Проект «Зимушка -зима»
проект по окружающему миру (старшая группа)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательная школа «Горки-X» дошкольное отделение детский сад №51

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Зимушка -зима»

(старшая группа) №13

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

воспитатель

Вартанян Рипсиме Мартиросовна

 

 

 

 

 

Горки-10

2021-2022г.

Паспорт проекта

 

Полное  название проекта: «Зимушка-зима»

Автор проекта: воспитатель Вартанян Р. М.

Тип проекта: познавательно –творческий.

Продолжительность: краткосрочный (декабрь –январь)

Участники проекта: воспитатель Вартанян Р. М., дети старшей группы№ 13.

Возрастная группа: старшая 5 -6 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

в 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей.

Задачи:

-Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Закреплять знания детей о свойствах снега. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.

-Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.

-Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц, медведь, лиса).

-Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.

-Закрепить знания о зимних развлечениях.

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Интеграция видов деятельности:

Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

 

Методы организации познавательно - исследовательской деятельности:

Словесные: беседа, создание ситуации поиска, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов.

Наглядные: рассматривание иллюстраций о зиме.

Практические: аппликации (оригами, смешивание круп для кормления птиц, изготовление альбома, опыты со снегом и водой.

 

 

 

Ожидаемые результаты:

  • развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
  • расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе;
  • обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на зимнюю тему;
  • развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

Этапы реализации проекта:

 

1 этап – подготовительный:

 

-Создание необходимых условий для реализации проекта.

-Разработка и накопление методических материалов.

-Создание развивающей среды.

-Подбор художественной литературы по теме.

-Разработка сценариев прогулок, занятий, подборка картотеки  подвижных и дидактических игр.

 

2 этап – основной (практический):

 

Чтение художественной литературы:

«Здравствуй, гостья зима»; «Два Мороза»; «Мороз Иванович»; «Снегурочка»; «12 месяцев»; «Морозко»; «Снежная Королева»; «Зимовье зверей»; «Отважный пингвинёнок»; «На горке»; «Госпожа метелица».

 

Заучивание стихов:

С. Есенин «Береза»; И.Толмакова «Тихо ель качается»; А.Блок «Ветхая избушка».

 

Труд на участке.

Подкармливание птиц.

«Окучивание» снегом деревьев.

Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи для лепки снеговиков.

 

Работа с родителями: изготовление кормушек.

 

3 этап - заключительный (презентационный):

 

Продукт проектной деятельности:

-Выставка поделок из природного материала сделанные руками детей совместно с родителями на темы: «Зимушка – зима», коллективная работа «Зима в лесу», рисунки детей по теме.

 

Реализация проекта:

Наблюдения

  1. Изменение природы в зимний период.
  2. Наблюдение за птицами.
  3. Наблюдение за снегопадом.
  4. Наблюдения за деревьями зимой.
  5. Опытно-экспериментальная  деятельность со снегом и водой.  

 

 

Беседы

  1. «Что изменилось в природе».

Цель: Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

 

  1. «Кто заботится о птицах».

Цель: закрепить названия зимующих птиц и частей их тела, рассказать, чем питаются, подвести детей к пониманию взаимосвязи любого живого организма со средой обитания; воспитывать заботливое отношения к братьям нашим меньшим.

 

  1. «Здравствуй, зимушка-зима».

      Цель: Обобщить и уточнить знания о зиме как времени года, зимних   приметах, закрепить названия зимних месяцев, развивать познавательный интерес, помочь детям увидеть, почувствовать красоту зимней природы.

 

  1. «Дикие животные зимой».

Цель: Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».

  1. «С кем дружит ель?».

Цель: Формирование у детей представлений о многообразии связей с другими живыми организмами леса; воспитывать бережное отношение к растениям.

 

Рисование

  1. «Зимний город».

Цель: Учить детей передавать в рисунке картину зимнего вечера в городе, закреплять способы рисования различными изобразительными материалами (мелок).

 

  1. «Большие и маленькие ели».

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания природы; реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

 

  1. «Узор из снежинок».

Цель: Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать  детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность. Развивать образные представления, воображение. Формировать эстетический вкус.

  1. «Снегири на ветке».

     Цель: Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ  птиц – снегирей; продолжать учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.

 

  1. «Красивое развесистое дерево зимой».

