Открытое занятие во 2 младшей группе "Птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Язева Марина Владимировна

Цель занятия: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2018.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

НОД по познавательному развитию

во 2 младшей группе

на тему: «Птицы весной»

Воспитатель группы №2

Язева М.В.

Ярославль

2018

Цель: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

Задачи: 

Образовательные:

1.Способствовать расширению и обогащению представлений детей о перелетных птицах (ласточка, скворец, кукушка, жаворонок), закреплять знания детей о характерных признаках весны (ярко светит солнце, тает снег, появилась почки на деревьях и т.д.)

2. Проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни птиц в весенний период ( прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека).

3.Обобщать у детей представление о внешнем виде птиц: есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, голова и т.д.

4. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Развивающие:

1.Развивать у детей мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

2. Воспитывать интерес, желание больше узнать о перелетных  птицах.

Оборудование и материалы:

Письмо Петрушки;

Плакат «Перелетные птицы»;

Мольберт;

Картинки с признаками весны;

Предметные картинки птиц;

Картинки с частями тела птиц;

Разрезные картинки птиц (ласточка, кукушка, жаворонок, скворец);

Магнитофон;

Аудиозапись с голосами птиц.

Предварительная работа с детьми:

Наблюдение за птицами на участке детского сада;

Отгадывание загадок;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы с детьми о явлениях живой и неживой природы.

Список используемой литературы:

1.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

2.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. О.Ф. Горбатенко, - Волгоград: Учитель, 2007г.

3.Энциклопедия для малышей «Мир животных и растений» Т.Д. Нуждина, Ярославль «Академия развития», 1997г.

4. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина, ГНОМиД 2006

5. «Добро пожаловать в экологию!» О.А.Воронкевич, СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2002

6. «Физкультурные минутки», О.А.Узорова и др. – Москва,: Астрель; АСТ; Транзиткнига 2006г.

Ход НОД:

Игровая мотивация – письмо Петрушки.

Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Сегодня к нам пришло письмо от Петрушки. Послушайте, пожалуйста, что он нам пишет.

«Ходил я недавно по лесу и ничего не понял, что стало с нашими птицами, почему их стало так много. В лесу всюду слышен их веселый щебет. Может праздник какой или что - то случилось? По берегам рек и на деревьях висят чьи-то домики из прутиков? Кто их развесил на деревьях, не знаю? Есть даже домики, вылепленные из глины. Помогите, мне пожалуйста, разобраться, что же происходит в лесу?»

Воспитатель: Давайте поможем Петрушке! Ребята, вы знаете, что  же случилось в лесу?

Предполагаемые ответы детей:

  • Это птицы, которые вернулись к нам с юга.
  • Это перелетные птицы.
  • Это гнезда птиц, вернувшихся с юга.
  • Это гнезда, в которых птицы будут высиживать своих птенцов.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Предполагаемые ответы детей: Весна.

Воспитатель: А по каким изменениям в природе, мы с вами узнали, что наступила весна?(На столе лежат картинки с признаками весны, ребятам надо выбрать подходящие и повесить на доску)

Предполагаемые ответы детей:

  • Ярко светит солнышко, его лучи теплее.
  • Тает снег, растаяли сосульки.
  • Появились проталинки.
  • Распустилась мать-и-мачеха.
  • На деревьях набухли почки.
  • Появилась зеленая травка.
  • Просыпаются насекомые.
  • Вернулись с юга перелетные птицы, они весело поют песни и строят гнезда.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам загадаю загадку:

«Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем»

Предполагаемые ответы детей: Скворцы.

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, пожалуйста, на картинку, на ней вы видите скворца. Скворец – крупная красивая птица с блестящим  черным оперением. У него прямой длинный клюв. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Скворцы – спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых. Скворцы перелетные птицы, они живут в скворечниках.

Воспитатель:  А теперь послушайте еще одну загадку: «Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном, из травы и глины?»

Предполагаемые ответы детей: Ласточка.

Воспитатель: Верно! Ласточка, ребята, птичка небольшая, у нее почти черная окраска. Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту или еще говорят, что хвостик у ласточки похож на вилочку. Ласточка строит себе гнездо из комочков глины, соломинок и своей слюны, как правило, на домах, сараях, под балконами и карнизами. Ласточка птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки и провода. Ласточка – перелетная птица. Ребята, а как вы думаете, почему птицы умеют летать?

Предполагаемые ответы детей: Потому что у птиц есть крылья.

Воспитатель: Правильно. А что же  еще есть у птицы? (На столе лежат картинки с изображением частей тела птицы, нужно выбрать подходящие для птиц и повесить на доску)

Предполагаемые ответы детей:

Голова, клюв, туловище, крыло, ноги, хвост, глаза, перья, гнездо, яйца.

