конспект НОД "Царство растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мазур Елена Владимировна

конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Царство растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект НОД "Царство растений"39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Царство растений.

Программное содержание: систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их роли в живой природе. Научить детей различать деревья и кустарники по форме ствола, виду коры, листьев.

Формирование умений: выбирать признак классификации, разгадывать загадки логическим и графическим способом, читать, придумывать и выполнять символьные рисунки, составлять рассказ по рисунку.

Цель: подготовиться к путешествию в Царство растений, доказать, что растения – живые организмы. Развивать зрительное восприятие, память, вербальное воображение.

Материал к занятию: спил дерева, сигнальные рисунки « О чем могут рассказать деревья.»

                                     Ход занятия.

Воспитатель . Кто из вас хочет отправиться в гости в Царство растений?

-Вы ведь знаете, что настоящие путешественники, прежде чем отправиться в дорогу, стараются как можно больше узнать о природе и обитателях тех мест, в которые они направляются.

- Как вы думаете, кто живет в Царстве растений?

(растения- травы, кустарники, деревья, мхи…)

- О чем нужно знать, чтобы подружиться с ними?

- Какие существуют  группы  растений?

- Названия каких трав, деревьев, кустарников, растущих в наших краях, вы знаете?

(Ответы детей)

- Какую роль в жизни людей играют деревья?

Ответы детей.

  1. Такие разные!

Проводится игра «Раздели на группы».

Дети рассматривают карточки с растениями и делят их на группы.

Воспитатель обращает внимание детей на такие группы:

Деревья, кустарники, травы;

Культурные (овощные культуры, зерновые, плодово- ягодные, декоративные) и дикорастущие;

Лиственные и хвойные;

Водные и наземные.

Дети придумывают и рисуют схемы.

                           Игра «Цветочный магазин.»

Игра проводится на основе результатов предыдущей игры.

С помощью считалки выбирается «продавец», который по очереди «продает» всем оставшимся детям- «покупателям» - растения.

Цена каждого из них ( 2- 4) соответствует числу групп, к которым его должен постараться правильно отнести «покупатель».

Например: Яблоня (3п)- лиственное дерево, культурное растение.

Воспитатель. Царства- государства растений окружают нас повсюду- леса, луга, поля, сады, парки. Без растений жизнь на Земле невозможна.

  1. Добрые друзья.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, где легче дышится- в городе или в лесу?

-Где воздух чище? Почему?

- В сосновом лесу воздух бывает не только чистым, но и лечебным- сосны выделяют вещества, которые убивают болезнетворные бактерии.

- Сейчас мы с вами рассмотрим рисунки и составим рассказы о том , как дружат растения и животные.

Скороговорка дня: Дятел лечит древний дуб,

                                 Добрый дятел дубу друг.

По общему большому рисунку, на котором изображен дуб и животные, которые обитают на нем и в нем, кормятся от него, проводится инсценировка.

Для этого распределяются роли и задаются вопросы:

- Кто на дубочке живет?

- Я- белка.

- Чем тебе, белка дуб нравится? Какая тебе, белка от него польза?

- Дупло в нем теплое, уютное, ветви у него широкие- не страшно бельчат маленьких посадить, и еда на них растет.

- А какая от тебя дубу польза?

- Я желуди подальше от материнского растения уношу, где им легче вырасти в новые деревья.

- А сейчас я прочитаю вам рассказ В. Бианки «Теремок.» А вы , по ходу чтения, придумайте и выполните символьные рисунки- подсказки, чтобы запомнить, кто жил в дупле старого дуба.

                       Дыхательная гимнастика «Ежик.»

Дети сидят на коврике в кругу. В-ль проговаривает текст, а дети выполняют дыхательные упражнения, соответствующие тексту.

-В большом, дремучем лесу жил маленький ежик. (Дети спокойно дышат). Однажды он пошел на прогулку и заблудился. Он очень испугался и побежал в поисках своего домика . (дети начинают быстро дышать носиком).

