Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Данная познавательно-исследовательская деятельность знакомит детей со свойствами воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей со свойствами воздуха | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Свойства воздуха»
Интеграция образовательных областей:
"Познавательное развитие", «Речевое развитие», "Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
- Организация познания детей через самостоятельный поиск.
- Формирование умения детей проводить элементарные опыты с воздухом, исследовать его свойства.
- Развитие познавательной активности, логического мышления, умения обобщать результаты опытов.
- Расширение знаний и представлений детей о воздухе, его значимости для всего живого на земле.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2 свечки, спички.
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки, картинки-карточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Дети проговаривают вместе с воспитателем
Встанем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте, друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Стук в дверь
В группу входит Маша
Маша: Так-так-так, а чем это вы тут занимаетесь? Очень интересно.
Дети, воспитатель: Маша, мы только успели поздороваться и ещё не решили, во что сегодня мы будем играть
Маша: А я как раз знаю одну загадку. Хотите я вам ее загадаю.
Дети: да
Маша: Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Ответы детей)
Маша: Правильно это воздух. Ребята, я очень хочу найти воздух. Но я слышала, что он невидимка. Поможете мне?
Воспитатель: Маша, мы поможем с ребятами найти воздух-невидимку. Отправляйся ты лучше с нами в нашу волшебную лабораторию. Но только, чтобы туда попасть мы должны сначала произнести заклинание:
Вокруг себя мы обернемся
Раз, два, три
Немножко ножками пройдем
Раз, два, три
И в волшебную лабораторию придем.
Звучит музыка превращения
Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним наш девиз
Ребенок: Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о воздухе.
Дети: (НЕ ХОРОВЫЕ ОТВЕТЫ) Воздух – это то, чем мы дышим, без него человеку нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные, растения тоже дышат и им так же необходим воздух, как людям. Воздух есть не только в нашей комнате, но и на улице, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.
Воспитатель: Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, как воздух можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Одевайте костюмы исследователей и приступим (Дети одевают костюмы и садятся на стулья)
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, воздух какой? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно невидимый. А как вы думаете, как его можно обнаружить? (Ответы детей).
Воспитатель: Его можно поймать. Подумайте, как это можно сделать? (Ответы детей)
1- эксперимент "Как поймать воздух?"
Воспитатель: Возьмите целлофановые пакеты. Что в нем? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно он пуст, обратите внимание, какой он тоненький. А теперь попробуйте поймать воздух и закрутите свои пакеты.
Воспитатель: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? (Ответы детей)
Воспитатель: Пакет полон воздуха, он занял в нем всё место.
Воспитатель: А как вы думаете, а воздух можно почувствовать? Как это можно сделать? Давайте аккуратно проткнем наши пакеты, поднесем их к лицу и тихонько надавим. Что вы ощущаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод мы можем с вами сделать? (Ответы детей)
Вывод: Правильно воздух невидимый, но мы его можем почувствовать.
Выставляется карточка-знак на мольберт
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)
2- эксперимент "Есть ли воздух внутри нас?"
Воспитатель: Вот мы сейчас с вами это проверим. Возьмите стакан с водой и опустите в нее трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом. Что вы видите? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы видим пузырьки воздуха. Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно это мы дуем в трубочку воздух. Так скажите мне, есть ли внутри вас воздух? (Ответы детей)
Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух. (Карточка на мольберт)
Воспитатель: А еще воздух можно и услышать. Где мы можем услышать воздух? (Ответы детей) (ветер, насос).
3-эксперимент "Услышим ли мы воздух"
Воспитатель: Возьмите по бутылочке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Ответы детей)
Воспитатель: Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть резиновые игрушки. Возьмите их в руки и нажмите на них. Вы слышите воздух?
Воспитатель: А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Вывод: дети отвечают Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточка)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а воздух имеет запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Для этого мы перейдем в другой зал нашей лаборатории.
Дети переходят к другому столу.
4 - эксперимент "Узнай по запаху"
Воспитатель: Предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы.
(Выходит 4 ребенка им закрывают глаза) .
Воспитатель: Когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только ____ ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ______ ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала, чтоб ощутить запах. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: Воздух не имеет запаха, он лишь переносит запахи, пахнут предметы. (Карточка на мольберт)
Маша: Ой, что- то я устала. Давайте немного отдохнем
Воспитатель: Конечно, ребята, выходите на ковер
Физминутка
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! Руки накрест - к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики».
Маша: Ребята, а я слышала, что некоторые бытовые приборы помогают человеку использовать воздух. Интересно, а что это за приборы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте, расскажем Маше, как эти предметы помогают человеку использовать воздух? (на картинке фен, пылесос, вентилятор). РАСПЕЧАТАТЬ
Дети берут картинку и рассказывают стихи про эти предметы.
ФЕН: Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей.
Пылесос: Ходит, бродит по коврам
Водит носом по углам
Где прошел, там пыли нет
Пыль и сор его обед
Вентилятор: С пропеллером быстрым этим
Он дарит нам свежий ветер
И воздух станет посвежей
Для всех людей, для всех детей!
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
5 - Эксперимент "Что произойдет, если закончится воздух"
Воспитатель: Я предлагаю вам вернуться в зал лаборатории. И посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. (Зажечь две свечи, одну из них закрыть банкой).
Воспитатель: Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (Ответы детей)
Воспитатель: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха. Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. (ответы детей)
Вывод: Если чистый воздух на земле закончится, все живое погибнет. (Карточка на мольберт)
Дидактическая игра с картинками.
Посмотрите на картинки и подумайте, что в нашей жизни загрязняет воздух. Возьмите красный карандаш и зачеркните те предметы, которые загрязняют воздух.
Дети выполняют
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)
Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать).
Воспитатель: Вы большие молодцы у вас получилось все очень красиво.
Вот и подошла к концу наша работа в лаборатории.
Ну что, вам понравилось в нашей волшебной лаборатории?
Что это за невидимка, без которого мы не смогли бы жить?
Где он находится? Какими свойствами он обладает?
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Произносим волшебное заклинание:
Вокруг себя мы обернемся -
Раз, два, три.
Немножко ножками пройдемся -
Раз, два, три.
И в детский сад,
Опять вернемся!
Маша: Вот спасибо, вам ребята. Теперь я понял, что воздух - он везде: он окружает нас, он находится внутри нас, внутри предметов. За то, что вы мне все рассказали и показали в своей волшебной лаборатории, я хочу подарить вам воздушные шарики, которые я наполнил воздухом.
Дарит шарики детям, прощается и уходит.
Воспитатель: И нам с вами, ребята, пора выходить на прогулку, подышать свежим воздухом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...