Цель: Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находит красивое композиционное решение (одно дерево на всем листе). Закреплять умение использовать разный нажим на восковый мелок для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности, как средство выразительности. Закрепить умение рисовать методом тычка.

 

Аппликация

  1. «Елочка-красавица».

Цель: Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объёмными элементами.

 

  1. «Птицы наши друзья».

Цель: расширять знания детей об условиях жизни птиц, закрепить знания о птицах живущих в нашем крае, предложить создать в аппликации образ «птицы», передовая её необычность и яркость, продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

 

  1. «Снеговик».

Цель: учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.

 

Лепка

  1.  «Девочка в зимней одежде»

Цель: Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Формировать умение выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки, передавать их с соблюдением пропорций. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к лепке.

 

  1. «Деревья зимой».

Цель: Учить детей лепить деревья из нескольких частей. Закреплять знания о строении дерева и о жизни растений зимой. Развивать навыки лепки барельефа – изображения из пластилина на плоской пластине. Воспитывать любовь к зимнему времени года, интерес к лепке. 

  1. «Снеговик».

Цель: закрепить приёмы: раскатывания, отрывания, сплющивание; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей.

 

Подвижные игры

  1. «Два Мороза».

Цель: развивать быстроту и ловкость, развивать координацию, равновесие, память, умение ориентировать в пространстве, воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества, обучить игре, правилам и словам.

  1. «Вокруг санок»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Развивать мышцы ног, выносливость.

 

  1. «Зайка беленький сидит».
  2. «Бездомный заяц».
  3. «Загони льдинку».

Цель: упражнять в умении прыгать на одной ноге, стараясь носком ноги загнать предмет в круг. Развивать ловкость, умение рассчитывать силу толчка. Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного, активного настроения. 

Дидактические игры

  1. Нади ошибки (чего не бывает зимой).
  2. Времена года.
  3. Зимние запасы.
  4. Найдите и покормите зимующих птиц.
  5. Что сначала, что потом.

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зимний лес»

Пословицы, поговорки и приметы зимы.

Загадки о зиме.

Просмотр мультфильмов

  1. «Волк и лиса».
  2. «Зимовье зверей».

Работа с родителями

Консультация на тему: «Зимние игры и забавы», «О пользе прогулок с детьми», «Безопасность во время зимних прогулок.

 

Результаты реализации проекта:

 

- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.

- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.

 - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.

- Развитие творческих способностей детей.

- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.

- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (для педагогов).

 

Полученные результаты:
 

В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а также с помощью кисти художника). Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Беседа с детьми старшей группы «Здравствуй, Зимушка – Зима».

 

Программные задачи:
1. Обобщить и уточнить знания о зиме как времени года, зимних приметах.
2. Закрепить названия зимних месяцев.
3. Развивать познавательный интерес.
4. Помочь детям увидеть, почувствовать красоту зимней природы.

 

Ход беседы:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года. Догадайтесь, о каком?
Загадка
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
Воспитатель:- О каком времени года идет речь
Дети: -О зиме
Воспитатель:- Как вы догадались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: -Посмотрите на картинку. Что вы видите?
Дети: -Снег идет, деревья «голые», на земле сугробы и т.д.
Воспитатель: -Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?
Дети: -Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т.д.
Воспитатель: -Молодцы, ребята. Подойдите к столу, на столе лежат карточки с зимними явлениями. Каждый из вас должен взять карточку и пояснить что происходит зимой.


Дети берут карточки и полным предложением говорят о том, что там нам нарисовано.


Зимой медведь, суслик и еж впадают в спячку.
Зимой дети могут лепить снеговика.
Зимой звери меняют шубку.
Зимой вода в реке замерзает.
Зимой бывает снегопад.
Зимой мороз рисует на окнах узоры.
Зимой бывает метель.
Зимой люди одевают теплую зимнюю одежду.
Зимой день короче, чем ночь.
Зимой можно кататься на санках, коньках и лыжах.


Зимой наступает новый год.
Воспитатель: -Молодцы! Зима, как и другие времена года включает в себя три месяца. Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: -О зиме написано много красивых стихотворений, послушайте одно из них. Его написал И. З. Суриков

 

 

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен -
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
 

 


Воспитатель: Домашнее задание: Нарисуйте «Зимушку», а завтра на занятии каждый из вас расскажет о своем рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по окружающему миру: «С кем дружит ель».

