Конспект занятия "Растение как живой организм"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Зиборова Марина Валерьевна

Материал занятия может быть интересен воспитателям детских садов и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_rasteniyakh.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия детей среднего дошкольного возраста

выполнила: Зиборова Марина Валерьевна                                                             воспитатель  МБДОУ  ЦРР ДC № 51 г. Озерска Челябинской области

«Растение, как живой организм»

Программное содержание:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о знакомых комнатных растениях.
  2. Уточнить и расширить представления детей об условиях, необходимых для роста растений: свет, воздух, тепло, вода.
  3. Формировать представление о растениях, их росте, развитии.
  4. Дать понятие о новом способе выращивания растений – черенковании.
  5. Воспитывать желание заботиться о растениях.

Учить детей правильным приёмам посадки черенка.

Материал: 4-5 комнатных растений, желательно по программе, фотографии, цветочные горшки, земля, керамзит, лопатки, лейки, фартуки, тазики с водой, тряпочки, полотенце, простыня и т.д.

Словарь: черенок, дренаж, керамзит, монстера.

Ход занятия: гости сидят в музыкальном зале. Дети под музыку заходят в зал, встают в центре зала.

Воспитатель: Сегодня у нас будет много увлекательных игр, очень интересная и нужная работа с растениями. Отгадайте загадку:

«Дышит, растет, а ходить не может» (растение)

Воспитатель: Молодцы, это растение. Ребята, а кто к нам любит приходить в гости из леса, смотреть, как мы играем, трудимся? (Старичок-Лесовичок).

Раздается стук в дверь, появляется Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Спешу к вам в гости. Ой, сколько у вас деревьев! Я только из леса пришел, и снова в лес попал!

Воспитатель: Дети, разве у нас лес? Скажите Старичоку-Лесовичоку что это? (комнатные растения).

Старичок-Лесовичок: Я живу в лесу, про деревья и кусты, про ягоды и грибы всё-всё знаю, а о комнатных растениях я не знаю ничего. Может быть, вы мне расскажите, мне очень интересно. Я в лес вернусь, всё расскажу зайцам, белкам, Кикиморе и Водяному, а то им очень скучно…

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, присаживайся, мы тебе расскажем, какие мы знаем комнатные растения.

Воспитатель: Ребята, какие комнатные растения живут в нашей группе? (дети перечисляют: традесканция, бегония и т.д.)

Воспитатель:

Давайте, дети, мы сначала рассмотрим кливию. Какая она, большая или маленькая?                                                                                          

Кливия похожа на дерево или кустик?

Опишите листья у кливии (длинные, жесткие и расходятся веером, темно-зеленого цвета, похожи на ремни).

А какой листочек, если его погладить? (гладкий).

Воспитатель: А теперь рассмотрим монстеру.

Какая  она большая или маленькая?

Монстера похожа на кустик или на дерево?

Опишите листья монстеры (круглые, большие, темно-зеленые, смотрят в разные стороны).

Воспитатель: А это что за растение? (дети рассматривают знакомое растение бальзамин).

Про это красиво цветущее растение ребята знают стихотворение Е.Благининой «Огонёк».

Старичок-Лесовичок: Какие умники, про растения стихи знают! Как интересно, оказывается в детском саду растут кустики и деревья, да все разные, красивые, даже в лесу таких нет.

Воспитатель: У нас в группе есть волшебное растение. Это растение лечит от насморка, ушибов. Вот это растение!

Старичок-Лесовичок: Я знаю, знаю это маленькая ёлочка. Вот у неё лапки, и колючки. Только я не знал, что ёлочка от насморка лечит.

Воспитатель: Ребята, это ёлочка? Как называется это растение? (алоэ, столетник).

Вот что я тебе скажу, Старичок-Лесовичок, таких растений в лесу нет. Сейчас тебе дети расскажут, почему такие растения не могут жить в лесу:

   - комнатные растения любят тепло;

   - зимой под снегом они замёрзнут;

   - их нужно поливать;

   - растения, которые живут в комнате, привезли из очень тёплых стран, где всегда жарко, где всегда лето, солнце (показ фотографий растений на юге).

Воспитатель: Ребята, чтобы наши гости хорошо запомнили, что необходимо комнатным растениям надо рассказать им наши правила. (Дети встают в круг проговаривают слова стихотворения и имитируют движения по тексту).

Чтоб растение росло, и питалось, и цвело,

Его надо поливать, пыль с цветочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять и опрыскивать.

