Главные вкладки

    План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Как выращивают хлеб?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

     Занятие с использованием новых технологий в соответствии с ФГОС ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khleb.docx23.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    План - конспект непосредственно-образовательной деятельности

    с дошкольниками в старшей группе

    Тема: «Как выращивают хлеб?»

    Интеграция  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие».  

    Задачи:  

    «Познавательное развитие». Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Расширить представление детей о деловых и личностных качествах людей работающих на земле. Закрепить знания о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей; о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Формировать: умения моделировать предметы и явления окружающего мира и  представления о машинах облегчающих труд людей.

    «Речевое развитие». Продолжать учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Приучать детей к самостоятельности ответов. Обогащать словарь: фермеры, нива, хлебороб, комбайн, элеватор. Помогать детям осваивать выразительные средства языка- пословицы, поговорки, стихи. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу. Формировать умение делать предположения с небольшой помощью взрослого, не бояться высказывать свои мысли. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками.

    «Художественно –эстетическое развитие». Формировать основы художественной культуры, умение воспринимать и понимать произведения искусства. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее.

    Методы и приемы:

    - практические: игра, сюрпризный момент, обследование, создание художественного  продукта, макетирование;

    -наглядные: рассматривание, показ;

    -словесные: рассказ воспитателя, ситуативный разговор, вопросы воспитателя.

    Материалы и оборудование: учебно –методического пособие «Город и село»; колосья пшеницы и ржи в вазах; демонстрационные картинки с изображением различных строений (театры, кино, музеи, заводы, фабрики), улицы широкие, проспекты, различный транспорт, поля, леса, фермы, домашние животные; изделия из ржаной и пшеничной муки: хлеб, сушки, булки, печенье; на подносах зёрна пшеницы и ржи; лупы; подносы с солёным тестом; стеки; доски; салфетки; фартуки, косынки и колпаки.

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации

    совместной деятельности

    Продуктивная

    Лепка «Новое хлебобулочное изделие»

     Цель: Использование  разнообразных приемов, усвоенных ранее для создания образов предметов  

    Познавательно-исследовательская

    1. Игра «Чем отличается город от села?»

    Цель:  Закрепление знаний о различиях города и села. 

    1. Экспериментирование «Зёрна-колосья»

    Цель: Уметь наблюдать и обобщать полученную информацию

    Игровая

    Игра «Что, за чем»

    Цель:  формировать знания о процессе выращивания хлеба с помощью зарисовки схемы.

    Коммуникативная

    1.Беседа  «Труд хлеборобов» 

    Цель: формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками.

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность

    воспитанников

    Ожидаемые результаты

    І.

    Воспитатель: Город, село. Чем отличается город от села?  Ответить на этот вопрос вам поможет фильм.

    Показ учебно –методического пособия  «Город и село».

    Смотрят слайды

    Установка на  решение проблемы. Побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы.  

    ІІ.

    Работа с морфологической таблицей « Чем отличается город от села?»

    Вопросы:

    Чем отличается город от села?  

    Чем занимаются люди в деревне, в городе?

    Кто живёт и трудится на селе?

    Как называют людей, работающих в сельской местности?

    Воспитатель: Все мы каждый день едим ржаной и пшеничный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные (выставляю на подносах различные хлебобулочные изделия). А кто знает, из чего всё это делают?

    Воспитатель: А что, такое мука? Из чего её получают? Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах.

    Дети в таблице выставляют картинки или делают записи

    (разные дома, в городе многоэтажные, есть театры, кино, музеи, заводы, фабрики, улицы широкие, проспекты, различный транспорт. В деревне  дома одноэтажные с садами, вокруг поля, леса, есть фермы, много домашних животных)

    Выращивают хлеб, разводят животных, выращивают овощи.

    Закрепление знаний о различиях города и села. 

    Умение  самостоятельно классифицировать, обобщать, систематизировать самостоятельно

    Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором подносы с  зёрнами пшеницы и ржи. Рассмотрите их внимательно, можно с помощью лупы, потрогайте руками (даю время). Все ли зёрна одинаковые.

    Воспитатель: Рожь и пшеница – хлебные злаки, они растут в поле, из них делают муку, а из муки выпекают хлебобулочные изделия.  А вот колоски этих злаков (обращаю внимание на вазы с колосками). Это колоски пшеницы и ржи. Рассмотрите  их.  Колоски,  как и зёрна разные. Что вы можете сказать об этом колоске (показываю колоски ржи)?

    Дети с помощью луп рассматривают зёрна, сравнивают.

