Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ
    план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

    Широкова Ирина Всеволодовна

    При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках второго года обучения. В связи с этим, тема занятия была усложнена.Материал был отобран в четком соответствии заявленным целям и задачам.  Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания. Целью занятия являлось закрепление  и активизация словаря по теме “Зима”, уточнение и закрепление артикуляции звуков [у], [х] посредством фонетической гимнастики и пения,  демонстрация возможности применения нетрадиционных методов и приемов в практике логопеда.  

    На занятии решались:

    Коррекционно-воспитательные задачи,

    Коррекционно-развивающие задачи,

     Воспитательные задачи.

    Занятие проходило в несколько этапов. С целью появления у детей психологической готовности заниматься, общаться с  педагогом, друг с другом, принять новых  людей, на вводно–организационном этапе был создан положительный психологический настрой. Этап содержал музыкальное сопровождение, загадку зимнего содержания и сюрпризный момент – появление Снеговика, что позволило подготовить детей к теме занятия и организовать их произвольное, направленное внимание.

    Активизации  умственной  деятельности  способствовало наличие  единой сюжетной линии,  которая  пронизывала  все  моменты  занятия,  захватывала  чувства  детей. 

    На основном этапе проходила тренировка мыслительных операций. Дети участвовали в отборе сюжетных картинок на зимнюю тематику, составляли предложения по картинкам, образовывали слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Интересно была преподнесена работа по развитию речевого дыхания с помощью дыхательных тренажеров.

    Дети закрепляли известные им звуки речи [у], [х], соотнося их с неречевыми звуками. Картинки-символы и звуковое сопровождение усиливали восприятие материала.  В работе со звуками активно использовался прием пения, заимствованный из “Методики формирования языковой системы” Новиковой-Иванцовой Т.Н., и элементы фонетической ритмики, заимствованные у Датешидзе Т. А.

    Во время динамической паузы дошкольники играли в подвижную игру, где так же применялись логоритмические упражнения.

    На занятии был применен  самомассаж шариками су-джок. 

    Способствовало закреплению выбранной лексической темы и конструирование снеговиков. Попутно закреплялись понятия «Большой» - «Средний» - «Маленький». Дети старались выполнить инструкции, пользовались образцом, формировали навыки самоконтроля.

    На заключительном этапе занятия прошло обсуждение в соответствии с выполнением инструкции логопеда. Дети демонстрировали осознание себя участниками творческого процесса.

    Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать, а также стихотворные ритмичные переходы от одного задания к другому.

    Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось не более 30 минут.

    Использовались такие здоровьесберегающие методики, как: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, дыхательные гимнастики, элементы су-джок терапии.

     В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «Познание» (расширение знаний о зимних явлениях и забавах), «Коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении взаимодействии со сверстниками, логопедом, незнакомыми людьми). На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.

    Речевой  материал  подобран  и  преподнесён  детям  в  доступной  форме,  хотя  были  взяты  достаточно  трудные  слова  и  сложные  задания,  что  в  свою  очередь  указывает  на  реализацию  принципа  развития.

    Использовались  необходимые  и  достаточные    наглядные  средства,  которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей.

     На  занятии было  показано  разнообразие  видов  работ  и  методических  приемов  (музыкальное  сопровождение,  дидактическая  игра,  загадки,  различные  виды  работ  над  словарём  и т.д.).

    В целом, я довольна результатами нашей работы с детьми.

    В дальнейшем планирую продолжать вводить в работу свои методические находки, искать новые пути работы с неговорящими детьми.

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

     ЦЕЛИ:

    • Закреплять и активизировать словарь по теме “Зима”.
    • Уточнять и закреплять артикуляцию звуков [у], [х] посредством фонетической гимнастики и пения.
    • Продемонстрировать возможности применения нетрадиционных методов и приемов в практике логопеда.

    КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

    • Закреплять и активизировать словарь по теме “Зима”.
    • Тренировать в составлении предложений из 3 слов по картинке.
    • Тренировать в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
    • Уточнить артикуляционные уклады звуков [у], [х]
    • Закреплять произношение звуков [у], [х] посредством фонетической ритмики и пения.
    • Учить сочетать движения органов артикуляции с движениями рук.
    • Закреплять понятия “большой”, “средний”, “маленький”.
    • Вырабатывать плавный продолжительный выдох при помощи тренажера дыхания.

