Проект "Город над вольной Невой или мой любимый город"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Cеленкова Александра Викторовна

Патриотическое воспитание имеет большое значение в становлении личности человека и развитии его гражданской позиции. Воспитание патриотических чувств в ребёнке процесс сложный и длительный, начинается с приобщения его к культуре своего народа, истории и природе родного края, истории рождения родного города. Ситематическое обращение к отеческому наследию взращивает культурную личность ребёнка и закладывает основы для нравственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Наш город - Санкт-Петербург».

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий, семейно-групповой, долгосрочный (цикл занятий)

Срок реализации проекта: Октябрь- Май

Участники проекта: педагоги и дети старшей группы №2, ГБДОУ № 103, а также родители детей.

Тема проекта: «Наш город - Санкт-Петербург».

Актуальность проекта: Патриотическое воспитание, в настоящее время , является важным звеном российского образования, а также имеет большое значение для становления личности человека и развития его гражданской позиции.

Воспитание патриотических чувств в ребенке начинается с  приобщения его к культуре своего народа, истории и природе  родного края, истории своего города. Патриотическое воспитание дошкольников - процесс сложный и длительный. Систематическое обращение к отеческому наследию взращивает культурную личность ребенка: стимулирует развитие познавательных процессов, формирует интерес к истории, активизирует аналитические способности, воспитывает уважение к труду людей, гордость и ответственность за родную землю, а также закладывает основы для нравственного развития и активной гражданской позиции в будущем.

Актуальность данного проекта определена стремлением:

✍         расширить познания дошкольников об истории и природе края, где находится родной город, дать представления об уникальном географическом положении Петербурга и его особенностях;

✍         способствовать  формированию уважительного отношения к своей малой Родине, терпимости друг к другу, любви и уважении к своим родителям.

Цель проекта:

1.        Расширение представлений детей о городе, в котором живут, о его природе и особенностях.

2.        Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с историей родного края и историей рождения Петербурга.

3.        Формирование у детей стойкого интереса к истории родного города, его достопримечательностям и памятным местам.

4.        Расширение кругозора дошкольников посредством опытно -экспериментальной деятельности по теме.

Задачи:

★        Формировать интерес детей к своей «малой Родине»;

★        Расширять и углублять  представления детей об особенностях Петербурга через изучение истории  невских земель;

★        Познакомить с историей рождения Петербурга;

★        Изучать культурные ценности города на примере ключевых, определяющих историческую суть достопримечательностей (Петропавловская крепость, Троицкая площадь, Домик Петра1, Адмиралтейство, Памятник  царю-реформатору -Медный всадник, Летний сад - Летний дворец Петра1);

★        Обратить особое внимание детей на  личность и деятельность Петра1, как основателя города, отца Отечества;

★        Формировать представление о современном образе города.

★        Воспитывать уважительное отношение к труду людей, разных профессий, создавших Петербург, как один из красивейших городов Мира, а также строящих современный город, сегодня;

★        Воспитывать чувства любви и уважения к родному краю, на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям. через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

★        Воспитывать бережное отношение к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга;

★        Воспитывать любовь к поэзии , рассказывающей об истории рождения города и воспевающей его красоту;

★        Формировать целостное восприятие понятия : «Я-Петербуржец», посредством воспитания духовно-нравственных норм и правил поведения;

★        Познакомить детей с главными символами Петербурга (герб

★        , гимн)

★        Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать;

★        Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города и патриотическому воспитанию детей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Расширение кругозора по теме, развитие интереса  к познанию  истории Невского края и  родного города, ответственное отношение к выполнению заданий, развитие инициативности, активности и самостоятельности.

воспитания желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города.

Для педагога:

Профессиональный и личностный рост,внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Для родителей:

Приобщение родителей к патриотическому воспитанию детей в семье и  повышение уровня  компетентности по данной проблеме;

повышение уровня  личностного сознания, укрепление взаимоотношений между  и детьми родителями , самореализация.

