Открытое занятие в старшей группе за 2021-2022 учебный год
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сенди Аржаана Михайловна

НОД на тему: "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatie.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

 детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп  Каа-Хемского района

Конспект  открытого педагогического мероприятия

 по образовательной области «Познавательное развитие»

в старшей  группе по теме:  

«Зимующие птицы»

Конспект составила:

 Сенди Аржаана Михайловна

воспитатель

с.Сарыг-Сеп – 2022г

Конспект НОД для старшей группы по ознакомление с природой в детском саду

Тема занятия: «Зимующие птицы»

Возраст детей; старшая группа

Область: Окружающий мир

Интеграция областей: Познавательный

 Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи:

- расширять представления детей о характерных особенностях жизни зимующих птиц;

- способствовать накоплению у детей представлений о зимующих птиц, развивать познавательную активность;

- активизировать словарь детей по теме;

- развивать умение делать выводы, устанавливать связи и

 взаимодействия человека с природой;

-воспитывать чувство сопереживания и желания помочь в трудные минуты.

Образовательные задачи:

 -Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их.

-Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

-Уточнить представления детей о жизни птиц в зимнее время.

-Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам.

-Привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц и оказание помощи в зимний период с целью сохранения их численности.

Развивающие задачи: Закреплять умение правильно строить предложения, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, выслушивать своих товарищей.

Воспитательные задачи: Воспитать интерес и любовь к птицам, уважение  к природе, воспитать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде, воспитать у детей стремление к достижению результата. отзывчивость при восприятии произведений, загадок.

Оборудование и материалы: Табличка с картинками, картины «Зимующие птицы», книги про птиц, беседы-информации про птиц, иллюстрации кормушки, перо, корм для птиц, презентация по теме (слайды с  изображением птиц )

Методические приемы; Наглядный, словесный, практический.

Словарная работа; Кормушка, корм-зерно, перо, клюв.

Предварительная работа; Загадка от воспитателя, подвижная гимнастика, пословицы о птицах, стихотворение «Птицы зимой», картинки «Зимующие птицы», презентация про птиц,

Содержание организованной образовательной деятельности:  

 Мотивационно- побудительный этап .

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем друг друга.

Солнце красное проснулось,

Деткам нашим улыбнулось!

Здравствуй, солнышко, привет!

Улыбнемся мы в ответ.

Сегодня к нам в сад пришло письмо от вашего старого знакомого – Домовенка Кузи.

Воспитатель открывает конверт и зачитывает.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу вам в страшном волнении! Недавно пошел я в лес проверить, как там дела у друга моего Лешика. Не завалило ли их с дедом берлогу (Лешие, как известно вам, спят зимой). Да и разбудил его нечаянно. Лешик проснулся, на улицу вышел воздух свежий глотнул. И тут началось! Разволновался, забегался. Кричит " Почему так тихо в лесу! Куда птицы подевались!" Я и не знаю, что ответить. А куда из леса подевались, этого я не знаю.

Вот пишу вам, ребята. Заранее благодарю за помощь!»

Воспитатель. Дети, а вы знаете, почему в лесу нет птиц? Куда они пропали?

Дети. Перелетные птицы осенью улетели в теплые края, а остальные перебрались ближе к человеческому жилью.

Воспитатель. Как называют птиц, которые остались зимой у нас?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Почему зимующие птицы зимой перебираются ближе к человеческому жилью?

Дети. Потому что в городах и деревнях легче найти пропитание.

Воспитатель. Чем питаются зимующие птицы?

Дети. Семенами, крошками хлеба, зернами и плодами растений.

Воспитатель. Как мы им помогаем?

Дети. Подкармливаем их.

Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети называют известных им зимующих птиц.

Основная часть.

Воспитатель. Сейчас я вам, ребята буду загадки загадывать про птиц.

Символ мира – это он

И отличный почтальон.

А ещё и в дождь и в холод

Путь домой отыщет …. (Голубь)

Показ иллюстрации  птицы.

Воспитатель: Голуби, пожалуй, самые распространенные городские птицы. Они мирно соседствуют с человеком. Часто можно видеть, как люди кормят голубей с ладони. В далекие времена люди приучили этих птиц доставлять почту. К лапке привязывали письмо, свернутое трубочкой и отпускали птицу. Голуби всегда возвращались домой к своему хозяину.

Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения и ягоды. Питаются тем, что найдут.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Показ иллюстрации  птицы.

Воспитатель: С наступлением первых заморозков прилетают снегири. Грудка у снегирей ярко красного цвета. Снегири совершенно не боятся холода. Даже в самые суровые зимы эти птицы бодры и активны. Снегири – дружные и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попал в ловушку, остальные спешат на помощь.

Воспитатель: Про снегиря загадку отгадали, молодцы. А теперь не много поиграем и потом дальше продолжим.

Физкультминутка «Снегири»

Птички прилетели

 крыльями махали

 на деревья сели

 в месте отдыхали

Воспитатель. Молодцы, продолжаем.

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона –

Зовут ее … (Ворона)

Показ иллюстрации  птицы.

Воспитатель: Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Эта птица хорошо себя чувствует, живя рядом с человеком. Ворона – птица всеядная. Именно поэтому можно встретить ее на свалке и у мусорных контейнеров. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Вороны очень умны. Могут выручить друг друга из беды.

Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитают

Чик – чирик! не робей! Я бывалый…. (Воробей)

Показ иллюстрации  птицы.

Воспитатель: Воробьи являются самыми известными птицами, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Этих птиц легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью. Воробьи очень драчливые и не могут сидеть на месте. Любое событие сопровождают переполохом, шумными звуками и чириканьем.

Все деревья я лечу,

По деревьям я стучу.

