Дидактический материал по экологии в подготовительной к школе группе
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Харахонова Светлана Ивановна

Дидактический материал по экологии в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_ekologii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по экологии в подготовительной к школе группе

«Кто где живёт»

Дидактическая задача.

Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Игровое действие.

Убежать от лисы.

Правила.

Искать дом после сигнала.

Оборудование.

Маски: лисы, зайцев, белок.

Ход игры.

Воспитатель: «Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то – лисой. Белочки ищут растения, НА которых могут укрыться, а зайчики, ПОД которыми могут спрятаться».

 В ходе игры уточняется, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся под кустами. Выбирают лису (маска), остальные – белки и зайцы. По сигналу «Опасность – лиса!», белки бегут к деревьям, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса ловит.

«Путешествие»

Вариант 1.

Дидактическая задача.

Найти дорогу по названиям знакомых растений.

Правила.

Направление рукой не показывать, ориентиры называть словом.

Ход игры.

Игра проводится в парке, лесу. Один или два ребёнка ведущие. Им даётся задание, подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем ведущие должны объяснить детям дорогу, назвать 2-3 знакомых дерева или кустарника.

Пример: «Надо дойти до очень большой ели, от неё повернуть направо, оттуда идти к двум большим берёзами т.д.», там будет полянка для прогулок.

Вариант 2.

Игру проводят также, только дорогу к поляне найти самую короткую, объяснить её детям.

Вариант 3.

Содержательная задача.

Знать внешний вид и названия некоторых деревьев, кустарников, их характерные отличительные признаки.

Дидактическая задача.

Описать внешний вид растений и найти их по описанию.

Правила.

Описывать растения – ориентиры, не говоря, как они называются.

Ход игры.

Один ребёнок ведущий, он намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3 – 4 знакомых растения, описывает их, не называя, объясняет, где и когда надо свернуть. Все ищут дорогу по названным ориентирам.

Можно выбрать двух ведущих, провести два путешествия и определить, кто выбрал лучшее место для прогулки.

 

«Найти дерево по семенам»

Дидактическая задача.

Найти целое по частям.

Игровое действие.

Бег к определённому предмету.

Правила.

Бежать к тому дереву, от которого семена можно только по сигналу.

Оборудование.

Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой (липа, клён, ясень, рябина).

Ход игры.

Игра проводится зимой. Воспитатель раздаёт семена и просит всех свободно перемещаться по поляне. По сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руке.

Чтобы дети не путали семена ясеня и клёна, рассмотреть их: летучки у ясеня отдельные «лопатки», а у клёна семена скреплены попарно.

«Где спрятано  растение»

Вариант 1.

Дидактическая задача.

Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

Игровое действие.

Поиск изменений в расположении растений.

Правила.

Смотреть, что убирает воспитатель нельзя.

Оборудование.

Для первой игры – 4-5 растений, в дальнейшем до 7 – 8.

Ход игры.

Растения на столе. Воспитатель просит запомнить, как стоят растения, их расположение, затем закрыть глаза.

Воспитатель меняет растения. Воспитатель: «Скажите, что изменилось? Какие растения переставлены? Покажите где они стояли раньше?»

Вариант 2.

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

«Консервный завод»

Содержание знаний.

На консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Варят варенье, делают соки и т.д..

Дидактическая задача.

Определить спелость плодов по внешнему признаку, сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

Правила.

Разносить овощи по цехам, можно только правильно отобрав и объяснив, какие из них спелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать, что отправить сушить.

Оборудование.

Вывески цехов: фрукты, соки, консервы, варенье.

Ход игры.

Роли: заведующие и рабочие. Заведующий складом выдаёт продукты и распределяет по цехам, в зависимости от степени зрелости. Он старается дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, какие нет, в какой цех их нести. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, после получения указаний, ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу.

«Кто где живёт»

Дидактическая задача.

Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Игровое действие.

Убежать от лисы.

Правила.

Искать дом после сигнала.

Оборудование.

Маски: лисы, зайцев, белок.

Ход игры.

Воспитатель: «Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то – лисой. Белочки ищут растения, НА которых могут укрыться, а зайчики, ПОД которыми могут спрятаться».

 В ходе игры уточняется, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся под кустами. Выбирают лису (маска), остальные – белки и зайцы. По сигналу «Опасность – лиса!», белки бегут к деревьям, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса ловит.

«Путешествие»

Вариант 1.

Дидактическая задача.

Найти дорогу по названиям знакомых растений.

Правила.

Направление рукой не показывать, ориентиры называть словом.

Ход игры.

Игра проводится в парке, лесу. Один или два ребёнка ведущие. Им даётся задание, подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем ведущие должны объяснить детям дорогу, назвать 2-3 знакомых дерева или кустарника.

