Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух, его свойства и значение для живых организмов».
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Михеева Галина Алексеевна

Интересные опыты с воздухом, которые можно провести с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности

«Воздух, его свойства и значение для живых организмов».

Задачи:

  • закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, он бесцветен, без запаха, давит на все поверхности, с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука);
  • на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха; дать представление о составе окружающего воздуха; помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания;
  • закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, значении чистого воздуха для здоровья человека, некоторых правилах экологической безопасности;
  • закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов;
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать интерес к познавательной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование и материалы. Вывеска «Лаборатория», оборудование для проведения опытов (воздушные шары – 3 шт., линейка, сосуд с водой, полиэтиленовые мешки и шприцы – по количеству детей), бумага, спички, стакан, свеча, тонкая веревка, спираль из бумаги, диаграмма «Состав воздуха»; картинки с изображениями проведения опытов, основными источниками загрязнения воздуха; халаты для детей; мольберт для картинок.

Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха.

Словарная работа: лаборатория, газ, кислород, реактивная сила.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

- Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующего лабораторией? (Воспитатель надевает белый халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил.

        Правило № 1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

        Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

        Правило № 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

        Правило № 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи все на место.

        Правило № 5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

- Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадок.

  • Такой большой, что занимает весь мир.
  • Такой маленький, что пройдет в любую щель.
  • Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

- Что это?

- Правильно, воздух. Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники продолжили изучение свойств воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям и животным. И  если нужен, то какой.

        Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места (стулья стоят полукругом перед магнитной доской).

Воспитатель. Некоторые свойства воздуха вы уже знаете. Назовите их.

        Дети перечисляют свойства воздуха, некоторые из них доказывают опытным путем.

        Опыт № 1. «Воздух находится повсюду, он занимает любое свободное пространство».

- Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку. Опустите бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрите, что будет с водой. Из горлышка выходят пузырьки – это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

        Опыт № 2. «Даже такие на первый взгляд невесомые вещества, как воздух, имеют вес».

        - Положите на чаши весов надутый воздушный шарик и ненадутый. Больше весить будет шарик, надутый воздухом.

        Опыт № 3. «Воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается».

- Для опыта возьмите по маленькому пакетику сока с дырочкой для трубки. Выпейте через трубочку сок из пакетика. Продолжайте тянуть через нее воздух. Посмотрите, что произойдет: когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Выньте соломинку – стенки снова разойдутся, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотрите, что произойдет с пакетиком, если вдуть в него еще больше воздуха.

        Опыт № 4. «Воздух оказывает давление во всех направлениях, даже снизу вверх».

- Наполните пластмассовую кружку водой до краев. Положите на нее кусок картона и переверните, придерживая картон. Убедитесь, чтобы между картоном и кружкой нет зазоров. Уберите руку и посмотрите – вода не выливается из перевернутой кружки, потому что воздух давит снизу на картон и удерживает его на месте.

        Опыт № 5.  «Воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места».

- Возьмите по шарику для пинг-понга и сделайте в нем вмятину. Теперь положите его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.

        Опыт № 6. «Горячий воздух более легкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх».

- Нарисуйте на бумаге большой круг и вырежьте его. Проведите по кругу линии, чтобы получилась спираль. Раскрасьте ее, чтобы она была похожа на змею,  и вырежьте ее. С помощью иголки проденьте сквозь голову змейки нитку. Подержите змейку над батареей – поднимающийся воздух заставит змейку вертеться, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Где люди используют это свойство воздуха? (Полеты на воздушном шаре).

        Опыт № 7. «Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, то доносит запахи до наших носов».

- Для того чтобы почувствовать в помещении, что воздух движется, достаточно помахать на себя листом бумаги, сложенным в форме веера. На улице мы также чувствуем движение воздуха – это ветер, который приносит различные запахи.

- Где люди используют это свойство воздуха? (Освежители воздуха, духи).

        Опыт № 8. «Воздух способствует распространению звуков».

- Подуйте над горлышком пустой бутылки – получится какой-нибудь звук. Звуки распространяются благодаря колебаниям воздуха. Когда вы дуете над горлышком, то заставляете вибрировать воздух внутри бутылки. Он производит звук.

- Налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук. Чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха останется в ней. Меньшее количество воздуха вибрирует быстрее, поэтому получится более высокий звук.

- Где люди используют это свойство воздуха? (Игра на музыкальных инструментах).

        Опыт № 9. «Воздух легче воды».

