ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»
проект (старшая группа) на тему

Молчанова Татьяна Николаевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных ресурсов, обеспечивающих сохранение здоровья человека, экологии ближайшего окружения.

         Инновационный проект,  как средство формирования у старших дошкольников  познавательной активности, реализации самостоятельной творческой деятельности, становления ценностей здорового образа жизни, воспитания гражданственности, становления основ экологической культуры  в контексте ФГОСДО.

Передача социального опыта при активном взаимодействии детей разных возрастных групп детского сада, педагогов, родителей воспитанников, социальных партнеров, как средство активного освоения природоохранной деятельности:

  • умение ставить цель;
  • умение планировать собственную деятельность;
  • умение добиваться результата и проводить его оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata_doshkolyata_molchanova.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ Детский сад 162 ОАО "РЖД"

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

Автор:

Молчанова Татьяна Николаевна

Воспитатель

1 квалификационной категории

                                                             Карасук, 2017.  

Долгосрочный: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет.

Участники проекта: Воспитатель старшей группы МолчановаТ.Н., инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Идея проекта:  формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных ресурсов, обеспечивающих сохранение здоровья человека, экологии ближайшего окружения.

        Инновационный проект,  как средство формирования у старших дошкольников  познавательной активности, реализации самостоятельной творческой деятельности, становления ценностей здорового образа жизни, воспитания гражданственности, становления основ экологической культуры  в контексте ФГОСДО.

Передача социального опыта при активном взаимодействии детей разных возрастных групп детского сада, педагогов, родителей воспитанников, социальных партнеров, как средство активного освоения природоохранной деятельности:

  • умение ставить цель;
  • умение планировать собственную деятельность;
  • умение добиваться результата и проводить его оценку.

Цель проекта: формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Осуществлять преемственность разных возрастных коллективов детей   при организации совместной природоохранной деятельности ,нетрадиционных форм.
  • Создать развивающую среду группы  в соответствии ФГОС, пополнив макетами экологической направленности.
  • Развивать детскую познавательно-исследовательскую инициативность в процессе социальной и творческой активности через организацию детской деятельности лаборатории юного исследователя.
  • Формировать личностные ориентиры и нормы поведения старших дошкольников, направленные на рациональное потребление природных ресурсов в семье.
  • Организовать мероприятия для детей в рамках сотрудничества с организациями  по теме: «Формирование основ экологической культуры юного жителя Карасука».
  • Разработать в рамках методической копилки картотеки по  познавательно-экспериментальной деятельности дошкольников, материалы для учебно-методического комплекса по развитию познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии сФГОС ДО.

Актуальность проекта: Для современного этапа развития общества характерны принципиально новые приоритеты в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. В условиях новой образовательной политики, имеющей гуманистическую направленность, как в содержании образования, так и в формах и методах педагогической деятельности, требуются новые подходы и стратегии развития дошкольного образования.   системе оценки качества условий уделяется внимание инновационным образовательным подходам, которые обеспечивают повышение интереса детей к образованию.

ФГОС ДО сегодня предоставляет много возможностей для развития дошкольников в 5 образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Особое место в дошкольном образовании занимает экологическое воспитание, которое является одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному, физическому и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования .Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Современный педагог находится в постоянном  поиске новых нетрадиционных форм и методов взаимодействия с воспитанниками. Сегодня он ориентирован на несколько новых подходов: личностно-ориентированный,  деятельностный,  развивающий. Новые подходы заявлены в ФГОС ДО и, соответственно, учтены при разработке данной технологии.

Теоретическое обоснование проекта. Мною разработана технология, позволяющая учитывать как общепедагогические принципы (научность, систематичность, доступность, наглядность и т.д.), так и принципы характерные для экологического образования (принцип деятельности, интеграции, региональности). В основе инновационно-образовательной деятельности лежит метод педагогической интеграции. Использование данной технологии помогает в реализации интегрированного похода к организации экологически направленной деятельности. По мнению некоторых ученых (Н. Рыжова, С.Николаева), это является необходимым условием повышения эффективности экологического обучения в целом. Возможности интеграции методов и форм экологического образования многократно возрастают благодаря вовлечению в работу разных специалистов (воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

        Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

        Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

           Потребность в интеграции образовательных областей объясняется тем, что мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребенка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход.                 

Используемая мною технология характеризуется нетрадиционностью форм взаимодействия детей разного возраста, родителей воспитанников, педагогов. Стоит отметить, что гарантом успешности данной работы выступает умелое сочетание традиционных и инновационных методов и форм организации деятельности.

Традиционно ведущими и широко применяемыми в работе по данной технологии методами являются  наблюдения и опыты, используемыми формами – занятия и экскурсии. В качестве нетрадиционных форм работы используются, например, лаборатория юного исследователя. На этих занятиях дошкольники активно включаются в исследовательскую деятельность – проведение наблюдений и опытов

Приветствуется проведение занятий под «открытым небом». Их специфика требует создания необходимой предметной среды: разнообразие деревьев и кустарников, многолетних и однолетних цветущих растений, овощные культуры на сформированных грядках.

        Для обеспечения взаимодействия ДОУ с семьей, стимулирования творческой активности родителей возможно участие в следующих мероприятиях: презентация семейных проектов, направленных на рациональное потребление природных ресурсов, на организацию акций, субботников по благоустройству территорий.

Экологические экспедиции. Цель-формирование у детей представления экологической обстановки своего микрорайона. Экспедиции проводятся по заранее намеченному маршруту, где отмечаются объекты, требующие защиты или восстановления. В каждую экспедицию могут быть взяты с собой компас, лупы, материалы для зарисовок, фотоаппарат.