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

    • Развивать фонематическое восприятие.
    • Развивать мышление.
    • Развивать чувство ритма путем сочетания движений рук с речью  и пением.
    • Развивать речевое дыхание.
    • Развивать навык конструирования из бумаги и работы по плану.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

    •  Воспитывать внимание к речи окружающих.
    •  Воспитывать внимание к собственно речи.
    •  Воспитывать стремление помогать другим.

    ОБОРУДОВАНИЕ: доска магнитная, проигрыватель MP3, кукла би-ба-бо  “Снеговик”, символы звуков «У». «Х», сюжетные картинки на тему времена года, мягкий мячик, дыхательные тренажеры, шарики су-джок, снеговик разборный демонстрационный, наборы для конструирования на каждого ребенка.

    ХОД  ЗАНЯТИЯ:

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, таких красивых, нарядных! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, сколько гостей в нашем зале. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.) а теперь скажите, кто к нам придет.

    Загадка

    Мы слепили снежный ком, 
    Шляпу сделали на нем, 
    Нос приделали, и, в миг, 
    Получился … (Снеговик)

     Логопед  достает куклу би-ба-бо “Снеговик”. Снеговик здоровается с ребятами.

    1. Основная часть занятия
    1. Дидактическая игра “Выбери нужную картинку”, игра “Назови ласково”

    На столе вперемешку лежат картинки с изображением разных времен года.

    Снеговик:

    - Ой, я совсем запутался! Какое сейчас время года? (Зима.)

    Логопед: Давайте придумаем красивые слова о зиме. Зима, какая (морозная, снежная, красивая, белая, серебристая и т. д.) .

    - Поможем Снеговику разобраться. Выберите по одной зимней картинке. (Дети выбирают по 1 картинке, остальные логопед убирает.)

    На столе перед каждым ребенком лежит картинка. (Идет снег. Дети катаются на санках. Ветер (Вьюга). Дети строят ледяную горку.)

    – Посмотрите, ребята, какое время года изображено на картинках?

    – Зима.

    – Как вы догадались?

    -  Зимой идет снег. Зимой дует холодный ветер. Зимой дети катаются на санках.    Зимой дети катаются с горки.

    - А  сейчас Снеговичок будет бросать вам снежный комочек, а вы называйте свою картинку ласково. Например, снеговик – снеговичок. (Логопед бросает каждому мячик, дети называют картинки ласково).

    - Горка – горочка

    - Ветер – ветерок

    - Санки – саночки

    - Снег - снежок

    1. Игра с тренажером дыхания “Удержи снежок”

            - Снеговику понравилось с вами играть. Вспомните,  что еще можно делать зимой. (Дети называют.)

            На поляну, на лужок             

            Тихо падает снежок.      

            Улеглись снежинки,            

            Белые пушинки.                

            Но подул вдруг ветерок,       

            Закружился снежок,              

            Пляшут все пушинки,         

            Белые снежинки.

           - Снеговик каждому из вас даст трубочку и небольшой снежный комок. Вы положите комочек с одой стороны трубочки, а с другой стороны будете дуть так, чтобы комок не упал.

           - Давайте потренируемся. Возьмите маленький комочек. А теперь большой.

           (Дети дуют.)

    1. Фонетическая ритмика. Звук [у]

    Звучит шум ветра. Выставляется соответствующая картинка-символ.

    - Послушайте, ребята, что это?

    - Это ветер.

    - Верно. Только ветер этот не простой. Это зимний ветер. А какой зимой ветер?

    - Холодный, колючий, северный...

    Зимний ветер северный

    Дует за окном.

    Вместе с ветром северным

    Песенку споем.

    -   Послушайте, как он воет: “У-у-у.”

    - Посмотрите, как я произнесу этот звук. Логопед рукой формирует губы “трубочкой”  и тянет звук, одновременно вытягивая руку вперед.

    (Дети повторяют.)

    -  А теперь сделаем для звука вот такую дорожку и снова подуем. Логопед тянет звук, одновременно совершая плавное выдвижение обеих рук в направлении от губ вперед.

    (Дети повторяют.)

    Снеговик: Молодцы! Как хорошо вы тянете звук [у]. У вас получилась песенка! А давайте мы ее споем!

    Пение звука [у] под специальную мелодию.

    - Пение, стоя, с удерживанием губ в нужном положении при помощи руки.

    - Пение, сидя, с  отхлопыванием  ритма по коленям.

