Загадки зимушки - зимы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Бушуева Ольга Викторовна

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_zimushki-zimyprogulka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Загадки Зимушки-зимы.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о зиме, посредством познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

  • укреплять здоровье детей;
  • поддерживать интерес к зимним играм и упражнениям с элементами соревнования;
  •  создавать веселое настроение у детей и взрослых;
  • расширять представления детей о зимних изменениях в природе;
  •  развивать физические качества и двигательные умения развивать у детей самостоятельность, инициативность, организованность;
  • формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со льдом.
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать умение слушать рассказ;
  • закреплять умение разгадывать загадку;
  • учить логичному использованию образных слов и выражений в самостоятельных высказываниях.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ой, дети, что это у нас такое на участке? Кругом все стало белым, и деревья и кусты, небывалой красоты. Подойдемте все поближе и рассмотрим красоту.

Почтальон Печкин: Подождите, подождите, вам письмо! (отдает)

Воспитатель:  - От кого же это письмо? (читает адрес)

Г. Железногорск, детский сад «Звездочка», средняя группа №6

От «Зимушки – Зимы»

- Интересно, что же она вам написала?

«Зима прислала вам письмо

В снежинках – звездочках оно.

Пора нам встретиться, друзья

Вам без меня никак  нельзя.

Вам на санях не покататься,

Вам не слепить снеговика,

Ну, как ребята вам остаться

Без снежной горки, без катка!

Я, белоснежная Зима

И есть загадка у меня.

Скорей ее вы отгадайте,

О чудесах моих узнайте».

Воспитатель: Ребята, разгадаете загадку и увидите отгадку.

-Снежок, сверкая, кружится,

И все кругом бело.

Озера, реки, лужицы

Вдруг стали как стекло. (Лед)

(Перед детьми из посылки появляется корзинка с кусочками льда).

Воспитатель: - Льдинки такие красивые, блестящие и, наверно вкусные. Можно их есть?

- Льдинки нельзя брать в рот. Лед холодный, можно простудиться.

- Зима настоящая волшебница, превратила воду в сверкающие камешки. Зимушка предлагает нам узнать свойства льда.

- Давайте пройдем к нашему столу. Сейчас, каждому из вас я раздам по кусочку льда.

Опыт №-1

- Если мы его подержим в ладони, то сможем почувствовать. Какой он? (холодный)

- Правильно, давайте это явление обозначим картинкой - Дедушка Мороз и Снегурочка, ведь они к нам приходят только тогда, когда наступает холод.

Опыт №2

- Следующее свойство, которое мы с Вами можем выяснить – это мягкий, хрупкий или твёрдый? Как вы думаете, лед, какой? Давайте проверим, попробуем сдавить его пальцами. Как вы думаете, мягкий он или твёрдый? (твёрдый)

- Я специально эти кусочки льда заморозила потоньше, если я его сейчас уроню, как вы думаете, он разобьётся или нет? (хрупкий)

- А теперь, давайте проверим? Что случилось со льдом? (разбился, сломался, раскололся)

- Обозначим и это свойство льда, чтобы не забыть. Посмотрите, на картинке стеклянный стакан. Он прочный, твердый, если мы его уроним, что может произойти? Такой картинкой мы обозначим второе свойство льда – хрупкость.

Опыт№3

- Посмотрите на лёд, как вы думаете какого он цвета? (бесцветный, белый, серый)

- Чтобы это выяснить, нам помогут разноцветные кружочки. Выберите один квадратик такого цвета, который вам понравился. Положите его на ладонь, цветной стороной вверх, а сверху положите кусочек льда. А теперь какого цвета лёд?

-      Давайте обозначим это свойство. В этом нам поможет картинка с изображением цветных квадратиков.

Опыт №4

- Ребята, как вы думаете, как можно узнать, имеет лёд запах или нет. Правильно, но чтобы его запах сравнить с другим, предлагаю понюхать не только лёд, ещё я приготовила для вас лимон. Поэтому каждый из вас сначала понюхает свой кусочек льда, затем разрезанный лимон. Как вы думаете, есть ли запах у льда?

- Давайте обозначим это свойство с помощью картинки, на которой изображён лимон.

Воспитатель: Ой, что – то мы совсем замерзли от такого волшебства Зимушки-зимы, и если мы сейчас не погреемся, то совсем скоро превратимся в такие же льдинки.