 

Цели:

  • Формирование у детей представлений о многообразии связей с другими живыми организмами леса;
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.
  •  

Оборудование:

сказка Г.Х. Андерсена «Ель», мультфильм «Ель», иголочки от ели, шишки, фото ели.

Ход занятия:

 

Воспитатель читает сказку Г.Х.Андерсена «Ель».

Воспитатель: -эта трогательная и печальная история о том, как в лесу родилась маленькая Елочка, ее ласкало своими лучами Солнце, вокруг нее росли ее подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Елочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась ее мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих  украшениях, но …Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.

- Не так ли до сих пор поступают люди, вырубая на новогодний праздник тысячи и сотни тысяч елочек? Правильно ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, поближе познакомимся с елью и узнаем с кем же она дружит в лесу.

У нас самое распространенное дерево – береза. А например в республике Карелия ель – одно из самых распространенных деревьев в лесу.

Что же оно собой представляет? (показ елки на фото).

Это дерево достигает высоты 35 м. Ель относится к вечно – зеленым растениям, но ее хвоинки не вечны. Так как хвоя опадает постепенно, а не вся сразу, и поэтому дерево всегда стоит зеленым. У нас распространены 2 вида ели: - голубая и обыкновенная.(показ  елей).

 

Физкультминутка

«Елка – елочка просто загляденье

И пушиста и стройна

Всем на удивленье».

 

Беседа о том с кем дружит ель.

- Есть леса еловые, в них растут только ели, а есть смешанные, где ели растут вместе с березами, осинами. Еловые лапы, (так называют ветви дерева) с жесткими хвоинками (рассматривание хвоинок) растут почти до самой земли и задерживают солнечные лучи.

- Может показаться, что в еловом лесу нет животных, мало растений.  Так ли это?

-  оказывается, немало разных животных предпочитают жизнь именно в еловом лесу. Под елкой можно увидеть очень много шишек без семян (показ шишек)

- У одной шишке чешуйки разлохмачены, у другой  - отогнуты, а от третьей вообще остался один стержень с несколькими чешуйками на верхушке.

- Первая – шишка взята из кузнецы одной птицы.

(Чтение загадки ребенком про дятла).

- Вот вторая обработана другой птицей – клестом.

(показ птицы, звучит вопрос ребенка: Почему тушка клеста не портится ни летом, ни зимой).

- Семенами третьей шишки лакомится зверек.

(чтение загадки ребенком про белку).

- Это животное не только питается семенами, но и строит на ели свое гнездо – гайно, клесты тоже строят гнезда на елях и морозной зимой выводят птенцов.

(чтение загадки ребенком про медведя).

- А теперь подумайте, где устраивают берлоги медведи? Они часто делают их под корнями упавшей ели. А на некоторых деревьях можно увидеть следы медвежьих когтей – так медведи отмечают границы своих владений.

- Под деревом можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами ели, обгрызая чешуйки упавших на землю шишек и доставая из них семена.

(чтение стихотворения про синицу).

- Это еще один житель елового леса. Зимой они часто появляются в городах, но большую часть года живут в лесу, собирая мелких насекомых со стволов и  ветвей елей.

- Не только крупные животные встречаются в еловых лесах, но и мелкие. Под корой ели, особенно старых, живут мелкие жучки – короеды или личинки.

-Не всякое дерево может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как: мхи, черника, кислица.

 

Обобщение занятия.

Воспитатель: -С кем же дружит ель? (ответы детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование)

Тема: «Большие и маленькие ели».

 

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания природы; реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

Задачи:

- обучить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу);

-обучить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее).

-развивать эстетические чувства, образные представления.

-воспитывать бережное отношение к природе.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Социально -коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание елей во время прогулок на участке, а также рассматривание иллюстраций, на которых хвоя изображена разными способами, разучивание пальчиковой игры

Материалы к занятию: тонированная бумага, краски гуашь, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка), ноутбук, мультимедийный экран, проектор.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: -Ребята, кто мне скажет, какое наступило время года? (ответы детей: зима)

Воспитатель: -Правильно, молодцы. А вы любите путешествовать? (ответы детей: да).

Тогда отправимся в зимний лес? (ответы детей).

