Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сулина Светлана Александровна

Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.

Задачи:

• Уточнить и расширить представления детей о зиме.

• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

• Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

• Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал: Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).

2.Беседа о зимних месяцах

- Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей: (Зима)

- После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

- Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

- Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее)

Воспитатель: (вывешивается иллюстрация декабря)

-Принесла Вам загадки, читает загадку про декабрь:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

- Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так: студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»

-Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей).

-В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

(вывешивается иллюстрация января)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

-Второй месяц зимы – это январь. Как в старину называли январь?

-В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.

-Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?

(дети называют зимние забавы)

(вывешивается иллюстрация февраля)

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

- Последний месяц зимы – февраль. Как в старину называли февраль?

-В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?

- Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами много гуляем на улице

-Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках.

-Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет, много веток укрыто снегом и инеем.)

-Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)

-А что такое снежинки? На что они похожи?

Ответы детей:

3.Физминутка

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Снег, снег, белый снег —

Беленький снежок.

Мы на саночки садимся Парами бегут по кругу. Один ребенок отводит руки назад, второй держится за них («саночки»)

И под горку быстро мчимся

Снег, снег, белый снег —

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали, Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж, ноги скользят по полу.

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег —

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили, «Лепят снежки» (ладошки держат «чашечкой»).

Даже куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег — Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево.

Вышла кукла лучше всех!

Дети к вечеру устали Покачиваются, руки под голову («спят»).

И в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег —

Спят ребята крепче всех!

4.Вопросы про сказки на зимнюю тематику

Воспитатель:

-Скажите, пожалуйста, дети, а в каких сказках говорится о зиме?

Ответы детей

(Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.)

В какой сказке девочка зимой искала подснежники?

В какой сказке девочка сбивала снежную перину?

В какой сказке девочке помог северный олень

В какой сказке девочка не любила солнце.

В какой сказке у оленя из-под копыт сыпались серебряные монетки.

В какой сказке «битый небитого» везет

Воспитатель:

-Молодцы ребята вы знаете много сказок, ребята мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, наверное, вы очень любите зиму. А загадки мои отгадать сумеете?

5. Загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

-= Мороз =-

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

-= Снеговик =-

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

-= Сосулька =-

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

-= Снег =-

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

-=Мороз =-

С неба – звездой,

В ладошку – водой.

-= Снежинка =-

Без досок, без топоров

Чрез речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

-= лед =-

6.Зимние приметы

-Молодцы, все загадки мои отгадали. А давайте вспомним, какие народные приметы о зиме вы знаете.

Ответы детей:

Мало снегу зимой - лето с редкими дождями.

Снежная зима — к затяжной весне и к дождливому лету.

Теплая зима — к холодному лету.

Сухая и холодная зима — к сухому и жаркому лету.

Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.

В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

Морозный январь - урожайный год.

7.Рефлексия.

- Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки)

-Про какое время года говорили?

-Про какие месяца?

- Интересно было? Какие новые слова вы узнали?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию для старшей группы

Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему Шахтерская слава...

Конспект занятия по познанию в старшей логопедической группе.

Конспект  занятия по познанию в старшей логопедической группе....

План - конспект по разделу программы "Познавательное развитие" тема: "Характеристика зимних месяцев"

Цель данного конспекта: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, испол...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ТРАНСПОРТ"

ЗАДАЧИ;Образовательные:·        Знакомить детей с понятием –транспорт;·        Закреплять в активном словаре слова: транспор...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Овощи»

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Овощи»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»...

Конспект занятия по познанию в старшей группе "Во саду или в огороде"

Конспект занятия по познанию в старшей группе " Во саду или в огороде"...