Логоритмическая  игра малой подвижности «Зимняя пляска».

Дети становятся в круг, поют и показывают движения по смыслу песни:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп! (10 раз) - Дети хлопают в ладоши

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да! (10 раз) - Делают движения, имитирующие

надевание рукавиц

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг! (10 раз) - Легко прыгают

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так! (10 раз) - Кружатся на месте.

Опыт №5

-Мы столько нового узнали о свойствах льда, вот только, пока мы играли, мой кусочек льда куда-то делся. А ваши? (растаял, превратился в воду)

- Давайте обозначим и это свойство льда, обозначим его капельками воды.     

- Ребята, а как вы думаете, эту воду можно превратить обратно в лёд? Её можно заморозить? Что для этого нужно? Где мы можем её заморозить?

- Вам понравилось играть со льдом? Давайте вспомним все свойства льда, которые мы сегодня рассмотрели. В этом нам помогут картинки, которые мы обозначили во время опытов.

(Воспитатель предлагает детям с помощью алгоритма ответить на вопросы: Лёд какой? – Холодный, хрупкий, прозрачный, без запаха, в тепле тает.)

Вот мы с вами и разгадали одну из загадок Зимушки-Зимы, я думаю, что их у нее еще много, и она обязательно нас со своим волшебством будет продолжать знакомить.

А теперь давайте поиграем в игру «Снег и лёд».

 Подвижная игра: «Снег и лёд». Правила игры: Выбирается водящий. Он отворачивается и говорит «снег», в это время все игроки бегают - прыгают-веселятся. Дальше водящий произносит слово «лёд», в это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, и смотрит игрок, который не шевелиться выбирается водящим. Игра повторяется 4-5 раз.

Дидактическая игра: «Что бывает зимой?»

Воспитатель: Что же бывает зимой?

Дети: Ветер, метель, вьюга, снегопад, снег, снежинки. 

Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите, сколько снега намело на нашем участке.  Это все проказы Зимушки – Зимы. Мы с вами возьмем лопатки и преобразим наш участок – уберем весь снег. 

Трудовая деятельность: уборка снега на участке (групповая). (Дети носят снег в определенное место и делают из снега кучу для создания снежной крепости).

Воспитатель: Молодцы ребята. Дело сделано, теперь можно и поиграть.

Подвижная игра «Перепрыгни сугроб»

Дети перепрыгивают из обруча в обруч, которые разложены на снегу. Сначала они двигаются в одну сторону, потом возвращаются.

Загадка: Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Кто же это? 

Дети: Медведь. 

Воспитатель: Игра наша называется: «Ты медведя не буди»

Малоподвижная игра: «Ты медведя не буди!» 

Индивидуальная работа по развитию движений 

-  упражнять в умении чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами игра «Великаны и лилипуты»;

 - упражнять в меткости в спортивной игре «Снежный баскетбол».

Прогулка заканчивается свободными играми детей с выносным спортивным инвентарем (свободная игровая деятельность детей).

Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу. 

Беседа с детьми:

 Воспитатель: В какие игры мы сегодня играли? Ответы детей.

 - Что вам понравилось сегодня на прогулке? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект зимней прогулки "Загадки Зимушки-зимы"

Методическая разработка с использованием СОТ....

Конспект развлечения «Загадки Зимушки – Зимы».

Ход развлечения. Дети старшей и подготовительной групп входят в зал, рассматривают морозные узоры на окнах, иллюстрации с изображением зимних пейзажей. Звучит волшебная ,тихая мелодия. Воспитатель: ...

"Загадки Зимушки-зимы"

Конспект организованной образовательной деятельности...

Конспект интегрированного НОД " Загадки Зимушки-зимы"

Предлагаю вам конспект НОД с использованием ИКТ  для детей старшей группы(5-6 лет) по ФЭМП. Данный материалбудет полезен воспитателям старших групп.Это конспект познавательного занятия, направлен...

«Загадки Зимушки-Зимы» Конспект развлечения в средней группе детского сада (4-5 лет).

Развлечение для детей средней группы. Занятие проводилось в конце декабря с целью уточнения образов зимы. В конспекте использованы загадки, стихотворения, музыкальные произведения и игры соответствующ...

Презентация "Загадки Зимушки-Зимы".

Автором представлена подборка загадок на тему "Зима"....