 (Слайд №1»)

Воспитатель: -Вот и наступила зима, на улице стало морозно, деревья в лесу уснули (оцепенели) до весны и качают своими голыми ветками, но есть дерево, которое и зимой и летом одним цветом. Это?

Дети: ёлка.

Воспитатель: -Правильно, молодцы.

Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение И.Токмаковой «Ели…»

Ели на опушке-

До небес макушки-

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки,

Тонкие иголочки-

У лесных ворот

Водят хоровод.

Воспитатель: -Дети, о чём говориться в стихотворении? (ответы детей: о елочках)

Воспитатель: -Правильно, о ёлочках.

Воспитатель: -А, о каких ёлочках говориться? (Ответы детей: о больших, маленьких)

Воспитатель: -Правильно, о елочках больших и маленьких.

Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображены большие и маленькие ели. (Слайд №2)

Вопросы к детям:

Воспитатель: -Что здесь изображено?

Какие елки вы видите? (Ответы детей: высокие и низкие)

Воспитатель: -Правильно, высокие и низкие.

Воспитатель: -А какого цвета елочки? (Ответы детей: зеленого)

Воспитатель: -Правильно, зелёные.

Одинаковые ли по цвету большие и маленькие ёлочки? Ответы детей: большие зеленые, а маленькие светлее и т. д.)

Воспитатель: -Молодцы, правильно, большие ели темно-зелёного, а маленькие светло-зелёного цвета.

Воспитатель: -Дети, а чем покрыты веточки на елочках? (ответы детей: иголочками, хвоей)

Воспитатель: -Правильно, хвоей.

Воспитатель: -А какие елочки более пушистые? (ответы детей: большие)

Воспитатель: -Да, большие елки пушистее, на них много веток и иголок (хвои).

Дети, а как нужно относиться к ним, и к природе, которая нас окружает? Ответы детей (бережно, не ломать, не срывать растения, деревья и т. д.)

Воспитатель: -Правильно, не ломать ветки, не срубать елки, не разжигать костры в лесу.

Воспитатель: -Дети, сегодня мы с вами будем рисовать такие елочки – большие и маленькие. Но вначале поиграем нашими пальчиками, чтобы они нас хорошо слушались (Слайт № 3)

Пальчиковая гимнастика:

Лежала под елками (сцепляем руки в открытый замок, пальчики оттопырены в стороны)

Подушечка с иголками. (складываем ладошки вместе, внутри объем)

Лежала, лежала, (сцепляем пальчики в замок)

Да побежала. (сцепляем руки в открытый замок, двигаем всеми пальчиками).

 

 Воспитатель: -Посмотрите последовательность изображения елки (Слайд №4).

Вначале рисуется ствол, затем толстые и длинные ветви, а на них короткие и тонкие, все веточки покрыты хвоей.

Напоминаю, что мелкие веточки и иголки нужно рисовать концом кисти.

(Затем предложение 1-2 детям изобразить елки на мольберте, повторить последовательность рисования).

Воспитатель: -Предлагаю вам нарисовать елочки большие и маленькие.

 

Самостоятельная работа детей.

(Обращает внимание детей на то, как можно получить более светлые оттенки для рисования молодых елочек (на палитре добавить к зеленому цвету немного желтой краски, смешать). Во время рисования воспитатель направляет внимание детей на передачу цвета молодых и старых деревьев, их расположение и высоту, напоминает, что рисунок нужно располагать по всему листу.

 

Заключительная часть

Воспитатель: -Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии? (ответы детей: рисовали, слушали стих и т. д.).

Воспитатель: -Вам понравилось занятие? (ответы детей: да).

В конце занятия дети вместе с воспитателем рассматривают все рисунки и выбирают те, которые детям понравились.

Воспитатель: -Дети, у нас получился целый лес елочек.

Хвалит детей за старание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по художественно –эстетическому развитию

рисование «Снежинка».

 

Программное содержание. Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать  детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать аккуратность,  самостоятельность, творческую активность. Развивать образные представления, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка. Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисовании. Формировать эстетический вкус.

Материалы. Образцы снежинок (2-3 шт.), гуашь белая, темная бумага в форме розетты, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание кружев, на прогулке – снежинок, узоров на окнах.

                                       Ход занятия.

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока – белобока по лесу летала,

По веткам скакала,

Детский сад искала.

Принесла  в клюве письмо.