     Одна подгруппа рассказывает про зёрна пшеницы – круглые, светлые.  Вторая подгруппа про  зёрна ржи – длинные, темнее.

    Дети рассматривают колосья.

    Одна подгруппа рассказывает про колосья пшеницы –более округлые и усики короткие..  Вторая подгруппа про  зёрна ржи –. у ржи колосок длинный и зёрна удлинённые, и усики тоже очень длинные.

    Уметь наблюдать и

    обобщать полученную информацию

    Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое это интересное слово – хлебороб, в нём соединились два слова, слово – хлеб и слово – работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения, злаки? Что нужно, чтобы растение выросло?

    Правильно, каждому растению нужна плодородная земля: мягкая, рыхлая, из которой корешкам злаков удобно добывать питание. Нужна вода, солнечный свет, воздух.

    Показ слайдов №5,6,7

    Воспитатель: Вот хлеборобы вспахивают землю и рыхлят, поливают их, когда нет дождя. Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля.

    Дети делают зарисовку-схему плодородная земля, вода, солнечный свет, воздух.

    Использование детьми в целях формирования знаний о процессе выращивания хлеба.

    Показ слайдов №8.9.10

    Воспитатель: Что это за техника и что она делает? Кто работает на тракторе?

    На вспаханное поле выходят другие машины – сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева:

    По земле сырой, не жёсткой,

    Там, где тракторы прошли,

    Не глубокие бороздки

    В чёрной пашне пролегли.

    И до вечера и позже,

    До полночи с темнотой,

    Зёрна сыпались, как дождик,

    Точно дождик золотой.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зёрна сыпались до полночи?

    Воспитатель: Да, хлеборобы работают допоздна. Потому, что растения надо посадить в  определённый срок, а то растения могут,  не вырасти. Вот люди и торопятся посадить зерно в срок.

    Формирование представлений о машинах облегчающих труд людей. Умение делать предположения с небольшой помощью взрослого.

    Воспитатель:

    Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах (выставляю картину И. Шишкина «Рожь»), о нём поэты сочиняют стихи.

    Посмотрите на картину И. Шишкина «Рожь», с чем можно сравнить хлебное поле? Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему?

    Воспитатель: Как и у моря, у поля не видно другого края, а когда дует ветер по полю, как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют нива. Нива  от слова низ, то есть поле находится низко – низко. Послушайте, как поэтесса Ю.Ждановская написала о поле. Смотрите на картину и слушайте.

    Нива моя, нива, нива золотая!

    Зреешь ты на солнце, колос наливая,

    По тебе, по ветру, словно в синем море,

    Волны так и ходят, ходят на просторе…

    Слайд№11.12,13

    Воспитатель: Но вот и зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?

    Воспитатель: Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна.  Эти зёрна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Затем зерно везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.  Что дальше получается с мукой?

    Что выпекают из пшеничной муки?

    Воспитатель: А ещё из пшеницы делают манную крупу, из которой варят нашу всеми любимую манную кашу. А из ржаной муки пекут ржаной хлеб. Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерна – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующим году снова собрать урожай.  Как много труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пришёл хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много о хлебе существует пословиц. Прочтите их.

    Дети зачитываю или  рассказывают пословицы, подготовленные с родителями

    •        Хлеб всему голова

    •        Без хлеба – нет обеда

    •        Не шуба греет, а хлеб

    •        Хлеб – батюшка, вода – матушка

    Использование сравнительных прилагательных

    Умение воспринимать и понимать произведения искусства.

    Использование в речи пословиц и поговорок

    Входит «Каравай»:  Теперь вы знаете, откуда пришёл хлеб- каравай на наш стол, и, я думаю, будите с уважением относиться к хлебу:

    •        Хлеб нужно всегда доедать. Старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

    •        Хлеб нельзя бросать на землю, на пол. В старину, если кто-то случайно ронял хлеб, то его поднимали и просили прощенье за это.

    •        Хлеб – главное богатство нашей страны его нужно беречь.

    Дети, представьте себя хлебопёками. Придумайте и изобразите новое хлебобулочное изделие. Для вас приготовлен весь необходимый материал. В добрый час!

    Подходят к столам для художественного труда. Одевают фартуки, колпаки и косынки.

    Использование  разнообразных приемы, усвоенных ранее для создания образов предметов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»

    Работа  с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление  описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Какой бывает вода?»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности расчитан на детей 5-6 лет. Указаны задачи в соответствии с направлениями работы ФГОС ДО. Обозначены методы и приёмы ,материалы и оборудован...

    План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»

    Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...

    План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой

    Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...