Воспитатель: Молодцы! А теперь ребята мы с вами будем учиться летать, становитесь все в кружок. Вы будете птенчиками, а я птичкой – мамой.

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

Птички учатся летать,

Плавно крыльями махать

Полетели, полетели,

Опустились, посидели.

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то поет?(воспитатель включает аудиозапись с голосом кукушки ) Кто же это? 

Предполагаемые ответы детей: Кукушка.

Воспитатель: Конечно ребята, это кукушка. Кукушка птица перелетная. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела, чтобы отложить яйца и продолжить свой кукушечный род. Делает она это не как все птицы. Кукушка не вьет гнезда и не заботится о птенцах. Она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Птичка не заметит подмены и будет высиживать птенца как своего собственного. Хотя кукушка плохая мать, она хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение:

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе песня!

Воспитатель: Посмотрите ребята – это жаворонок. Жаворонок – маленькая птичка, чуть крупнее воробья. Оперенье его не яркое – коричневое с темными крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. Полевые жаворонки не любят леса и не садятся на деревья. Они живут на земле. В поле или на лугу, как только вырастет трава, жаворонки вьют гнездо и выводят птенцов. Пищу – жучков, личинок, семена трав – они находят тоже на земле. На земле жаворонки не поют своих песен, а поют в воздухе, чем выше поднимается жаворонок, тем звонче его голос. Жаворонок – птичка перелетная.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Кого не стало?». Вы сейчас закроете глаза, а я уберу одну картинку с птичкой. И вы должны угадать, кого не стало. Приготовились! Закрыли глаза. Отрыли. Скворец, ласточка, кукушка. Кого не стало?

Предполагаемые ответы детей: Жаворонка.

Воспитатель: Правильно! А кто остался?

Предполагаемые ответы детей: Скворец, ласточка, кукушка.

Воспитатель: Молодцы! Закрывайте глаза. Скворец, ласточка, жаворонок. Кого не стало?

Предполагаемые ответы детей: Кукушки.

Воспитатель: Верно. А кто остался?

Предполагаемые ответы детей: Скворец, ласточка, жаворонок.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь подходите к столам, на них лежат разрезные картинки перелетных птиц. Вам нужно собрать птицу и назвать ее. Перед тем как мы начнем, мы с вами немного разомнем наши пальчики.

Пой - ка подпевай-ка!

Десять птичек – это стайка.

Эта птичка воробей.

Эта птичка соловей,

Эта птичка совушка, сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Эта птичка коростель,

Эта птичка скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички по домам!

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь приступайте к заданию. (Пока ребята собирают разрезные картинки, звучит аудиозапись с голосами птиц)

Воспитатель: Отлично! Все справились с заданием! Ребята, о ком  мы говорили сегодня?

 Предполагаемые ответы детей:

  • О птицах
  • О перелетных птицах.

Воспитатель: Почему их так назвали?

Предполагаемые ответы детей: Они улетают от нас осенью и прилетают к нам весной. 

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Скворца, ласточку, кукушку, жаворонка.

Воспитатель: Что делают птицы весной?

Предполагаемые ответы детей:

  • Весной птицы поют песни
  • Они строят гнезда
  • Они выводят птенцов.

Воспитатель: Очень хорошо! Помогли мы Петрушке выяснить, что же случилось в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Да помогли! Наступила весна, прилетели перелетные птицы.

Воспитатель: Вы очень хорошо занимались сегодня! Молодцы!

Окончание НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в младшей группе с использованием современных образовательных технологий «ВЕСНА ИДЁТ!»

ПРОГРАММА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в младшей группе " ВЕСНА ИДЁТ!" составлена с использованием современных образовательных технологий.Образовательная область «Познавательное и речевое развити...

Сценарий открытого занятия в старшей группе "Весна, приметы весны"

Активизация словарного запаса по лексической теме...

конспект открытого занятия в младшей группе на тему "Весна"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи:Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.Развитие св...

Открытое занятие в младшей группе «Весна красна – пришла!»

Знакомить детей с характерными признаками весны,учить устанавливать элементарные причинно-следственныесвязи. Формировать словарь по теме.Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вы­рабатыва...

Конспект занятия в младшей группе "Весна идет-весне дорогу"

Конспект по развитию речи "Весна идет,весне дорогу"...

Конспект открытого занятия в младшей группе по окружающему миру "Весна"

Открытое занятие в младшей группе по окружающему миру "Весна" Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи:Уточнить и сист...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Весна идет, Весне дорогу!"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Весна идет, Весне дорогу!"...