Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа)

. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№20 «Светлячок» г.Сафоново Смоленской области

Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии  по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                            Автор-составитель:  воспитатель Алексеева И.А.

                                                                                                                           

Педагогический проект «Инновационные  развивающие технологии  по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Сроки: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (сентябрь 2019–октябрь 2019 г.)

II – организационный (октябрь 2019г. – апрель 2020 г.)

III – итоговый (апрель — май 2020г.)

                                            Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада.  Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников

Исходя из этого, для формирования экологической культуры  дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, были использованы следующие инновационные методы:

 -здоровьесберегающие технологии, 

-технология ТРИЗ, 

-использование моделирования при составлении рассказов,

-ИКТ.

Цель проекта: Формирование экологической культуры, дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Задачи:

*изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников;

*использовать инновационные и развивающие технологии в работе по экологическому воспитанию дошкольников;

*проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольников;

*взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

*создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки,         дидактические игры)

Объект: формирование экологической культуры у дошкольников старшей группы.

Предмет: психолого-педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников.  Включение экологической тематики во все виды деятельности

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей  экологического воспитания дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в экологическом воспитании дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:

— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей  в формировании экологической культуры дошкольников;

— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

— в обогащении предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

Для детей: - формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;
-формирование поведения в природе,  бережное отношение к ней, животным, птицам, насекомым;
- формирование интереса к явлениям и объектам природы;
- умение эксперименетировать, анализировать и делать выводы;

- развитию памяти: зрительной, слуховой, моторной;

развитию произвольного и не произвольного внимания;

- повышению уровня мотивации к обучению;

развитию мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой;

- формированию и развитию совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов;

- повышению самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

- расширению объема получаемой информации;

- развитию таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость, достижение поставленной цели.

Для родителей:

— родители будут активными участниками образовательного процесса по формированию экологической культуры дошкольников.

Механизм оценки результатов:

«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О. А. Сафоновой, Н. Новгород. 1995г.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап - подготовительный этап (сентябрь 2019 года) .

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей.
Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;
Определение цели;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Повышение собственной профессиональной компетенции

2 этап - основной этап (октябрь2019года –апрель 2020 года) Организационный и основной -
1. Проведение комплекса мероприятий;
2. Взаимодействие с родителями.

3.Этап - Заключительный и диагностический (май)
1. Заключительный мониторинг усвоения программных задач по экологическому воспитанию.

2.Приобретение нового наглядного материала по данной теме. Оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану экологического воспитания по лексическим темам с применением здоровье сберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, суд-жок терапия)

3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.

С применением мнемотехники

Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, интеллект картами.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Прогулки на природу – основа здоровья», анкетирование «Экологическое образование в семье»«Песочная терапия-строим город мечты»

«Экологическое воспитание средствами физкультурно-оздоровительной работы», «Игровой массаж предметами», « Игра со строительным материалом «Зоопарк для редких животных»

2) памятки

 «Здоровьесбережение», «Пальчиками играя – развиваем память» «Массаж пальцев рук», «Говорю с ребёнком на языке игры».

3) Совместная деятельность

 Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц и елочек из различного и бросового материала.

Участие в акции-субботнике по благоустройству территории ДОУ.
Участие родителей в сборе макулатуры.

Работа с педагогами:

Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в экологическое воспитание дошкольников» Презентация проекта «Малая родина»

3 этап — заключительный этап (май 2020год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

— анализ проведенного проекта.

Результаты:

Оценка уровня знаний детей по экологии проходила по следующим параметрам:

  • Уровень умений и навыков  грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение.
  •  Сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), повышение коммуникативного интереса.
  •  экологическая культура родителей,  понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • мыслительные операции (умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать)

Уровни

развития

Результаты стартовой

диагностики

Результаты итоговой диагностики

Высокий

47% (8)

63% (10)

средний

32% (5)

32% (6)

низкий

21% (4)

5% (1)

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей экологического воспитания через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...

"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

Презентация. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....

формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...

Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всмех участников проекта: образовательная деятельност...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных рес...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...