Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-                          «Детский сад « Светлячок»                                                                                              п. Калашниково  Лихославльского района                                                   Тверской области.

Конспект занятия по развитию речи в                подготовительной группе.                                                            Тема: «Перелётные птицы»

                                                                                Составила:

                                            Воспитатель первой категории

                                            Пантелеева  Е.  А.                                                                               

                                                         2013год

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.                                                        Тема: «Перелётные птицы»

Цель: формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: Макет дерева, магнитофонная запись с пением птиц, картинки с изображением птиц, раскраски.

Ход занятия:                                                                                                                                                                В.:  Я предлагаю сегодня совершить прогулку в лес. Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Сейчас мы сделаем гимнастику птички- пальчики. А теперь послушаем пение птиц. Слышите, как чудесно поют птицы? /звучит запись голосов птиц/.                                                                                                                                  А вы их видите?                                                                                                                                                              Д.: Нет.

В.:  А для того, чтобы увидеть птиц, нужно внимательно всмотреться в лес и прислушаться к нему. Поэтому мы сядем на стульчики. Я загадаю загадки, если вы их отгадаете, то птицы прилетят на дерево.                                                                         /демонстрируется макет дерева, стоящий на столе/

На шесте весёлый дом                                                                                                                                                            С круглым маленьким окном.                                                                                                                      Чтоб уснули дети, дом качает ветер.                                                                                                                    На крыльце поёт отец-                                                                                                                                   Он и летчик и певец.                                                                                                                                      Кто это?                                                                                                                                                          Д.: Это скворец  /появляется птичка на дереве/

Аналогично:

Прилетает к нам с теплом,                                                                                                                        Путь, проделав длинный.                                                                                                                       Лепит домик под окном                                                                                                                            Из травы и глины            / ласточка/

  Нос у него белый,                                                                                                                                                    Сам он чёрный,                                                                                                                                                        Очень проворный,                                                                                                                                             Друг садов и полей                                                                                                                                                   Поедает червей                  / грач/

 Ищет целый день он крошки,                                                                                                                                   Ест букашек, червяков.                                                                                                                                      Зимовать не улетает,                                                                                                                                           Под карнизом обитает.             / воробей/

В.: Какая их этих птиц не улетает на зиму в тёплые края ?                                                                             Д.: Не улетает воробей, потому что это зимующая птица.                                                                          В.: Какие птицы остались на дереве?                                                                                                                  Д.: На дереве остались перелётные птицы.                                

Игра "У кого какое тело?"                                                                                                              

В.: - Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? - Короткохвостый.                                                                                                                                                                               - Это ласточка, у нее длинный хвост.  Значит какая ласточка? – Длиннохвостая.                                                                                                                           - Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.                                                                             - У него чёрное крыло? – Чернокрылый.                                                                                             Молодцы, ребята, правильно.                                                                      

В.: Птицы улетают по одной или группой? (Группой.)                                                                             Показ картинки стаи птиц                                                                                                                                         В.: А как называется большая группа птиц?  (Стая.)                                                                                В.: Стая уток (какая стая?) - утиная, журавлей - журавлиная, лебедей - лебединая, гусей – гусиная.                                                                                                                                                          В.: Дети, скажите, а почему птицы улетают? (Зимой им холодно, нет корма.)      

Давайте выйдем на полянку и превратимся в перелётных птиц. Я буду произносить текст, а вы выполняйте движения:

Повернись и в птичку превратись.                                                                                                                  /на фоне музыки звучат слова/

Грач качался на ольхе,                                                                                                                              Лебедь в волнах на реке.                                                                                                                      Мимо скворушки летели                                                                                                                             И на веточку присели.                                                                                                                           Веточка качается                                                                                                                            Неплохо получается.

В.: полетели к своим местам.

  В.: Какая перелётная птичка упорхнула с нашего дерева?                                                    /незаметно убирает птичку/                                                                                                                              Д.: Ласточка упорхнула с дерева.                                                                                                                   В.: Ребята, я думаю ласточка хочет, чтобы мы вспомнили, что знаем о ней.                                               В.: Ласточка птица какая?                                                                                                                                   Д.: Ласточка птица перелётная, красивая, быстрокрылая, проворная, теплолюбивая.                 В.: Где живут ласточки? (В гнезде под крышей дома.)                                                                              В.: Из чего они строят гнёзда? ( Из веточек, травинок, глины.)                                                            В.: Чем питаются?    (Насекомыми, гусеницами, комарами, червячками, жучками.)                            В.: Какие животные враждуют с ласточкой? (Кошки)                                                                               В.: Как она защищается от врагов? (Собираясь стаями, дружно, с помощью клюва)                                          В.: Давайте теперь составим про ласточку рассказ. У каждого из вас на столе лежит цветочек-подсказка. Нужно его рассмотреть и составить красивое предложение по картинке.

Дети переворачивают подснежники и составляют предложения.

1. Ласточка - красивая перелётная птица.                                                                                                          2. У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно – синим галстуком. Хвост и крылья длинные, острые.                                                                                                                       3. Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.                                                                                                                                                                            4. Враг ласточки – кошка. Ласточки защищаются дружно от врагов.                                                5. Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.                       6. Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

В.: На следующем занятии мы приготовим новый сюрприз – рассказ о другой перелётной птице. А вы его перескажите папам и мамам. А сейчас я предлагаю вам разукрасить ласточку и послушать ее прощальное пение.

          Литература:

  1. Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина                              «Эколого-валелогическое воспитание дошкольников»
  2. О. А. Воронкевич                                                        «Добро пожаловать в экологию»
  3. Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова                                     «Развитие речи»
  4. Л. Е. Кыласова                                                        «Развитие речи»

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»

Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в слов...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах. Образовательные задачи:1. закрепление и расширение знаний о перелетных и во...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах. Образовательные задачи:1. закрепление и расширение знаний о перелетных и во...