Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Соколова Наталия Сергеевна

Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательной-исследовательской деятельности «Воздух, его свойства и значение для живых организмов»

Задачи:

Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород (мы им дышим, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа.

Наблюдения на прогулке за ветром, беседы, проведение опытов в группе.

Оборудование и материалы.

Вывеска «Лаборатория», ёмкости для воды, прозрачные пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, воздушные шарики, нитки, палочка, веер, чеснок, апельсин.

Словарная работа: лаборатория, кислород, углекислый газ.

Ход занятия

Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Я буду заведующей лабораторией, а вы моими помощниками – лаборантами.

Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:

1. Засучите рукава, чтобы не намочить, потому что сегодня в наших опытах мы будем использовать воду.

2. Не толкайте соседа во время работы.

3. Сначала посмотрите, что показывает воспитатель, а потом повторите.

4. Когда опыт закончился, положите все на место.

5. Соблюдайте тишину.

Что мы будем исследовать, вы узнаете из загадок.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Снами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Что это? Правильно, воздух. Сегодня я вам предлагаю, чтобы сотрудники продолжили изучение свойств воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям и животным.

Какие свойства воздуха вы знаете?

ОПЫТ №1

(Воспитатель берет в руку стакан.)

Дети, как вы считаете, есть что-нибудь в этом стакане? (В стакане ничего нет)

А если в стакане ничего нет, значит, стакан какой? (Стакан пустой)

А теперь ответьте на такой вопрос: есть ли в стакане воздух? (Воздуха в стакане нет, воздух в стакане есть)

А вот это мы сейчас и проверим! Я возьму стакан, переверну его вверх дном и буду медленно опускать его в подкрашенную воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя. Опускаю стакан до самого дна. Скажите, попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает).

Что же мешает воде? (Воде мешает воздух).

Что не пускает воду в стакан? (Воду в стакан не пускает воздух).

А теперь вы возьмите стаканчики и опустите перевернутые стаканчики в воду до самого дна. Попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает) Что мешает воде? (Воде мешает воздух) .

Вывод: мы с вами выяснили, что в стакане есть воздух. И когда мы опускаем стакан в воду, вода в него не попадет.

Вынимаем стаканчик из воды и ставим на поднос.

ОПЫТ 2.

А сейчас я снова опускаю перевернутый стакан в воду до самого дна. А теперь наклоню стакан в воде.

Что появляется в воде? (В воде появляются пузырьки воздуха).

Где же был воздух? (Воздух был в стакане) .

Теперь вы опустите стакан в воду, а потом наклоните его.

Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха)

Где же был воздух? (Воздух был в стакане)

Вывод: верно, воздух был в стакане, и мы его увидели в виде пузырьков.

Вынимаем стаканчики и ставим на поднос.

ОПЫТ 3.

Воздух окружает нас повсюду.

Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас?

Ребята, есть ли воздух внутри вас? (Внутри нет (есть) воздух). Давайте проверим!

Я возьму стакан с водой и опущу в него трубочку. Теперь я вдохну носом, а затем выдохну в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха) .

А теперь вы возьмите стаканчик с водой, опустите в него трубочку, вдохните носом, а затем подуйте в трубочку. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха). Да, в стаканчиках поднимаются настоящие бури! Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)

Так скажите мне, есть ли внутри вас воздух? (Внутри меня есть воздух)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

ОПЫТ 4

- Ребята, если воздух невидим, может он имеет запах?

Закройте глаза и угадайте, чем пахнет. (Режем апельсин, затем давим чеснок, брызгаем духи. Дети угадывают распространившиеся по комнате запахи)

Вывод: Воздух не имеет запаха. Распространяет, переносит другие запахи.

ОПЫТ 5

Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Помашите на себя ладонями рук. Что вы почувствовали? При ветерке стало холоднее или теплее?

Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что вы чувствуете ладошкой? Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветер? А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветер?

Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер, а еще ветер можно почувствовать с помощью специального электрического прибора – вентилятора.

РАЗМИНКА

Дети, а воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Зимой на улице воздух какой? (Холодный)

А когда приходим в детский сад с прогулки, воздух какой? (Теплый)

А какой воздух около костра? (Горячий)

А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух? (Свежий, чистый, прохладный)

ОПЫТ 6.

- Ребята, а как вы думаете, сколько весит воздух? (Предположения детей)

- Попробуем взвесить воздух. (На середине палки длинной около 60-ти см. закреплена верёвочка, к обоим концам которой привязаны два одинаковых воздушных шарика. Палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном положении.)

- Подумайте, что произойдёт, если проткнем один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шарик иголочкой)

- Почему конец палки, к которому был привязан шарик, поднялся вверх?

Вывод: Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче.

- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? (Проверяем это на практике). Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

ОПЫТ 7.

- Ребята, чем наполнены спасательные круги? (Воздухом)

Попробуйте «утопить» спасательный круг или резиновую игрушку. Почему он не тонет?

Вывод: Воздух легче воды.

Воздух такой хитрый озорник, что прячется от нас во многих предметах. Назовите мне, куда спрятался воздух?

(Воздух спрятался в колесо машины,

в мыльные пузыри,

в воздушные шарики,

в колесо велосипеда,

в парашют,

в надувную игрушку,

в спасательный круг,

в надувной бассейн)

ФИЗМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

ОПЫТ 8

Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Долго ли вы смогли находиться без доступа воздуха?

А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух. Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)

Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода (мы им дышим) и из углекислого газа (мы его выдыхаем).

- Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые реки углекислого газа. Почему мы не задыхаемся? (Предположения детей)

- К счастью, углекислый газ необходим растениям. Все они, от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород. Нам нужно беречь зеленые растения - они дают нам живительный кислород, без которого мы не могли бы жить. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Поэтому в нашей группе так много комнатных растений, за которыми мы так бережно ухаживаем: поливаем, рыхлим, опрыскиваем, подкармливаем.

ВЫВОД

Сегодня мы узнали про воздух-невидимку много интересного!

- О каких свойствах воздуха вы сегодня узнали?

Воздух находится повсюду

Воздух имеет вес

Воздух не имеет запаха

Воздух легче воды

Человеку и животным необходим воздух

Если бы не было воздуха на нашей планете, то не было бы на земле ни людей, ни рыб, ни птиц, ни зверей, ни растений. Наша Земля стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода.

Рабочий день в нашей лаборатории подошёл к концу. Сотрудникам, которые желают пополнить нашу папку исследований, предлагаю карандаши и бумагу для зарисовки проведенных нами опытов.