План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема «В царстве зимы, снега и льда»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шамсодинова Надежда Вильдяновна

Задачи по познавательному развитию данного занятия: 

•      познакомить со свойствами снега (в зависимости от температуры воздуха — липкий, скрипучий), снеговыми осадками (иней), природными явлениями (вьюга, метель), показать уникальность снежинки и льда (замерзшая вода);

•      развивать внимание, творческое и системное мышление;

•      формировать интерес к экспериментальной деятельности, грамотно наблюдать, анализировать факты, делать соответствующие выводы;

•      закреплять и обобщать знания детей о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   План-конспект

непосредственно-образовательной деятельности

с дошкольниками

в старшей группе

Тема «В царстве зимы, снега и льда»

Воспитатель. Шамсодинова Н.В.

2015

Задачи:

Познавательное развитие

  • познакомить со свойствами снега (в зависимости от температуры воздуха — липкий, скрипучий), снеговыми осадками (иней), природными явлениями (вьюга, метель), показать уникальность снежинки и льда (замерзшая вода);
  • развивать внимание, творческое и системное мышление;
  • формировать интерес к экспериментальной деятельности, грамотно наблюдать, анализировать факты, делать соответствующие выводы;
  • закреплять и обобщать знания детей о зиме.

Социально-коммуникативное развитие

  • формировать у детей основы безопасного поведения на улице в зимнее время года;
  • формировать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие

  • развивать связную речь ребенка;
  • совершенствовать выразительность речи, закреплять навыки словообразования;
  • формировать умение детей чувствовать и понимать содержание художественного произведения.

Методы и приемы:

  • практические — игровая ситуация, демонстрация способов действия; работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа;
  • наглядные — рассматривание, наблюдение;
  • словесные -обобщение результатов деятельности, объяснение, рефлексия.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный материал (тазы, формочки для льда, лопаточки, вода, снег, льдинки);
  • просмотр м/ф «Снежная королева», «Снежная битва», «Великая стужа»;
  • интерактивная доска;
  • демонстрация слайдов о зиме, снеге и льда;
  • демонстрация слайдов по проведению опытов со снегом и льдом.

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы (загадки о зиме, снеге, льде; стихотворение А.Калинчука «Зима»).
  2. Просмотр вместе с родителями мультфильмов «Снежная королева», «Снежная битва», «Великая стужа».
  3. Просмотр презентаций «В царстве зимы, снега и льда», «Проведение опыта. Секрет льдинки».
  4. Проведение на прогулке опытническо-экспериментальной деятельности «Почему на морозе снег скрипит?»

  1. Рассматривание иллюстраций о зиме.
  2. Наблюдение со взрослыми за метелью, вьюгой; по возможности определять свойства снега (рыхлый, скрипучий).

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

  • Опыты со снегом:

 «Определение качеств снега и льда», «Что такое снег?», «Почему снег скрипит в мороз» (на прогулке), «Где лучики?».

  • Опыты со льдом:

«Секрет льдинки», «Превращение воды в лед», «Плавает ли лед в воде?»

Коммуникативная

  • Рассказ воспитателя о том, что такое снег и лед, их происхождение.
  • Ситуативный разговор «Чем опасен лед?»
  • Отгадывание загадок о зиме, снеге и льде.

Музыкально-художественная

  • Просмотр м/ф «Снежная королева», «Снежная битва», «Великая стужа»;
  • Просмотр презентаций «В царстве зимы, снега и льда»

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Чтение стихотворения А.Калинчук «Зима».

Двигательная

  • Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять»

                         Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность        воспитанников

Ожидаемые результаты

1

-Воспитатель предлагает детям назвать время года, которое сейчас стоит за окном и рассказать, что они знают о зиме?

Дети отвечают на предложенный вопрос и рассказывают о зиме все, что они знают.

Закрепление ранее полученных знаний.

2

-Воспитатель хвалит детей и предлагает детям отправиться с ним в царство снега и льда.