    4.      Развитие фонематического восприятия на звук [у]

               Снеговик: Скажите, а есть ли звук [у] в словах: утка, каша, улица, маска, урна, куст,

                зима, бусы, тапки, уши, мост, лужа.

      5.     Уточнение произношения звука [х]

    - Какой ветер дует зимой?

    - Холодный.

    - Мы погреемся немножко

      И подуем на ладошки.

    Выставляется соответствующая картинка-символ.

    - Раскройте широко рот и подуйте на ладошки “х-х-х”. 

    - А теперь повторите за мной.

    “ХА” – широко разводим руки вперед - в стороны.

    “ХУ” – плавно выдвигаем обе руки ото рта вперед.

    “ХО” – плавно выдвигаем обе руки в стороны – вверх.

    “ХЫ” – отводим согнутые в локтях руки назад.

    1. Динамическая пауза. Подвижная игра с элементами фонетической ритмики “Снежки”

    -    1, 2, 3, 4 –

            Мы с тобой снежок слепили.        («лепят» снежок)

            Круглый,                                       (пальцы соединены, изображают круг)

            Крепкий,                                       (сжимают ладошки)

            Очень гладкий,                            (гладят ладошки друг о друга)

            И совсем-совсем не сладкий!     (грозят пальчиком)

            Раз – подбросим!                         (подбрасывающие движения руками)

            Два – поймаем!                            («ловят»)

            Три – уроним и сломаем!            («бросают» «снежок» на пол,

                                                                     топчут ногами)

    1. Самомассаж ладоней шариками су-джок

    - Мы поиграли в снежки. А теперь немного поиграем с колючими комочками.

    - Мы с комочком поиграли

      И в ладошках покатали.

      А потом чуть-чуть помяли,

      Логопеду передали.

     УХ! 

    (Дети перекатывают шарик-комок по столу логопеду, произнося: “УХ!”)

    1. Конструирование. Игра “Собери снеговика”

    - А что можно слепить из комков снега?

    - Снеговика.

    Логопед показывает на магнитной доске конструирование снеговика, сопровождая показ стихами:

    Раз-рука, два – рука,
    Лепим мы снеговика.
    Мы скатаем снежный ком –
    Вот такой большой,
    А потом поменьше ком –
    Вот такой. (Средний.)
    А наверх поставим мы,
    Маленький комок.
    Вот и вышел Снеговик-Снеговичок -
    Очень милый толстячок!

    - А теперь вместо носа поставлю морковку. Вместо глаз – камешки. Нарисую ротик. А вместо шапки подарю Снеговичку ведро. Понравился Снеговичок?

    - Откройте конвертики и попробуйте слепить своего снеговика.

    - Какой комочек будет внизу? (Большой.)

    - Какой поставим на большой? (Средний.)

    - Какой поставим вместо головы? (Маленький.)

    - Что поставите вместо носа? (Морковку.)

    - А что наденете на голову? (Ведро.)

    Дети конструируют.

    Появляется Снеговик. Ух, сколько у меня появилось друзей! Спасибо вам, ребята!

    1. Заключительная часть.

    - Ребята, кто сегодня с нами играл?

    - Снеговик.

    - Скажите, пожалуйста, может ли прийти Снеговик летом? Почему?

    - Нет. Летом нет снега.

    - А когда идет снег?

    - Зимой.

    - Вспомните, в какие игры мы играли?

    -Играли в снежки, лепили снеговика, пели.

    Логопед даёт оценку деятельности детей, спрашивает, понравилось, какие звуки они учились правильно произносить.

    Снеговик:

    Все ребята – молодцы,

    Занимались от души!

    Всех я вас благодарю

    И подарки вам дарю!

    Снеговик дарит детям подарки.

    Логопед: Вот и всё, ребята! До свидания!

    Дети. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми среднего возраста «Путешествие в зимний лес»

    Это сюжетное занятие с примеением здоровьесберегающих технологий Потапчук, Базарного, Стрельниковой и Чистяковой поможет сохранить и улучшить здоровье детей....

    "Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми средней группы по теме "Зимние забавы"".

    Уважаемые коллеги, предлагаю вам вариант ежедневного плванирования с учётом ФГОС в средней группе по теме: "Зимние забавы"....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "Зимние забавы"

    Конспект построен с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое раз...

    Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес»

    Конспект проведения занятия в средней группе детского сада по теме "Зима в лесу"Сиспользованием динамических моделей, развивающих игр....