Педагогические технологии:

✍        игровые технологии

✍        технологии проблемного изучения

✍        технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

✍        информационно-коммуникативные технологии

✍        технологии сотрудничества

✍        здоровьесберегающие

1йэтап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа сдеттми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Задачи:

Определить актуальные знания детей о родном городе, достопримечательностях;

Вызвать интерес к решению поставленных задач.

Формы организации работы 1 этапа:

Планирование проектной деятельности по теме « Петербург -мой город», опираясь на методическую литературу;

Подбор методической и художественной литературы;

Подбор дидактических, подвижных,малоподвижных игр;

Составление плана взаимодействия с родителями и детьми;

2й этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ:

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. через практическую деятельность детей.

Задачи:

Создание проблемной ситуации;

Способствовать развитию познавательных способностей у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать выразительность речи, моторику рук;

Пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;

Воспитывать аккуратность при ивыполнении работ по теме проекта.

Организация работы 2 этапа:

1) Работа с детьми:

🏱        организация мероприятий познавательного характера,

🏱         организация двигательного режима

Методы и формы реализации проекта:

1.        Игровые:

дидактические игры: «Какой наш город», «Кто что делает»,»Прогулка по городу», «Петербургские силуэты», «Любимый город», «Узнай и Собери», «Невские рифмы», « Подбери словечко»..

сюжетно-ролевые: «Мы -строители», «Мы - древние жители Невского края», «Наша улица», «Мы -экскурсоводы»...

подвижные игры: «Море волнуется раз..», «По болоту Петр шел...Остров заячий нашел...», «Сфинкс...»(Что ты сфинкс лежишь молчишь...- Вы хотите поиграть?Вас я буду догонять) «Грифоны...как на Банковском мосту есть грифоны на посту,я грифонов не боюсь...по мосту 100раз пройдусь...), » Трамвайчик...»

игры-викторины «Знатоки города»

2.        Словесные:

ННОД (Занятия-Ознакомление с окружающим миром «Приневские земли-наш родной край»; «Война со шведами...или окно в Европу», «Петр 1-... то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник...» (Пушкин); «Вырос город...1ые строения города» (Крепость Санкт-Петербург, Домик Петра1, Адмиралтейство); «1й сад Петербурга- Летний сад»;

«Главные символы Петербурга: флаг, герб, гимн»;

, Беседы: «Что мы знаем о родном городе..?», «Как все начиналось...или как по Неве ходили купеческие корабли», «Была в Неве высокая вода-главная река Петербурга», «Заячий остров...здесь будет город заложен- основание Петербурга», «День народного единства», «Колыбель российского флота... или 1ая судостроительная верфь на Балтике», «Город- мастеров», «Любимый сад Петра или знаменитые ассамблеи петровского времени», «Что такое главные символы и зачем они Петербургу», «Мы-Петербуржцы»(правила этикета);

Чтение художественной литературы : чтение поэтических произведений,посвященных Петербургу,рассказов о городе;

 Разучивание стихотворений, чтение и рассказывание стихотворений , считалок, сказок. загадок, разговоры, рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций, буклетов.

Составление описательного рассказа: «Мой город-Петербург», «Я-Петербуржец»

3.        Практические:

 Оснащение предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие интереса и любознательности, просмотр видеофильмов о Петербурге, виртуальные экскурсии по городу петровского времени ( ИКТ) ,совместные с родителями пешеходные экскурсии к достопримечательностям , по темам;  наблюдения, дидактические и подвижные игры;

4.        Наглядные: Показ презентаций по темам, организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание  иллюстраций и гравюр старого Петербурга;

5.        Художественно-Продуктивная деятельность:

🏱        Конструирование из строительного материала ( крупный и мелкий строитель): «Давным -давно на невских землях»-поселения древних жителей приневья; «По Неве ходили корабли»; «Самая мощная крепость своего времени-Санкт-Петербург», «Адмиралтейство», «Петровский Петербург»

🏱        Аппликация: «Военные корабли Адмиралтейства и торговые суда Балтики»; «Заячий остров и братья наши меньшие»; «Пушки крепости», «Герб и флаг Петербурга»