Лес был очень густой и темный. И вдруг, ежик выбежал на красивую светлую полянку. От неожиданности ежик зажмурил глазки и затаил дыхание.(дети стараются задержать дыхание).

Ежик глубоко вздохнул, улыбнулся и сказал: «Ах..»

Потом ежик посмотрел направо, затем налево.(дети спокойно дышат).

Вокруг было так тихо и спокойно, что ежик тоже успокоился и узнал полянку на которой находился. От нее совсем недалеко до его домика.

Ежик еще немного полюбовался на красоту леса и пошел домой.

  1. Мудрые деревья.

Работа по картинкам.

- О чем нам могут « рассказать» деревья?

-Деревья без листвы- поздняя осень.

- Цветет яблоня- май.

- Ветви дерева наклонены- ветер.

- По стволу дерева , его ветвям можно определить стороны света- на северной стороне больше мха, на южной стороне одиноко стоящих деревьев- более длинные ветви.

По числу ярусов ветвей у ели можно определить, сколько ей лет.

По пню дерева также можно узнать, сколько ему лет и сориентироваться на местности- более широкие части колец находятся с южной стороны.

- Воспитатель. Деревья «записывают» историю своей жизни и своего края. Хотите «прочитаю».

Работа по спилу дерева.

  1. число колец равно числу лет, прожитых деревом.
  2. Широкие, ровные кольца в центре дерева означают, что оно росло вначале очень быстро.
  3. Вытянутые с одной стороны кольца показывают, что дерево было почти повалено и стало быстро расти с одной стороны, чтобы выпрямиться.
  4. Тонкие кольца говорят о том, что дерево росло медленно, так как его теснили другие деревья.
  5. Узкие, прерывающиеся кольца показывают засушливые годы.

                           Физминутка: «Деревья.»

Предложить детям «превратиться в деревья», определим, что будет корнями (ступни). Что- стволом (ноги и туловище), что ветвями (руки), что листочками. Дети рассказывают о назначении корня, ствола, ветвей, листьев. По заданию дети выполняют упражнения: подул сильный ветер; на ветку села ворона, покачалась, улетела; закачалась плакучая ива; легкий ветерок играет листочками; «кланяются» макушки и т. д.

Воспитатель. Тот кто научится понимать деревья и другие растения, сможет узнать от них много интересного. Так с растениями связано много примет.

- Если береза опушается раньше всех, жди сухого лета.

- Дуб перед ясенем листья распустит- к сухому лету, будет летом забота- измучит сухота.

- Если клен и ольха перед березой лист распустят, лето будет мокрое.

- Много шишек на соснах и елях- к доброму году: уродится и рожь и жито.

- Рано зацвела черемуха- будет теплое лето. Чем раньше зацветет, тем жарче будет лето. Когда у черемухи много цвета, лето будет мокрым.

- Перед ненастьем одуванчики и некоторые другие растения закрывают цветки, пряча пыльцу и нектар от дождя.

  1. На службе человеку.

Воспитатель. Ребята, какую же пользу приносят человеку растения?

- Если бы на планете не было растений, на ней не смогли бы жить люди и животные, так как растения вырабатывают кислород. Растения дают людям и животным плоды, являются строительным материалом для жилищ, из хлопка и льна делают одежду, из древесины- бумагу, мебель, растения украшают наши дома, улицы, города, существуют и лекарственные растения.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали о растениях?

- Как вы думаете, готовы ли вы к путешествию в Царство растений?

- Что вам показалось сегодня самым интересным?

- О чем бы вы хотели рассказать дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».

Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Царство растений"

Цель НОД: подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных; организовать познавательно – исследо...

Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"

Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели.  Расширить и уточнить знан...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Царство растений: травы»

Цели:Образовательные• Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.• Обобщить знания детей о том, что на нашей планете суще­ствует огромное царство раст...

Конспект занятия "Царство растений"

Конспект занятия "Царство растений"...

Конспект занятия "Царство растений"

Конспект занятия "Царство растений"...