людям одежда нужна.Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости от сезонных изменений.Дифференцировать мужскую и женскую одежду.Вызывать же...

Конспект занятия "Зачем зимой снег"

Конспект занятия "Зачем зимой снег". Старшая группа....

Конспект ООД «Зачем зимой снег?»

Конспект ООД«Зачем зимой снег?»...