Их спасаю от врагов

Вредных, маленьких жуков. (Дятел)

Показ иллюстрации  птицы.

Воспитатель: Дятел – лесная птица. Поэтому его можно увидеть и услышать только в лесу. Дятел очень умная птица. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из коры. Дятел вытаскивает насекомых, приносящих вред дереву. Не зря его называю «доктором леса».

Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока. Когда трещит…. /Сорока/

Показ иллюстрации  птицы.

Воспитатель: Сороки известны своим любопытством и любовью к блестящим предметам. Все, что находят тащат в свое гнездо. Они очень нужные и полезные птицы. Спасают деревья от жуков и личинок.

Воспитатель: А есть птицы – гости. Их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого Севера. В их родных краях зимой очень сильные морозы. Птицам кажется, что у нас тепло. И корм есть.

Непоседа невеличка…

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее … (Синицы)

Показ иллюстрации  птицы.

Воспитатель: Отличительной чертой этой птички является яркое желтое оперение грудки. Зимой любят лакомиться несоленым салом и семечками. Птица очень подвижная, всем интересуется, ни минуты не сидит на месте.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите немного поиграть? Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили?  Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?

Звучит музыка, и дети выполняют движения.

Вот на ветках посмотри, сказочные птицы

Распустили перышки, греются на солнышке.

Головою вертят, улететь хотят

Улетели, полетели, полетели за метелью.

Улетели птицы (открыли глаза)

Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.

Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом,  она опирается на воздух. Вот еще посмотрите  на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки.

Работа за столами.

А давайте мы с вами поиграем с пальчиками

Птичка прилетела,          (машем кистями рук)          

Головкой повертела (Пальцы собраны в щепоть. повороты кистями)

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.      (Машем кистями рук.)

                              Опыты с пером

Потрогайте перо, какое оно?

Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите?  Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера)

Закрепляем, что это перо «маховое» А какие перья лежат у вас ещё?- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

. Вода скатывается с перьев ,не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде. - Они могут погибнуть (картинка)  Почему?  Потому, что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо), Перо стало тяжелое, слиплись волоски. Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в подвижную игру, которая называется «Зимующие и перелетные птицы».

Если я называю вам зимующую птицу, вы приседаете, если называю перелетную птицу, вы бегаете по кругу и машете руками. Поиграем?

Дети. Да, конечно.

Воспитатель. Молодцы! Я знаю, как мы можем помочь Кузе и Лешику, нужно сделать кормушки для птиц. Лешик повесит их на дерево, рядом с берлогой и птицы и вернуться в лес.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? О каких птицах говорили сегодня? Почему надо помогать зимующим птицам?

Я уверена, что вы станете надежными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь им.

Используемая литература

  1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. (электронный ресурс)
  1.  В.Н. Волочкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж 2008 г.
  1. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В.Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. (электронный ресурс)
  1. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» - М.: ГНОМ и Д, 2008.

Самоанализ

Вашему вниманию было представлено занятие: «Зимующие птицы» - экологическое образование через познавательную деятельность.

Мною были поставлены следующие задачи:

Обучающие: Обобщать знания детей о зимующих птицах нашего города. Расширять представления о многообразии зимующих птиц, их образе жизни, питании;

Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук через изготовление гнёзда для птичек-невеличек. Закрепить понятие «зимующие птицы».

Обогащать словарный запас (щебечут, пёрышки, воркует, невеличка, углубление);

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них;

Для реализации поставленных задач использовала следующие методы: наглядный словесный и практический.

Также использовала такие методические приёмы как: аудиозапись, показ, беседа, рассказ, вопросы, речевые пояснения к действиям, смена видов деятельности, сюрпризный момент.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Создание поисковой, проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом детей.

Мною были продуманы условия: в группе проветрено, продумано размещение детей, расставлено оборудование, подготовлен соответствующий материал для проведения совместной образовательной деятельности.

Структура занятия состояла из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.

1 часть была направлена на мотивацию детей. У них возникло желание заботиться о зимующих птицах.

2 часть строилась на использовании всех методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые были тесно взаимосвязаны.

3 часть – заключительная, в которой детям была предложена практическая деятельность – изготовление гнездышек для птичек-невеличек.

Продолжительность занятия соответствовало требованиям СанПина.

Также использовала здоровье сберегающие технологии – физминутка под музыкальное сопровождение, что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой.

На протяжении всего занятия я старалась акцентировать внимание детей на вопросах, стимулировала речевую активность детей, задавала вопросы, добивалась ответов, предлагала повторить.

В ходе занятия старалась реализовать совместную деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие.

С программным содержанием ребята справились. Дети расширили свои знания о зимующих птицам нашего города, обогатили словарный запас, закрепили понятие «зимующие птицы».

Использование сюрпризных моментов, смена видов деятельности позволили в течение всего занятия удерживать внимание детей.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия через реализацию всех поставленных задач.

В заключение хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне в дальнейшем совершенствовать свое профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями детей старшей группы на 2021-2022 учебный год

Данный материал содержит информацию по работе с родителями дошкольников старшего возраста на весь учебный год с учетом календарных событий; может быть полезен для педагогов дошкольных учреждений, рабо...

КОМПЛЕКОСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2021-2022 учебный год.

КОМПЛЕКОСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕВ СТАРШЕЙ ГРУППЕНА 2021-2022 учебный год....

Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2021 -2022 учебный год

Перспективный план работы с родителями в старшей группе №7 "Теремок"  на 2021 -2022 учебный год...

Перспективно-тематическое планирование старшая группа на 2021-2022 учебный год.

Планирование по образовательным областям с детьми старшей группы....

Рабочая программа старшая группа на 2021-2022 учебный год

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространс...