НОД в подготовительной к школе группе.Тема:" Перелётные птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру

Гильфанова Альфия Гасмановна

Задачи:

Образовательные:

Обогощать и расширять представление о перелётных птицах, их образе жизни.

Учить детей передавать особенности внешнего вида птиц.

Развивать активный и пассивный словарь, развивать слуховое внимание.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к птицам. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема: « Перелетные птицы»

Цель: Знакомство детей с перелетными птицами,  выяснить , почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о  перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»;  изучить новые понятия  ( летят стаей, вереницей,  клином);  совершенствовать навыки ведения беседы и умение  отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.

 Коррекционно-развивающие:   развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух,  координацию речи с движением;  развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев,  силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

1.Организационный момент. Введение в тему

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

- Ребята утром, когда  шла на работу, я, кого – то встретила.  А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

-  Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете , почему она дрожала? ( ей было холодно, нечего кушать)

Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.

(Голос ласточки  (аудиозапись)… Я  хотела узнать, почему другие птицы остаются тут зимовать, а другие улетают. 

2. Сообщение темы.

-Сегодня мы  будем говорить о перелетных птицах и убедим  ласточку, что она должна улететь в теплые страны. 

1.Игра на дыхание

-Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.

3. Введение в тему.

_ Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

 - А в какое время года это происходит?  ( Осенью)

- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

4. Основная часть.

- А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.

2.Игра «Четвертый лишний?»(на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист,  снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

- Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)

3. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)

Воспитатель:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

У птиц есть голова.  У птиц есть туловище с  двумя  крыльями.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

( За правильные ответы дети получают конверты «сюрприз»)

Воспитатель

- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

( По оперению, внешнему виду, величине,)

-А какие птицы нас покидают первыми?  (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

-  В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

 В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

- А  знаете, как  птицы  находят дорогу на юг и обратно сюда?

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед  полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

 В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

5.Дыхательная гимнастика “Журавли учатся летать” (Развитие речевого дыхания)

 Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и 
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. 

- Для того чтоб  помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.

7. Физкультминутка «Осень» (Выполнение движений по тексту  стихотворения.)

Опустел скворечник,

улетели птицы,

Машут руками, как крыльями

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Приседают

Целый день сегодня

 Все летят, летят…

Встают, идут по кругу и машут руками

Видно тоже в Африку улететь хотят

Бегут по кругу

6.Упражнение « Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).

Воспитатель начинает, а дети продолжают.

7.Игра “Собери картинку”. [Развитие мелкой моторики, внимания.]

- Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

7. Упражнение “Выпусти птицу”. [Развитие мелкой моторики.].


8.Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

- Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это утка. Не дорисован утиный клюв.
Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.
Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.
Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки?   Предлагаю вам закончить рисунки.

4.Итог занятия.

- Вспомнить о чём говорили?

-Что  интересного вы узнали о перелетных птицах?

-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Перелётные птицы». Лепка «Цыплёнок».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.Задачи:развитие артикуляционного аппарата, пополнение и активизация словаря (образовательная область – коммуникация);закре...

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т\']. Буква Т.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т']. Буква Т....

Конспект занятия по аппликации В подготовительной группе Тема «Перелётные птицы»

Конспект занятия по аппликации В подготовительной группеТема «Перелётные птицы»Задачи:Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах.Воспитывать дружеские взаимоотношения...

Конспект занятия в подготовительной группы Тема: «Перелётные птицы».

Конспект на тему" Перелётные птицы" в подготовительной группе...

Конспект занятия в подготовительной группы Тема «Перелётные птицы»

Конспект занятия в подготовительной группыТема: «Перелётные птицы»...

Конспект занятия в подготовительной группы Тема: «Перелётные птицы».

Конспект занятия в подготовительной группыТема: «Перелётные птицы»....