-Помните, мы с вами смотрели мультфильмы о зиме, я вам рассказывала о снеге и льде, мы просматривали слайды. Вам понравилось?

Дети рассказывают о том, что они запомнили и что им понравилось?

Сформирована мотивация образовательной деятельности. Расширение кругозора у детей.

3

-Перед тем, как отправиться в царство снега и льда, где мы сможем больше узнать о них, я предлагаю вам отгадать загадки:

  • Он летает белой стаей
    И сверкает на лету.
    Он звездой прохладной тает
    На ладони и во рту.
    Он на солнышке румяный,
    Под луною - голубой.
    Он за ворот и карманы
    Залетает нам с тобой.
    Он и белый, и мохнатый,
    И пушистый, как медведь.
    Раскидай его лопатой,
    Назови его, ответь! (Снег)
  • Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша – толстое стекло. (Лед)
  • С неба он летит зимой,
    Не ходи теперь босой,
    Знает каждый человек,
    Что всегда холодный ... (Снег)
  • Белая морковка

      Зимой растет. (Лед)

Дети отгадывают загадки

4

Воспитатель предлагает тему для ситуативного общения «Чем опасен гололед?» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы.)

Дети предлагают возможные варианты ответов.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Расширение словарного запаса (гололед)

Воспитание безопасного поведения зимой.

5

Воспитатель предлагает детям рассмотреть подготовленный материал для проведения опытов и экспериментов со снегом и льдом.

Опыт 1. «Определение качеств снега и льда»

Воспитатель. В первом тазу лежит снег, во втором – кусочки льда, возьмите лёд в руки и скажите, какой он. А теперь возьмите в руки снег – какой он? 

Воспитатель обобщает ответы детей. (Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий и мягкий, а лёд тяжёлый и твёрдый.)

Опыт 2. «Что такое снег?»

Воспитатель. Возьмите с помощью лопаточек немного снега и переложите в формочки для льда, понаблюдайте, что дальше произойдет со снежочком.

Воспитатель после ответов детей обобщает (Снег – это замерзшая вода).

Дети рассматривают, обдумывают и предлагают возможные варианты детей.

Выполняют предложенные воспитателем действия.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

6

Воспитатель. А теперь предлагаю вам поиграть с пальчиками, чтобы они согрелись.

Проведение пальчиковой гимнастики.

-Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по одному).

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальцами).

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями). 

Птичек крошками кормили, («Крошащие» движения всеми пальцами).

С горки мы потом катались, (Правой ладошкой проводим по левой и наоборот).

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной,

то другой).

Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки).

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, ладошки под щёки).

Активизация двигательной и речевой деятельности.

7

«Опыт 3». «Что такое лед?»

Воспитатель. А теперь предлагаю вам формочки с растаявшей водой поставить в морозильную камеру, чтобы потом посмотреть, во что превратится растаявшая вода? (Вывод проводится во второй половине дня!!!)

Дети выполняют предложенные действия.

8

«Опыт 4». «Плавает ли лед?»

Воспитатель. Предлагаю вам с большого таза с помощью лопатки взять по одному куску льда и опустить в емкость с водой, что произошло, почему лед не утонул, а плывет.

Воспитатель обобщает ответы детей (Лед не тает, так как легче воды).

Дети обдумывают и предлагают свои ответы.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

9

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами проводили опыты и эксперименты со снегом и льдом, мне понравилось. А что нового узнали вы? Что вам запомнилось? А что вы еще хотите узнать о снеге и льде?

Дети обмениваются впечатлениями.

Развитие умения активизировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»

Работа  с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление  описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»

План – конспект непосредственно   образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям»...

План — конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема:«Зима»

Задачи непосредственно- образовательной деятельности«Коммуникация» · развивать способность детей составлять описательный рассказ зимнего леса, активизировать в речи детей сравнения и метафоры.· ...