Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Баймухамбетова Эльсия Рамазановна

Данная познавательно-исследовательская деятельность знакомит детей со свойствами воздуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Свойства воздуха»

 

 Интеграция образовательных областей
"Познавательное развитие", «Речевое развитие»,  "Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. 
Задачи:

  • Организация познания детей через самостоятельный поиск.
  • Формирование умения  детей проводить элементарные опыты с воздухом, исследовать его свойства.
  • Развитие познавательной активности, логического мышления, умения обобщать результаты опытов.
  • Расширение  знаний и представлений детей о воздухе, его значимости для всего живого на земле.

    Методы и приемы:
    1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
    2. Наглядные
    3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы) 
    Материал:  стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2 свечки, спички. 
    Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки, картинки-карточки. 

 

                                          Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь встанем в круг и поприветствуем друг  друга.

Дети проговаривают вместе с воспитателем

Встанем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте, друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Стук в дверь

В группу входит Маша

Маша: Так-так-так, а чем это вы тут занимаетесь? Очень интересно.

Дети, воспитатель: Маша, мы только успели поздороваться и ещё не решили, во что сегодня мы будем играть

Маша: А я как раз знаю одну загадку. Хотите я вам ее загадаю.

Дети: да

Маша: Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! 
(Ответы детей)

Маша: Правильно это воздух.  Ребята, я очень хочу найти воздух. Но я слышала, что он невидимка. Поможете мне?

Воспитатель: Маша, мы поможем с ребятами найти воздух-невидимку. Отправляйся ты лучше с нами в нашу волшебную лабораторию. Но только, чтобы туда попасть мы должны сначала произнести заклинание:

Вокруг себя мы обернемся

Раз, два, три

Немножко ножками пройдем

Раз, два, три

И в волшебную лабораторию придем.

Звучит музыка превращения

Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним наш девиз

Ребенок: Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о воздухе.

Дети: (НЕ ХОРОВЫЕ ОТВЕТЫ) Воздух – это то, чем мы дышим, без него человеку нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные, растения тоже дышат и им так же  необходим воздух, как людям. Воздух есть не только в нашей комнате, но и на улице, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.

Воспитатель: Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, как воздух  можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

 Одевайте  костюмы исследователей и приступим (Дети одевают костюмы и садятся на стулья)

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, воздух какой? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно невидимый. А как вы думаете, как его можно обнаружить? (Ответы детей).

Воспитатель: Его можно поймать. Подумайте, как это можно сделать? (Ответы детей)

1- эксперимент "Как поймать воздух?"

Воспитатель: Возьмите  целлофановые пакеты. Что в нем? (Ответы детей)

 Воспитатель: Правильно он пуст, обратите внимание, какой он тоненький. А теперь попробуйте поймать воздух и закрутите свои пакеты.

Воспитатель: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? (Ответы детей)

 Воспитатель: Пакет полон воздуха, он занял в нем всё место.

Воспитатель: А как вы думаете, а воздух можно почувствовать? Как это можно сделать? Давайте аккуратно проткнем наши пакеты, поднесем их к лицу и тихонько надавим. Что вы ощущаете? (Ответы детей)

Воспитатель:  Какой вывод мы можем с вами сделать? (Ответы детей)

Вывод:  Правильно воздух невидимый,  но мы его можем почувствовать.

Выставляется карточка-знак на мольберт
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)

2- эксперимент "Есть ли воздух внутри нас?"

Воспитатель: Вот мы сейчас с вами это проверим. Возьмите стакан с водой и опустите в нее трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом. Что вы видите? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы видим пузырьки воздуха. Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно это мы дуем в трубочку воздух. Так скажите мне, есть ли внутри вас воздух? (Ответы детей)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух. (Карточка на мольберт)

Воспитатель: А еще воздух можно и услышать.  Где мы можем услышать воздух? (Ответы детей)  (ветер, насос).

3-эксперимент "Услышим ли мы воздух"

Воспитатель: Возьмите по бутылочке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Ответы детей)

Воспитатель: Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть резиновые игрушки. Возьмите их в руки  и нажмите на них. Вы слышите воздух?

Воспитатель: А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Вывод:  дети отвечают Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточка)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а воздух имеет запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

 Для этого мы перейдем в другой зал нашей лаборатории.

Дети переходят к другому столу.

4 - эксперимент "Узнай по запаху"

Воспитатель: Предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы.

(Выходит 4 ребенка им закрывают глаза) .

Воспитатель: Когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать  апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух.  Все что-то почувствовали, только ____ ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Воспитатель:  Правильно,  ______ ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала, чтоб ощутить запах. Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: Воздух не имеет запаха,  он лишь переносит запахи, пахнут предметы. (Карточка на мольберт)


Маша: Ой, что- то я устала. Давайте немного отдохнем

Воспитатель: Конечно, ребята, выходите на ковер

Физминутка

Воздух-невидимка,                 руки вверху вправо-влево

Выходи гулять!                       «зовут»

Воздух-невидимка,                 руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать?                 Хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу,      бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду!             Потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте

Самого полезного воздуха найду!                Руки накрест - к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду,           тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду!          «фонарики».

 Маша: Ребята, а я слышала, что некоторые бытовые приборы помогают человеку использовать воздух. Интересно, а что это за приборы?


Дети отвечают.

 

Воспитатель: Давайте, расскажем Маше,  как  эти предметы помогают человеку использовать воздух? (на картинке фен, пылесос, вентилятор). РАСПЕЧАТАТЬ 
Дети берут картинку и рассказывают стихи про эти предметы.
 

ФЕН: Сушит ветер-суховей

           Кудри мамочки моей.

Пылесос: Ходит, бродит по коврам

                Водит носом по углам

                Где прошел, там пыли нет

                Пыль и сор его обед

Вентилятор: С пропеллером быстрым этим

                       Он дарит нам свежий ветер

                       И воздух станет посвежей

                        Для всех людей, для всех детей!

-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

5 - Эксперимент "Что произойдет, если закончится воздух"

Воспитатель: Я предлагаю вам вернуться в зал лаборатории. И посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. (Зажечь две свечи, одну из них закрыть банкой).

Воспитатель: Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (Ответы детей)

Воспитатель: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха.  Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.  (ответы детей)

Вывод: Если чистый воздух на земле закончится, все живое погибнет. (Карточка на мольберт)

Дидактическая игра с картинками.

Посмотрите на картинки и подумайте, что в нашей жизни загрязняет воздух. Возьмите красный карандаш и зачеркните те предметы, которые загрязняют воздух.

Дети выполняют

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (Ответы детей)

 Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать).

Воспитатель: Вы большие молодцы у вас  получилось все очень красиво.

Вот и подошла к концу наша работа в лаборатории.

Ну что, вам понравилось в нашей волшебной лаборатории?

Что это за невидимка, без которого мы не смогли бы жить?

Где он находится? Какими свойствами он обладает?

 Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание:

Вокруг себя мы обернемся -
Раз, два, три.
Немножко ножками пройдемся -
Раз, два, три.
И в детский сад,
Опять вернемся!

Маша: Вот спасибо, вам ребята. Теперь я понял, что воздух - он везде: он окружает нас, он находится внутри нас, внутри предметов. За то, что вы мне все рассказали и показали в своей волшебной лаборатории, я хочу подарить вам воздушные шарики, которые я наполнил воздухом.
Дарит шарики детям, прощается и уходит.
Воспитатель:  И нам с вами, ребята, пора выходить на прогулку, подышать свежим воздухом.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...