Пример: «Надо дойти до очень большой ели, от неё повернуть направо, оттуда идти к двум большим берёзами т.д.», там будет полянка для прогулок.

Вариант 2.

Игру проводят также, только дорогу к поляне найти самую короткую, объяснить её детям.

Вариант 3.

Содержательная задача.

Знать внешний вид и названия некоторых деревьев, кустарников, их характерные отличительные признаки.

Дидактическая задача.

Описать внешний вид растений и найти их по описанию.

Правила.

Описывать растения – ориентиры, не говоря, как они называются.

Ход игры.

Один ребёнок ведущий, он намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3 – 4 знакомых растения, описывает их, не называя, объясняет, где и когда надо свернуть. Все ищут дорогу по названным ориентирам.

Можно выбрать двух ведущих, провести два путешествия и определить, кто выбрал лучшее место для прогулки.

 

«Найти дерево по семенам»

Дидактическая задача.

Найти целое по частям.

Игровое действие.

Бег к определённому предмету.

Правила.

Бежать к тому дереву, от которого семена можно только по сигналу.

Оборудование.

Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой (липа, клён, ясень, рябина).

Ход игры.

Игра проводится зимой. Воспитатель раздаёт семена и просит всех свободно перемещаться по поляне. По сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руке.

Чтобы дети не путали семена ясеня и клёна, рассмотреть их: летучки у ясеня отдельные «лопатки», а у клёна семена скреплены попарно.

Рассмотреть окраску и строение ветвей, величину, поверхность коры, окраску почек.

«Узнай растение»

Дидактическая задача.

Найти растение по названию.

Игровое действие.

Соревнование, кто быстрей найдёт растение.

Правила.

Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры.

Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих настоящих местах. Воспитатель говорит: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, тот получает фишку. Тому кто больше всех наберёт фишек присваивается звание «Знаток природы» (медаль).

Примечание.

Найти растение нужно из 8-10 и указать характерные признаки, по которым определили.

«Лесник»

Содержательная задача.

Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части (ствол, листья, плоды, семена). Научить выражать знания словами.

Дидактическая задача.

Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.

Правила.

Собирать семена только те, которые назовёт воспитатель.

Ход игры.

Игру проводят в лесу. 1 ребёнок – лесник, остальные – помощники. Они пришли помочь леснику собрать семена для посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора, говорит: «На моём участке растёт много дубов. Давайте соберём жёлуди». Лесник может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, показывают леснику. Выигрывает тот, кто набрал больше семян и не ошибся.

Магазин «Овощи-фрукты»

Вариант 1.

Содержание знаний.

Фрукты и овощи покупают в магазинах. Привозят их из овощехранилища.

Дидактическая задача.

Сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам.

Правила.

Описывать покупку, не называя её.

Оборудование.

Вывески «Овощи», «Фрукты». 2 стола – витрина, прилавки.

Ход игры.

Распределение ролей: директор, продавцы, покупатели. Директор подготавливает всё к работе. Покупатели описывают, что хотят купить, называют отдел. Продавец называет покупку и выдаёт.

Вариант 2.

Дидактическая задача.

Перечислить признаки предмета, найти его по этим признакам. Сгруппировать овощи и фрукты по способам использования.

Правила.

Директор говорит, откуда привести продукты, разносит их по отделам. Покупатель описывает то, что хочет купить.

Ход игры.

Роли: шофёр, директор, продавцы, покупатели. Шофёры привозят, директор готовит магазин, покупатель описывает покупку, продавец продаёт.

«Отгадай что за растение»

Дидактическая задача.

Описать предмет и узнать его по описанию.

Игровое действие.

Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила.

Назвать только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

Ход игры.

Растения на столе. Один ребёнок описывает одно из растений, дети должны сказать, что это за растение. Воспитатель напоминает последовательность (ствол, ветки, какие они, форму листьев и т.д.). Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в группе представителей растений одного вида.

Магазин «Семена»

Содержание знаний.

Каждое растение имеет семена. Познакомить с внешним видом семян (огурец, морковь, помидор и др.). Напомнить некоторые способы посева крупных и мелких семян. Овощи выращивают – огородники, цветы – цветоводы.

Дидактическая задача.

Группировать растения по месту произрастания и использования в быту. Описать предметы и найти по описанию.

Правила.

Директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупатель называет свою профессию (цветовод, огородник). Описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец выдаёт покупку.

Оборудование.

Вывеска «Семена», семена овощей и цветов, набор картинок растений.

Ход игры.

Распределение ролей (директор, продавец, покупатель). Директор готовит магазин. Продавцы – за прилавком. Покупатели – одни огородники (овощеводы), другие – цветоводы. Покупатель описывает растение, способ посева. Продавец узнаёт и выдаёт покупку.