(Показывает детям письмо).

Воспитатель: - Давайте посмотрим что же в нем?

( Читает загадку)

Воспитатель:

 

- С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много – много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло!

 

Воспитатель: - Что это? Снежинки правильно. Ой, посмотрите,  а в конверте  снежинки.

Воспитатель достает по одной снежинке и рассматривает с детьми элементы узоров. ( 3 – 4 образца).

Воспитатель: - А наши снежинки не простые, а волшебные. Раз – два – три – всех деток в снежинок преврати.

 

Физкультминутка.

 

Закружились, завертелись

(Покружились на месте.)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

(Поднять руки.)

Легкие пушинки.

( Покружиться на носках.)

Чуть затихла злая вьюга –

(Опустить руки, встать прямо.)

Улеглись повсюду.

(Присесть, руки к полу.)

Заблистали, словно жемчуг –

(Встать, руки вперед.)

Все дивятся чуду.

(Развести руки в стороны.)

- Раз – два – три – снежинок в ребяток  преврати. ( Дети садятся на рабочие места.)

 

Воспитатель достает из конверта бумагу в форме розетты. И спрашивает у детей на что это похоже, что можно изобразить на этих листочках. (Снежинки).

Воспитатель: - А теперь давайте вспомним, какими приемами мы можем нарисовать снежинки. ( Ответы детей).

Воспитатель: - Сначала мы рисуем лучики снежинки, а затем на них располагаем узор.

Воспитатель: - Лучики будем рисовать концом кисти сверху- вниз, справа – налево. Давайте нарисуем в воздухе (дети пальчиком в воздухе рисуют лучики).

Воспитатель: - Молодцы! А теперь  приступаем к работе.

(вспомнить приемы пользования кистью и красками).

Дети рисуют под музыку.

( Детям, которые не справляются, воспитатель  показывает на своем образце).

По мере уставания детей воспитатель проводит пальчиковую игру.

Мы так долго рисовали,

Наши пальчики устали,

Мы немного отдохнём,

Снова рисовать начнём.

(Встряхивают кисти рук.)

Что за странное явленье?

Появилась вдруг стена-

Очень прочная она.

(С усиленным напряжением давят на воображаемую стену.)

Это всё-таки окно,

Только грязное оно!

Ну, друзья, помоем стёкла-

Станет в комнате светло.

(Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из

стороны в сторону.)

Дело сделано на славу!

Время отдохнуть пришло.

(Встряхивают кисти, дети расслабленно манипулируют пальцами рук.)

 

После некоторой паузы дети продолжают рисовать снежинки.

Закончив работу, дети промывают кисточки и вытирают их салфеткой.

В конце занятия все работы рассматривают вместе с детьми и выбирают наиболее симметричные и тонкие узоры.

Воспитатель: - Какая снежинка вам больше нравится? Почему?

Посмотрите какой узор получился у Маши, Вани?  На что это похоже? (Кружева, кристаллики, елочки и т.д).

Воспитатель предлагает сделать выставку снежинок для родителей

 

 

Конспект по художественно –эстетическому развитию: рисование

«Снегирь на ветке».

Программное содержание:

1. Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей;

2. Продолжать учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

3. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности;

4. Учить правильно располагать изображение на листе бумаги;

5. Закреплять умение правильно держать кисть; брать краску понемногу, учить смешивать цвета;

6.  Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.

          Материалы: Листы бумаги формата ½ А 4, простые карандаши, ластики, гуашь, акварель, кисти, палитры, баночки с водой, фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей, плакат «Зимующие птицы».


Ход занятия:

1. Организационный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель вывешивает плакат «Зимующие птицы» и  задает вопросы:

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)

- Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)

- Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?)

- Каких зимующих птиц вы знаете? Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь)

Воспитатель: -Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку:

Черный, красногрудый,

Он у нас найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Воспитатель: -Правильно, ребята. Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зимним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удачное. Почти повсюду он становится заметен именно с выпадением снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог появляются стайки небольших птиц, особенно заметных благодаря своим красным грудкам. Держатся снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.
Сегодня мы с вами попробуем изобразить этих птиц на ветке рябины. А для начала давайте поиграем в игру, превратимся в снегирей.  

Физкультминутка «Снегири»

1,2,3, все мы птички посмотри.