- В резиновых или пластмассовых игрушках внутри воздух. Попробуйте «утопить» их в тазу с водой. Они будут всплывать.

- Где используется это свойство? (Надувные круги и матрасы для купания).

        Опыт № 10. «Воздух делает предметы упругими».

- Возьмите надувной мяч и постучите им об пол – он будет упруго отскакивать он него. Попробуйте выпустить из него немного воздуха – упругость утратится.

        Опыт № 11. «Воздух можно сжать; сила сжатого воздуха может передвигать грузы».

- Возьмите шприц и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Поршень будет опускаться с трудом. Не открывая отверстия, отпустите поршень. Он вернется в первоначальное положение.

        Поршень заставляет воздух сжаться. Поршень возвращается в первоначальное положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться.

        Благодаря этому струя воды выходит из шланга, из пушки вылетает ядро.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям встать на ковер и изобразить те предметы, в которых используется воздух. Например:

  • насос (упражнение на дыхание) – о. с., руки опущены, сжаты в кулаки. 1 – сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка; 2 – выдох, наклониться вперед, руки опустить;
  • шарик (упражнение на дыхание) – пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. 1 – вдох; 2 – выдох на пальцы рук – «надуваем шарик»;
  • аэроплан: руки в стороны, как крылья,  «полетать»;
  • гимнастика для глаз: наши глаза могут, как воздух, сжиматься и расширяться (глаза широко раскрыть – зажмурить); показать, что воздух есть везде (круговые движения глазами), что горячий воздух легче холодного (глазами вверх-вниз), движение воздуха доносит до нас запахи (движение глазами вправо-влево).

Дети снова садятся на стулья.

Воспитатель. Вы уже знаете, что воздух  - это газ. Но если бы мы раскрасили воздух волшебной кистью, то увидели бы такую картину (показ диаграммы). Воздух состоит из разных газов. Большая часть (синий цвет) – газ азот, часть поменьше (зеленый цвет) – газ кислород, маленькая часть (красный цвет) – углекислый газ.

- Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. На диаграмме кислород обозначен зеленым цветом – цветом жизни, так как для дыхания человека нужен именно кислород.

- Мы теперь так много знаем о воздухе, что, наверное, уже сможем ответить на самый главный вопрос: может ли человек жить без воздуха?

Опыт № 12. «Человеку и животным необходим воздух».

- Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. (Дети выполняют). Долго ли вы смогли находиться без доступа воздуха? (Нет, хотелось поскорее вдохнуть.) Действительно, человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.

                        Через нос проходит в грудь

                        И обратный держит путь.

                        Он невидимый, и все же

                        Без него мы жить не можем!

- Человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться? Вспомните, где нам легче дышится? (В парке, в лесу, там, где много растений.)

- Правильно, легко дышать нам помогают растения. К счастью, ин необходим именно углекислый газ, который мы выдыхаем. Поэтому и дуб-великан, и маленькая травинка, и комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород.

- А сейчас, сотрудники научной лаборатории, давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чистым?

Ответы детей:

  • Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
  • Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.
  • Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много выхлопных газов.
  • На заводах и фабриках должны работать специальные лаборатории, следящие за тем, чтобы отходы производства очищались. Для этого на трубы ставят фильтры, строятся очистные сооружения.

Воспитатель. Ребята, оказывается, воздух может быть как полезным, так и вредным.

Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель показывает картинки с изображениями ситуаций, когда воздух выступает как помощник человека и когда наносит ему вред (ураган, смерчи, суховей и пр.).

Итог занятия

Вопросы к детям:

- О каких свойствах воздуха вы сегодня узнали?

- Нужен ли воздух всем живым организмам? Какой именно?

- Понравилось ли вам работать в лаборатории?

Воспитатель. Рабочий день в лаборатории подошел  к концу. Всем сотрудникам в качестве награды за труд я дарю мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".

Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород....

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности "Тайна появления радуги"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17509234","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"418","width":"480"}}]]...

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов».

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов». Подготовительная группа....

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Загадки Почемучек"

Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяФорма деятельности: отгадывание загадокЦель: Формирование умения детей отгадывать загадки (кроссенсы).Программные задачи:1. Расширять представления дет...

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования в подготовительной группе "Зачем зайцу длинные уши"

Деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма: экспериментированиеИнтеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: способствовать формированию пр...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, его свойства и значение для живых организмов»

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию, который позволяет обобщить представления детей о воздухе и его свойствах....