«Овощехранилище»

Содержание знаний.

Колхозники выращивают овощи в огороде, а фрукты в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (лук, картофель, морковь, яблоки и т.д.), другие солят (огурцы), а некоторые и свежими, и солёными (капуста).

Дидактическая задача.

Отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.

Правила.

Правильно распределить овощи и фрукты для хранения.

Оборудование.

3 стола. На одном – все овощи и фрукты. Второй стол – для хранения в свежем виде, третий стол – то, что на засолку.

Ход игры.

Воспитатель: «Колхозники вырастили большой урожай. Его надо сохранить, так чтобы его хватило до следующей осени. Хранят овощи в овощехранилище».

Распределение ролей: приёмщики, колхозники.

Колхозники привозят урожай, приёмщики определяют способ хранения. Приёмщик должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определённого способа хранения.

«Что сначала, что потом»

Дидактическая задача.

Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровое действие.

Поиск своей пары.

Правила.

Искать своё место среди товарищей можно только после сигнала.

Оборудование.

Овощи и фрукты (4-5 названий) разной степени зрелости.

Например: помидор – зелёный, начинающий краснеть – бурый, красный.

Ход игры.

Овощи и фрукты воспитатель раздаёт детям и предлагает их перепутать.

По сигналу «Найди свой овощ» - дети в руках, которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группы. Причём внутри каждой группы они должны встать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, т.е. соблюсти последовательность созревания, от неспелого – к спелому.

Выигрывает звено, которое соберётся быстро и встанет в правильной последовательности.

В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

«Детки на ветке»

Дидактическая задача.

Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.

Игровое действие.

Поиск своей пары.

Правила.

Искать пару можно только после сигнала.

Ход игры.

Детей делят на две подгруппы: одной – раздают листья (ветки), другой – семена (детки). По сигналу «Детки найдите свои ветки» - каждый ищет свою пару, т.е. становиться так, чтобы предметы его и товарища совпали по принадлежности к одному и тому же растению.

Правильность выбора проверяют «волшебные ворота». Ворота закрываются, если пара задание выполнила неправильно.

При повторе игры дети меняются листьями и плодами.

«Съедобное – несъедобное»

Дидактическая задач.

Выбрать растения, используемые в питании.

Содержание знаний.

Овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идут вершки, у других – корешки. Чтение сказки «Медведь и мужик».

Правило.

Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю будет легко узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева, такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.

Оборудование.

На столе овощи со съедобными корешками (морковь, репа, свёкла, редька, лук, редис и др.) и со съедобными вершками (горох, капуста, помидоры, огурцы и др.)

Ход игры.

Воспитатель вызывает двух детей. Один будет – мужик, другой медведь. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю – ботва или корни, которые не едят.

Например, он говорит: «Будем сеять редис, осенью я возьму корешки, а ты – вершки».

Медведь же выбирает себе другую часть растения: «Я уже брал себе корешки, они не вкусные (капуста), возьму сейчас вершки».

       При повторении на роль выбирают других детей.

«Загадай, мы ответим»

Дидактическая задача.

Описание предметы и найти по описанию.

Игровое действие.

Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила.

Описание давать в принятом порядке (форма, окраска, вкус, запах). Называть предмет нельзя.

Ход игры.

На столе овощи и фрукты.

Вариант 1.

Водящий выходит за дверь. Дети готовят описание любого растения. Водящему надо назвать его, о чём рассказали дети.

Вариант 2.

Ребёнок описывает предмет, а другой узнаёт. Тому, кто рассказывает, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в весенний лес (конспект интегрированного занятия по ФЭМП, рисованию, экологии в подготовительной к школе группе)

Цель: закрепление у детей знаний, умений и навыков правильно и быстро выполнять действия с числами первого десятка. Продолжать обучение решению задач. Развивать логическое мышление, спосо...

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе "В гости к лекарственным растениям"

Отчуждение  от  природы, игнорирование  её  законов, потребительское  отношение  к  природным  ресурсам, привели  к  тяжёлым  экологическим ...

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной к школе группе.

Картотека дидактических игр по экологиив подготовительной к школе группе....

Квест-игра по экологии: Юный эколог", для подготовительной к школе группы.

В наше время квест-игры приобрели большую популярность. Мы тоже решили в нашей группе провести квест-игру. До этой игры мы провели подготовительную работу.Провели беседы, посмотрели презентации и виде...

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Сценарий праздника, посвященного Дню матери «День Матери – казачки» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: воспитание уважения и любви к матери через приобщение к кубанскому фольклору...

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной к школе группе.

Цель: закреплять, уточнять, расширять у детей имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.  Игра «Журавли – журавли.»Вожак журавлиной стаи...