🏱        Рисование и раскрашивание: рисование «Течет река Нева...», раскрашивание и составление карты приневских земель; раскрашивание воинов и солдат разных государств и  эпох, сражавшихся за невский край; раскрашивание деревянных жилищ жителей невских земель; раскрашивание крепости Санкт-Петербург и Адмиралтейства; рисуем «Деревья Летнего сада», рисование -Российский флаг,

🏱        Конкурс рисунков «Праздники нашего Петербурга»

2) Работа с родителями:

🏱        Консультация : «С чего начинается Родина? или патриотическое воспитание в семье»

🏱        Консультация: «Выходной с детьми»

🏱        Презентации: «Моя семья-мой дом родной»

🏱         Рекомендации: «Куда сходить с ребенком в выходной день»

🏱        Книги для чтения и рассматривания : Книга для семейного чтения об истории, природе и культуре Санкт-Петербурга «Город над вольной Невой» О.О.Жебровская, Н.В.Костылева;

«Санкт-Петербург -Рассказы о городе» В.К. Дмитриев

«Медный всадник...» А.С.Пушкин

«Гой ты, Русь моя родная..» С. Есенин

🏱        Картотека пословиц и поговорок на тему Родина ( Человек без Родины,-что соловей без песни, Одна у человека мать - одна у него и Родина, За морем теплее,- а на Родине светлее, На чужой сторонушке- рад своей воронушке, На чужой стороне и Весна не красна, Всякому мила своя сторона. Везде хорошо , а дома лучше. Своя земля - и в горе мила.

🏱        Картотека стихов о Петербурге:

«Блистательный Петербург», «Гранитный призрак» Н .Агнивцев

« Медный всадник...» А.С.Пушкин

«Мы очень любим город свой...» М.Борисова

«ЕЕ зовут Нева...» Н.Поляков

«У красавицы Невы ожерелье из листвы» М.Борисова

«На свете много есть чудес...» В. Блейков

«Мы вместе с бабушкой вчера ходили во дворец Петра...» М.Борисова

« Моему городу среди болот, дорог и вьюг...» К.Озерова

«Город спит, И Невский стройный уплывает в темноту...» С.Скаченков

«Коль живем мы с вами дети в лучшем городе на свете...»В.Блейков

С целью эффективной реализации поставленных задач, в проекте представлена интеграция всех образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое,Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое и Физическое.

3й этап-Обобщающий (заключительный)

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний,формулировка выводов.К опыту работы будут приобщены работы детей,фотоматериалы и итоговое мероприятие.

Задачи:

Воспитывать интерес к истории города.

Развивать творческие способности детей,

Развивать умение анализировать ,обобщать и делать простейшие выводы,

Развивать наблюдательность и любознательность,

Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности и активность.

Итоги проекта:

1.        Презентация проекта на педсовете

2.        Презентация фотоальбома «Мой родной Петербург»

3.        Презентация выставки рисунков родителей и детей «Невский край в древности», «Петровский Петербург», «Улицы нашего города»

4.        Презентация рукописной книги « Петербург мой любимый город» ( рассказы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ГОРОД НАД ВОЛЬНОЙ НЕВОЙ"

Праздник для детей подготовительной группы детского сада ко Дню рождения любимого города Санкт - Петербурга. Мы все являемся жителями одного из прекраснейших городов мира и обязаны знать и любить свой...

Конспект открытого занятия "Город над вольной Невой"

Знакомство с реками, мостами и достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Непосредственно образовательная деятельность. «Я живу в славном городе» Мой город над вольной Невой.

Непосредственно образовательная деятельность. «Я живу в славном городе.» Мой город над вольной Невой....

"Город над вольной Невой" - вечер развлечений для детей старшего возраста

В сценарии использованы стихи, загадки и слайды о достопримечательностях Санкт-Петербурга....

Презентация к конспекту познавательной беседы для детей 5-6 лет "Город над вольной Невой"

Презентация направленная на ознакомление детей с родным городом, развитие познавательного интереса,воспитания чувства любви к малой родине....

Город над вольной Невой

О дивный град! О чудо света!Тебя волшебник созидал…(В. Романовский)...