Вот летали птички, птички — невелички

Все летали и летали, крыльями махали

На дорожку сели зернышек поели

Клю –клю –клю, как я зернышки люблю

Перышки почистили, чтобы были чище

Вот так, вот так, чтобы были чище.

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Как вы ловко превратились в птиц! 

2. Изображение снегирей


Воспитатель: Рассмотрим, из чего состоит тело птицы. С помощью какой фигуры можно изобразить туловище птицы? (Овал.) А головку? (Круг.)
Начнем с карандашного наброска: итак, сначала рисуем туловище - овал, затем пририсовываем голову-круг. Не забывайте, как работать простым карандашом. Не надо слишком сильно нажимать на грифель. Набросок должен быть еле заметен.
Теперь подумайте, как вы хотите изобразить крылья. Может быть, они будут прижаты, а может, расправлены, как будто птица собирается взлететь.
Набросок закончен. Можно приступать к работе красками. Посмотрите внимательно, какого цвета у снегирей грудка? (Красная или темно-бордовая.) Какого цвета перышки на спинке? А какого цвета крылья и хвост? (Темно-синего, почти черного.)

После наброска рисунка карандашом проводится гимнастика для  пальчиков:

На деревья во дворе

Налетели снегири!

(Дети показывают движениями, как летит птичка.)

Будто яблочек немножко,

Так и взял бы их в ладошки!

(Ладошки с согнутыми пальчиками.)

А яблочки посидели….

(Движения, которые имитируют срывание яблок.)

Пурх! И дальше полетели!

(Дети показывают движениями, как летят птицы.)

Самостоятельная деятельность детей – разукрашивание снегирей.

Воспитатель также напоминает, что кисть нужно тщательно промывать перед тем, как набрать краску другого цвета, отжимать ее, чтобы краска не получилась слишком жидкой. При необходимости, для получения нужного тона, дети используют палитру для смешивания красок.
Следующий этап - оживка, которая выполняется тонким концом кисти белой гуашью, для того чтобы выделить отдельные перья на хвосте и на крыльях. Оживка выполняется после того, как краски на изображениях снегирей подсохнут. В конце рисуют ветку рябины с гроздьями.


3. Итог. Составление рассказа по рисункам.

Воспитатель:

- Какую птицу мы рисовали сегодня? (Снегиря).

- Что делает снегирь на рисунке? (Снегирь сидит на ветке рябины)

- Молодцы, ребята! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей. Какие они  красивые и совсем разные! А давайте расскажем о своих рисунках, немного пофантазируем о том, откуда прилетели снегири к рябине, об их повадках, как они провели день, где устроятся на ночь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наши пернатые друзья»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи:

- способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

- учить отгадывать загадки,

- развивать интерес к миру пернатых,

- дать представления о значении птиц для окружающей природы,

- формировать желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Словарная работа: мороз лютует, невмочь,  всеядны, грызуны, пустыня.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

Затем мы отгадывали загадки о перелетных птицах

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей. ( Грач)

    Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину. ( Ласточка)

   Я в скворечнике живу

   Песни звонкие пою. (Скворец)

   Клином печальным в небесной дали

   С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

- Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Летят журавли, курлычут: курлы -курлы -курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Следующее была беседа о птицах которые остались на зиму (зимующие )

Воспитатель:

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

( На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

- Какие это птицы? (Зимующие).

-А почему же они не улетают?

- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

4. Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит  аудиозапись)

- Кар-кар! (Ворона)

- Чик-чирик, чив –чив -чив! (Воробей)

- Ча-ча-ча! (Сорока)

- Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:   Беседа о помощи  птицам зимой. И для этого дети вместе с родителями смастерили кормушки.

- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода.

- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

- Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

- Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

И конечно же оберегаем птиц о нежданных гостей

6. Игра «Улетают – не улетают»

После прогулки

Воспитатель: Игра Перелетные и зимующие птицы

- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

- Молодцы, вы были внимательны.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение  отрывка  стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

8.Итог. - Что вам больше всего понравилось на занятии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Деревья зимой»

(лепка)

Программное содержание:
Образовательные задачи:

- Учить детей лепить деревья из нескольких частей.

- Расширять представление детей о зиме.

-Закреплять знания о строении дерева и о жизни растений зимой

Развивающие задачи:

- Развивать навыки лепки барельефа – изображения из пластилина на плоской пластине

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к зимнему времени года, интерес к лепке. 

