Конспект занятия "Зачем зимой снег"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия "Зачем зимой снег". Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зачем зиной снег23.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект занятия «Зачем зимой снег?»

   Задачи:

    Познавательное развитие:

    Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность;

   Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность;

    Физическое развитие:

Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

    Речевое развитие:

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

 Ход заятия

 Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, чего вы  все ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку:

Бел как мел,

С неба прилетел,

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег)

– Да, это снег.

Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова :

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Воспитатель: А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. Но есть на нашей планете Земля, особо теплые территории, где снега никогда не бывает или он бывает один раз в 10 лет (Аравийский полуостров - пустыня)

 Воспитатель:А теперь ребята предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо — плохо».

«Перечислите мне, пожалуйста, что хорошего и что плохого нам от снега».

Дети перечисляют хорошо (Строим горки и снежные крепости, лепим снежную бабу, снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.).

Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д.

Воспитатель: А вы знаете из чего состоит снег?

Дети: из снежинок.

Воспитатель: А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.

Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?» объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие,

Вопрос: «Какого цвета снежинка?» Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок. Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной.

Воспитатель: Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый?

Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета. (тоже происходит в природе со снегом и льдом)

Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод, что если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета.

Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.

Дети смотрят фильм.

Воспитатель задает вопросы:

- Что же такое снежинки?

-Где образуются снежинки?

-Все ли снежинки долетают до земли?

-Как падают снежинки?

-Почему не существует одинаковых снежинок?

Дети отвечают на вопросы:

- Снежинки это кристаллы льда;

-Снежинки образуются высоко в небе;

-Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе;

-Снежинки падают медленно;

Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.

Расширять представление об окружающем мире, любознательность. Расширять кругозор, умение слушать, отвечать на вопросы.

Физкультминутка.

Снежинки.

(По тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела).

Падают снежинки, белые пушинки.

Падают на плечи

Падают на ножки,

Падают на щечки, также на ладошки.

Падают на грудку, падают на нос.

С северного полюса ветер их принес.

Воспитатель: давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).

 Воспитатель: давайте узнаем, зачем, зимой снег, послушайте сказку, которая так и называется «Зачем зимой снег?»

Задает вопросы:

-Кто спорил о том, что снег это хорошо или плохо?

-Почему для Зайца снег это плохо?

-Почему для Тетерева снег это хорошо?

-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?

-Что отвечали животные?

-Кто выиграл спор? Почему?

-Для чего же зимой снег?

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы:

-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.

-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.

- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.

-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.

- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.

-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.

-Под снегом животным и растениям тепло.

Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.

Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.

Дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее.

Подведение итогов

Дети делятся своими впечатлениями после опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зачем зимой снег" в соответствии с ФГОС.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в соответствии с требованиями ФГОС.Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Соци...

Конспект занятия "Зима. Свойства снега" по развитию речи во второй младшей группе

Цель: создание условий для развития речи детей Задачи:-  закреплять знания детей о приметах зимы; познакомить со свойствами снега;- обогащать и активизировать словарь детей:• существительные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию Зачем зимой снег

Конспект НОД «Зачем зимой снег»по познавательно-исследовательской деятельностис использованием элементарной исследовательской деятельности (экологическое образование) в старшей группе. Задачи: По...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема «В царстве зимы, снега и льда»

Задачи по познавательному развитию данного занятия: •      познакомить со свойствами снега (в зависимости от температуры воздуха — липкий, скрипучий), снеговыми осадками ...

"Ой, ты, зимушка-зима". Снег кружится, снег ложится.

Группа раннего возраста. Коллективная работа.З: на бумаге контрастного цвета по отношению к краске тона учить приему примакивания,  закреплять представление о белом цвете; продолжать развивать ин...