Конспект занятия "Царство растений"
материал

Марченкова Елена Валерьевна

Конспект занятия "Царство растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_rasteniy.docx100.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 г. Ярцева Смоленской области

Конспект открытого занятия-экспериментирования

в старшей группе на тему

«Царство растений»

Разработала:

воспитатель

МБДОУ детский сад № 10

Марченкова Е.В.

2019 год

Тема открытого занятия: «Царство растений»

Используемые технологии во время занятия: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Цель занятия: продолжать формировать бережное отношение к природе.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о растениях.  Формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.
  • Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
  • Дать детям представление о функциях корня и стебля растений.
  • При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле; по стеблю вода поднимается к листьям, цветам и плодам.
  • Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня и стебля, опыт-доказательство, схемы модели.
  • Закреплять и уточнять представление о целительных свойствах зелёных растений.
  • Развивать интерес к миру природы.
  • Воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Материал и оборудование: Схемы моделей: «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня», «Функции стебля», модель ствола дерева без корней, кустарника, растения. По 2 стаканчика из-под йогурта с песком и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями; баночка с подкрашенной водой, модель корня растения из марли на каждого ребенка. Карточки и картинки и модели с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Опыты, наблюдения, беседы, художественное творчество, наблюдения, рассматривание иллюстраций.

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку.

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Дети: Растения.

Воспитатель: Жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник.

Итак, мы будем говорить с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а воспитатель выкладывает на доске модели.)

http://fil.na5bal.ru/pars_docs/refs/2/1569/1569_html_3271b306.gif

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» (дерево)

Назовите, какие вы знаете деревья? (дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан).

Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

(высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой).

А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

Воспитатель: Как можно моделью обозначить дерево? Найдите у себя модель дерева и положите перед собой

C:\Users\Людмила\Downloads\дер.gif

2–я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья.
А ягоды у них разные –
Чёрные, белые, красные.
(смородина)

Какие вы знаете кустарники? (сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.) 

Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Принесите картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего? (ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой

C:\Users\Людмила\Downloads\куст.gif

Найдите у себя на столе модель куста и положите рядом с деревом.

3–я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Росла на лугу – оказалась в стогу (трава).

Дети, выберите картинки с травянистыми растениями.

Как вы их узнали? (они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.) 

Воспитатель: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Найдите на столе модель травянистых растений и положите рядом с другими моделями.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

Физминутка:

1,2,3 – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал - стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несу

Воспитатель: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе цветок из частей.

C:\Users\Людмила\Downloads\цвет.gif

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (корень, стебель, листья, цветы, плоды). Давайте подумаем, для чего растениям корень

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529783/05.gif

(дышит, питает, удерживает в земле) 

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из–под йогурта, в которые до половины насыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети вставляют палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

 Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

C:\Users\Людмила\Downloads\ствол.gif

Опыт№2. У детей баночка с подкрашенной водой и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу и вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения).

Д/игра «Помоги растению»

Как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья». Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду.

А как растения помогают людям?

Воспитатель:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь - на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Эти стихи не шутка. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека.

 (рассказы детей о лекарственных растениях) 

Стук в дверь.

Входит доктор Ромашкин. «Здравствуйте, дети! Я доктор Ромашкин.»

Погода расплакалась - просто беда
На небе вода, под ногами вода,
И хлюпает нос, и в горле першит
Но доктор Ромашкин на помощь спешит.
Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал
Приду и скажу вам: « Дружок не скучай »,
А выпей целебный, душистый мой чай.

(Детям предлагается настой трав - мята, липа, душица, шиповник)