Предварительная работа:

- Наблюдение во время прогулки за деревьями на участке.

- Беседа о деревьях в зимний период.

- Рассматривание картин, иллюстраций.

Материалы и оборудование: доска для лепки, пластилин, стека, 0,5 часть листа картона (цвет по выбору)

 

Ход деятельности:

Организационный момент. 

Воспитатель:

Зима чудесное время года. Особенно красив зимний лес.

                           На слайд шоу картинки с изображением зимнего леса.

                           Воспитатель читает стихотворение Н.Гончарова

Намело,

Навьюжило.

Все деревья

В кружеве:

Снег на соснах,

На кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

Буйные метели.
 

Воспитатель: - О каком времени года мы говорим?

- Что мы видим на картине?

- Какие деревья в этом лесу?

- Как можно передать красоту зимней природы?

Воспитатель: -Сегодня я предлагаю вам изобразить зимние дерево при помощью пластилина. Подумайте, какое дерево вам хочется изобразить, как оно будет выглядеть: ствол, ветки, снег на ветках.

Но перед началом работы давайте немного подвигаемся и разомнём наши пальчики.

Физкультминутка.

В декабре, в декабре будет холод на дворе.

И тогда мы все, ребятки, будем надевать перчатки.

Будем так их надевать, а потом опять снимать.

 

Практическая работа.

Показ способов лепки: -Берем пластилин коричневого цвета и стекой отрезаем небольшой кусочек. Раскатываем из него «колбаски»: для ствола – побольше, для веток – поменьше. И крепим к 1/2 части листа картона. Сначала ствол, затем ветки. Теперь необходимо взять белый пластилин, раскатать небольшими «колбасками» и положить на веточки (это снег). В качестве падающего снега или снежинкой нужно из белого пластилина скатать маленькие шарики и хаотично прикрепить к картону. Можно стекой нарисовать на них снежинки. Или можно предоставить детям самостоятельность, лишь напоминая о последовательности работы.

 

Дети садятся за столы и выполняют работы под тихую, спокойную музыку. 

После того как дети закончили работу, вывесить все работы и рассмотреть их вместе с детьми. Похвалить всех детей за прекрасные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2.

Правила игры Два мороза

Перед началом игры выбирается и очерчивается площадка шириной примерно, как в вышибалах.

На расстоянии 3-4 шагов от каждого края площадки проводится еще одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей.

Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. При наличии цветных носов на резиночке восторгу вообще не будет конца.

Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.

Морозы хором произносят:

Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.

Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить».

Игроки, настигруные Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза.

Остальные ребята собираются в доме, Морозы повторяют свою кричалку, ребята свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом.

Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками.

Через некоторое время выбираются новые водящие-Морозы и игра начинается сначала.

«Вокруг санок» Программное содержание: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Развивать мышцы ног, выносливость. Описание: по кругу ставятся санки, расстояние между ними 0,5 м. Воспитатель предлагает детям по сигналу прыгать на двух ногах вокруг санок в одну сторону, затем небольшая пауза, поворот и прыжки в другую сторону .

«Загони льдинку» Программное содержание: упражнять в умении прыгать на одной ноге, стараясь носком ноги загнать предмет в круг. Развивать ловкость, умение рассчитывать силу толчка. Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного, активного настроения.  Описание: На снегу цветной краской нарисован большой круг, от него в разные стороны 8-10 цветных линий – лучей, их длина 2,5 – 3. в конце этих линий стоят дети. У носка правой ноги каждого играющего лежит льдинка. По сигналу, подпрыгивая на правой ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку в круг. Здесь можно стоять, ожидая остальных играющих. После этого каждый гонит свою льдинку обратно, подпрыгивая на одной ноге старясь придерживаться нарисованной лини, передаёт льдинку следующему. Гнать льдинку, толкая её вперед носком ноги, на которой выполняется прыжки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

                                                       Приложение 3.

 

image

 

 

image     image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka_zima.docx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимушка - зима»

Проект формирует компетентность в сфере самостоятельной деятельности. Получаемые умения и знания основываются на приобретении и усвоении информации из различных источников. ...

Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.  Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...

экологический проект "Зимушка-зима"

экологический проект по ознакомлению детей с зимним временем года...

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»

Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...