Решение педагогических ситуаций экологической направленности. Театрализованная деятельность (экологических сказок), направленная на решение вопросов блоков  проекта «Вода и воздух небезграничный дар», «Чистый город», «Лес – наш друг».

Выставки творчества по темам охраны природы  Карасука.

Игровая деятельность с использованием макетов эконаправленности.

Этапы проекта:

Этапы

Содержание

1.

Подготовительный этап

(сентябрь-ноябрь)

  • Проведение анкетирования детей, воспитателей и родителей воспитанников по выявлению проблемы природопользования ресурсов в Карасуке, природосозидания ближайшего окружения  детей.  
  • Разработка мероприятий по взаимодействию педагогов, детей разных групп, родителей воспитанников.
  • Создание лаборатории юного исследователя..
  • Проведение мониторинга.
  • Проведение анализа развивающей среды по данной проблеме.
  • Разработка блоков проекта: «Вода небезграничный дар», «Чистый город», «Воздух большого города».

2.

Основной этап

(ноябрь-апрель)

  • План мероприятий согласно темам проекта.
  • Поиск и планирование традиционных и нетрадиционных форм работы с кадрами и детьми по темам блоков. Использование метода проектов и метода исследований.
  • Создание макетов экологической направленности «Лес», «Парк»по проблеме экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.
  • Реализация мероприятий различной направленности по плану.
  • Проведение открытых мероприятий для педагогов района по теме«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО», «Организация нетрадиционных форм работы с детьми по природоохранной и природосозидающей деятельности детей и взрослых».

3.

Аналитический этап

(май)

  • Определение степени эффективности проекта.
  • Презентации, видеоотчеты на сайте ЧДОУ и родительских собраниях.
  • Проведение мониторинга.

Модель технологии природоохранной деятельности старших дошкольников

Формы работы

Нетрадиционные

Занятия-проекты

Клуб защитников природы

Лаборатория юного исследователя

- экологические проекты;

- занятия - открытие;

- природоохранные акции «Вместе с мамой, вместе с папой»;

- дни экологического творчества;

- театрализация экологических сказок детьми старшего дошкольного возраста для детей средней группы;

- совместная игровая деятельность старших и младших дошкольников;

- экологические праздники и досуги;

- подвижные игры и эстафеты экологической направленности;

Традиционные

Занятия

Экскурсии

- чтение энциклопедической литературы;

- чтение литературных произведений;

- опыты;

- беседы;

- продуктивная деятельность;

- наблюдения;

- ознакомление детей с народным фольклором;

Природоохранная деятельность детей в ближайшем окружении дома и в детском саду

Природоохранная деятельность в городе

Мероприятия ГБДОУ, обеспечивающие реализацию проекта

«Эколята –дошколята»:

Задачи блока проекта «Вода и воздух не безграничный дар»

  1. Активно вовлекать  детей старшего дошкольного и среднего  возраста в совместную познавательно – экспериментальную деятельность.
  2. Развивать коммуникативные способности детей, способствовать становлению дружеских взаимоотношений и становлению социальных эмоций и чувств.
  3. Формировать дружеские отношения старших дошкольников и младших дошкольников  при организации совместной   природоохранной деятельности и моделировании специальных ситуаций морального выбора.
  4.  Формировать у детей умения согласовывать свои замыслы и действия, осознавать себя частью игрового коллектива, обмениваться мнениями, договариваться, совместно действовать и осуществлять замысел.
  5. Формировать  у детей осознанное, бережное отношение к воде и воздуху, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
  6. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах агрегатного состояния воды.
  7. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  8. Повышать интерес к природоохранной деятельности людей.
  9. Создание у детей объективного образа мира и места человека в нем, что способствует социализации личности.

Задачи блока«Чистый город»

  1. Воспитывать у детей  стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении в большом городе.
  2. Формировать  у детей социальную компетентность,  толерантность личности,  умение высказывать мнение, выслушивать оценки других.
  3. Формировать  у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
  4. Развивать у детей  коммуникативные и организаторские способности через формирование навыков позитивного общения в процессе природоохранной  деятельности.
  5. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.

Задачи блока «Лес- наш друг»

  1. Повышать интерес к  природоохранной деятельности людей.
  2. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
  3. Создание у детей объективного образа мира и места человека в нем, его влиянии на загрязнение леса.
  4. Активно вовлекать  детей старшего дошкольного и младшего  возраста в совместную познавательно – экспериментальную деятельность.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Формирование здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры воспитанников.
  • Повышение уровня компетенций родителей, педагогов, воспитанников детского сада  по экологическому воспитанию.
  • Повышение уровня освоения детьми способов деятельности, в том числе природоохранной (дети умеют ставить цель, планировать собственную деятельность, добиваться результата и проводить оценку этого результата).
  • Положительные результаты в  формировании  представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных ресурсов, обеспечивающих сохранение здоровья человека. Устойчивое формирование самостоятельности, активности, инициативности старших дошкольников.
  • Повышение уровня навыков коммуникативного взаимодействия всех участников проекта (умение работать в паре, в группе, в коллективе).

Показатели эффективности:

  • Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ЧДОУ.
  • Повышение профессиональных компетенций педагогических работников.
  • Обеспечение эмоционального благополучия, физического и психического здоровья воспитанников ЧДОУ.
  • Рост инновационного потенциала педагогов, творческое применение технологий в работе с детьми.
  • Обеспеченность качества образования, развития экологической культуры у каждого ребенка в соответствии с его возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...

"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

Презентация. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....

формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...

Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всмех участников проекта: образовательная деятельност...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить п...