Надо помнить нам всегда: ему плохо в холода.

И во тьме не может жить, лучик света должен быть,

Много правил и забот знает мудрый цветовод!

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь наши гости знают все правила ухода за растениями.

Я приготовила для вас игру «Найди и покажи». Нужно выбрать на столе предметы, необходимые для ухода за растениями и перенести их на другой стол (лежат самые разнообразные предметы). Дети выбирают предметы и переносят на другой стол, участвует Старичок-Лесовичок, путает ребят, например, переносит большую корзину для грибов, игрушку.

Воспитатель: Дети, надо проверить, правильно ли мы всё выбрали. Что лишнее? (дети показывают ошибку  Старичка-Лесовичка).

Воспитатель: А у меня для вас ещё одна игра. Называется «Чего не стало?»

Мы попросим гостей нам помочь (на столе стоят 4-5 разных растений, гости закрывают растения простынёй, воспитатель одно из растений убирает, дети угадывают – какого нет).

Воспитатель: Вы меня очень радуете.

Старичок-Лесовичок: Как бережно вы обращаетесь с растениями, даже горшочки переставляете осторожно. Но ведь растения неживые, им ничего не будет. Вот если я воробья дерну за хвостик, ему будет больно, он живой – летает, ест, пьёт. А растение не ходит, не летает, не ест, не видит, не слышит, оно наверно не живое…

Воспитатель: - Ребята, растения живые или неживые?

        - Чтобы жить все существа что делают? – пьют, едят, дышат, им нужен свет, тепло.

        - Если растения живые, чем тони пьют? – корнями.

        - Что растения пьют и едят? – воду.

        - Чем растении дышат? – листьями.

        - Может ли растение заболеть? От чего растение может заболеть? – если нет воды, света, если холодно…

        - Слышит ли растение? – растения растут лучше под красивую музыку…

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, мы хотим тебе подарить комнатное растение, чтобы зимой в твоей избушке было красиво, ты будешь учиться ухаживать не только за растениями в лесу, но и за комнатными растениями. Но сначала мы тебе покажем, как мы будем сажать комнатные растения.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем сажать черенки растений в подарок Старичку-Лесовичку. Оденьте фартуки. Подойдите к столу (далее всё, что делает воспитатель, проговаривает с детьми).

        Что это в горшке? – дырка, отверстие.

        Для чего это отверстие? – чтобы уходила лишняя вода.

        Я насыпаю в горшок керамзит, дренаж. Для чего? – чтобы лучше уходила лишняя         вода. Никита ,насыпь лопаткой в горшок немного земли, я аккуратно умну – это «подушка»   для черенка.

        Надо землю немного полить, чтобы земля пропиталась водой.

        Я беру черенок, держу его аккуратно.

        Черенок какого растения я взяла? – клёна.

        Что есть у моего черенка? – корни.

        Для чего нужны корни? – чтобы пить.

Черенок сажаю в горшок до первого листа…

        Ребята, а можно сажать черенки без корней? – нет, они плохо приживаются.

        Насыпайте землю осторожно, уплотняйте…

        Для чего нужна земля? – чтобы росли корни, чтобы растение брало пищу из земли, чтобы растение не падало.

        Что ещё нужно сделать, чтобы растение росло? – полить.

        Обтираем горшок салфеткой и ставим на окошко. Пусть немного отдохнет и расти скорей начнет. А Старичок-Лесовичок его с собою заберет…

Старичок-Лесовичок: Спасибо вам, ребята. Я очень рад подарку. Вы многому меня сегодня научили. Ноя тоже не с пустыми руками пришёл, я вам подарочек лесной принёс – орешки лесные, полезные, вкусные.

Ребята прощаются  со Старичком-Лесовичком и гостями. В заключение дружно рассказывают стихотворение:

Мы трудиться не боимся

Нам трудится нравиться

Кончил дело, гуляй смело.

Это нам и нравится!

Использованная литература:

  1. Буре Р.С. «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания»
  2. Година Г.Н. «Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности»
  3. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации»
  4. Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников»
  5. Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников»
  6. С.Н. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
  7. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»;

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Проект: "Изучение сред обитания живых организмов" (почвенной)

Проект на курсах повышения квалификации: "Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников по экологии"...

Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".

Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород....

Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая природа, растения как живые организмы»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи:1) Формировать представления детей о том, что в природе...

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов».

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов». Подготовительная группа....

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, его свойства и значение для живых организмов»

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию, который позволяет обобщить представления детей о воздухе и его свойствах....