образование
план-конспект занятия по окружающему миру

Юлия Анатольевна Репета

конспекты занятий в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronki.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

На весеннее равноденствие Славяне отмечали праздник, который сейчас мало кто помнит, а многие и вообще не знают. Это очень печально, потому что у этого праздника своя история и особый интересный смысл.

Истоки праздника: издревле считалось что в день весеннего равноденствия возвращаются из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Весна окончательно сменяла зиму, а день боролся с ночью чтобы потом стать ещё длиннее. Люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз. Итак, после 22 марта наступает долгожданная весна. Люди просят её быть тёплой, чтобы урожай был хорошим, чтобы не было голода, начинаются пахотные работы и особое время для крестьянского народа.

Многие еще называли данный праздник «Сороками», но к птице сороке данное название отношения не имеет, а берет свое начало в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи и обряды: Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что, если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны.

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Съедали птичек тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Сейчас уделяют большое внимание традициям. Они помогают ребёнку понять уникальность своего народа, узнать его историю, полюбить Родину, ощутить её значимость в своей жизни. То, что усвоено в детском возрасте, остаётся с человеком на всю жизнь. Особенно значимый этап для этого — дошкольный период. Ребёнок, фактически, впитывает обычаи и традиции народа, становится полноценным носителем своей культуры, сохраняет её и передаёт следующим поколениям.

Православные праздники повышают духовно-нравственный уровень детей, положительно влияют на их поведение и самосознание.

Конспект фольклорного досуга «Жаворонки»

в первой младшей группе «Радуга»

Организация и проведение: Репета Ю.А.

Программное содержание:

Цель: познакомить с праздником «Жаворонки»,

Задачи:

Развивающие: создать праздничное настроение;  развивать эстетические чувства, переживания; творческие способности. Активизировать словарный запас при помощи слов: ….

Образовательные: дать представление о старинном славянском празднике «Жаворонки»; познакомить с народными играми и развлечениями. Закреплять знания о перелетных птицах: Жаворонкаж, ласточках, скворцах,

Воспитательные: воспитывать любовь к окружающей природе, народному творчеству, прививать любовь и бережное отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: изготовление птиц из бумаги, замешивание ржаного теста, лепка и выпекание жаворонков, изготовление из ткани кукол «веснянок», разучивание закличек и частушек, беседы о птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, знакомство с народными играми. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность.

Оформление и инвентарь: цветные картинки птиц: сороки, вороны, зяблика, ласточки, жаворонка, скворца, грача на ленточках для украшения дерева, цветы и белая материя для сюрпризного момента, птицы на длинных палках для хоровода, бумажные птички на соломинках. Для игр канат, обручи, островки для игры кочки.

Костюмы: Косоворотка, красные сапоги, сарафан, рубашка, платок, костюм весны, костюм скомороха, трещотки и бубен, платки для детей.

Действующие лица:  хозяюшка-Алена Петровна, Весна-Анна Багратовна, гармонист- Петр Александрович, помощник воспитателя, дети.

Ход мероприятия:

Дети выходят на улицу. Звучит русская народная музыка.

Хозяюшка: Здравствуйте, малы детушки! Приглашаю вас сегодня на праздник древний Славянский: хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять.

Все мы ждем наступления весны, но, пока шаги ее робки, а зима то и дело заглядывает к нам, не желая сдаваться весне. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Весна, Весна-Красна!

Приди, Весна, с милостью.

С солнцем горячим,

С дождем обильным.

Принеси урожай

В наш счастливый край!

(Вместе с детьми)

Солнышко-солнышко!

Красное ведрышко

Выгляни из-за горы

Да до вешней поры!

Хоровод Веснянка

(после хоровода подходят к дереву, украшенному лентами и картинками с птицами)

Хозяюшка: давным-давно люди на Руси в этот день, птиц, возвращавшихся из теплых стран, встречали.  Первым прилетал жаворонок, а за ним множество других птиц. Уж ты, ласточка, ты, касаточка,

Ты возьми ключи весенние,

Зиму запирай,

Птиц к нам в гости приглашай.

Вот сколько разных птиц прилетело к нам. (показывает детям на изображения птиц, висящих на дереве) Ребятушки, давайте посмотрим каких птиц вы знаете. Я вам загадки загадаю, а вы отвечайте:

Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач)

Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нем певец…

Как зовут его? …  (Скворец)

Сам оранжев, как закат,

Клюв короткий – сильный хват.

Плывет по небу, как кораблик,

Называют его … (Зяблик)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее… (Сорока) 

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут …(Кукушки)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Хозяюшка: Вот какие разные красивые птицы прилетают к нам весной. Птички любят летать, а ребятушки играть. Давайте мы с вами поиграем в игру «Птицы в гнезда». Пока играет музыка, птички летают, как только музыка замолкает, птички летят в гнезда.

Игра «Птицы в гнезда»

Хозяюшка:  у каждой птички, как и у человека есть свой домик, где безопасно и тепло. У кого гнездо, а у кого скворечник, но в каждом таком птичьем домике растут птенцы.

 (Хозяюшка подходит к детям со скворечником в руках)

Хозяюшка: Ребятушки, есть такая примета, если на дворе дома птица поселилась, значит она счастье в этот дом принесла. Мы с вами сегодня такой домик для птички закрепим на дереве во дворе нашего сада. Его ваши папы сделали своими руками! Кто знает как он называется? Правильно скворечник. И пусть в нем поселится птица и принесет радость и счастье в наш с вами сад, ведь мы с вами здесь как дома!

(Вешают скворечник на заранее подготовленное место на дереве)

Хозяюшка:

Идёт матушка весна - отворяй ворота,

Первым март пришел – белый снег сошел

А за ним апрель - отворил окно и дверь,

А как пришёл май солнце в дом приглашай.

Выход Весны под музыку

Весна: Здравствуйте, мои друзья,

Очень рада встрече я.

По полям, лугам гуляла,

Вас я детушки искала.

Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

Хозяюшка: Здравствуй, Весна – красна! Давно мы тебя звали, ждали!

Весна: Слышала я ваши заклички красивые да складные. Очень они мне понравились. Значит ждали вы меня! А знаете ли вы мои приметы?

Хозяюшка: Конечно! (окончания строк дети договаривают)

Солнце в небе голубом ярко пригревает

И сугробы снежные начинают таять.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи

Обновляется природа после зимней стужи.

Весна: Раз вы так знаете хорошо приметы мои, я вас хочу повеселить и проверить такие же вы ловкие, как и умные?

Первая моя игра называется ручеек, я его на земле расстелю, а вы должны по нему пройти.

(на земле расстилают канат, дети боком по нему идут)

Весна: С этим испытанием вы справились. А вот сможете ли пройти по кочкам, не замочив ноги?

(на земле раскладывают кружки в 2 линии в шахматном порядке, задача наступая только в кружки пройти до конца полосы)

Весна: Какие же вы ловкие да умелые!

Хозяюшка: Спасибо тебе весна, за забавы твои! За тепло, которое ты принесла. Весной земля и все живое на ней, радуется. На деревьях новые листочки растут, птицы прилетают, птенцов высиживают, звери своих детенышей взращивают. И в семьях от года в год деток прибавляется! Мы с ребятами приготовили на радость тебе частушки……???

Варя с мамой поругалась

Села на пол и ревет.

Пусть меня обратно аист

К себе в клюве унесет!

Как же ты сегодня Марк

Утром умывался?

Щетка, мыло, полотенце

Все сухим осталося!»

Кто в семье послушный самый

Нам скажите прямо

Ну, конечно, вам ответим,

Это наша мама.

Мама с папой и братишка,

Вот Марусина родня

Хорошо, что есть на свете

Наша дружная семья!

Мы частушки петь кончаем

И даем такой совет!

Помогайте своим мамам

Проживут они 100 лет!

Весна: Замечательные частушки! Очень мне про мам понравилось! А какое это большое слово: «Мама»! Они заботятся о нас, кормят и поят и любят!

Хозяюшка: Да, замечательные наши мамы и у каждой так много забот! Весна-красна, много ли у тебя забот?

Весна: Забот не мало у меня, снег растопить кругом, все земли напоить водой вешней, согреть теплом солнечным да украсить красками яркими! Хотите и вам покажу какие чудеса готовлю?

Хозяюшка: Конечно!

(все идут за весной на полянку. На полянке под белой материей в снегу цветы, Весна снимает покрывало)

Весна: Скоро в вашем краю, в каждом его уголочке будет такая красота (показывая на цветы), а пока у вас на полянке подарок мой, пусть он радует вас! Близится время мне в путь отправляться, дел много у меня.

Хозяюшка: Весна-красна, на последок сыграй с нами.

Игра жаворонок

В небе жаворонок пел, (взмахи руками, как крыльями.)

Колокольчиком звенел. (взмахи кистями рук)

Порезвился в вышине, (через стороны поднимать и опускать руки, вращая кистями)

Спрятал песенку в траве, (присесть обхватить руками колени)

Тот кто песенку найдет, (хлопать в ладоши)

Будет весел целый год.

Хозяюшка: (Показывает в корзине жаворонков из теста, одного сажает на домик на заранее подготовленное место со словами:)

Жаворонки прилетели, на головку сели!

Жаворонки эти чтобы год был урожаем богат.

Каждому вручу, а вы про традицию такую дома всем расскажите!

Весна: Ребятушки, пора мне в путь-дорогу отправляться, по полям, по лугам, по лесам Русским. Буду природу ото сна зимнего будить, красками весенними раскрашивать!

Хозяюшка: В добрый путь, Весна красна!

(К детям) Ребятушки, наш праздник на этом подошел к концу. Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...