Конспект познавательно- исследовательской деятельности «Шаги воздуха в организме» ( старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Маркова Н.В.

Основы развития здорового образа жизни (ЗОЖ)  закладываются в детском возрасте, когда ребёнок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.Установка на здоровый образ жизни у человека не  появляется сама  собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И.И.Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».

 

Актуальность заключается в том, что важнейшая задача ДОУ- охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности.

 

Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в

себе.

 

Задачи:

- закреплять знания о прохождении воздуха через организм человека при вдохе и выдохе;

-показать влияние физических упражнений на укрепление дыхательной системы;

- Закреплять правила дыхания (через нос).

 

Оборудование:

Картинка с изображением легких и носа, картинки с изображением ситуации, контейнеры с ароматными фруктами, бумага, фломастеры, карандаши.                                    

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и видела двух людей одного возраста. Они куда-то торопились. Один из них шёл и спокойно дышал, другой же задыхался и всё время дышал через рот. Как вы думаете, почему так по-разному дышали люди?

 

Дети: Один, может быть, догонял другого и задохнулся.

Воспитатель: Как вы думаете, отчего ещё человек может так тяжело дышать?

Дети: Ему тяжело идти, он слабенький.

Воспитатель: Очень важно тренировать свой организм и лёгкие, чтобы при небольшой нагрузке не задыхаться. Что мы должны делать, чтобы нам легко дышалось? (ответы детей)

Дети: Делать гимнастику, больше быть на свежем воздухе.

Воспитатель: Правильно. В душном помещении люди чувствуют себя плохо, а свежий воздух поднимает настроение, улучшает работоспособность. – Скажите ребята, а какой орган помог вам ощутить запах свежести. (нос)

 

-Для чего нужен нос человеку? (дышать, чувствовать запахи)

 

Нос – удивительный орган, он помогает нам чувствовать и различать запахи, нос очищает воздух, который через него проходит, согревает его и помогает защитить организм от инфекции. Не верите? Проходите на свои места. Смотрите - картинка нос с волосками

 

Внутренняя поверхность носа покрыта множеством тонких  волосков, к которым прилипают мелкие пылинки. В морозный день взрослые часто говорят- Не отрывай рот, дыши носом, как вы думаете почему? (ответы детей) (картинка сосуды носа)

 

Оказывается, по мелким кровеносным сосудам, которые находятся в полости носа, течёт горячая кровь. Благодаря этому холодный воздух, проходя через нос, успевает согреться и попадает в лёгкие уже тёплым. – А, что происходит, когда вы простужаетесь или болеете гриппом?  Начинается  насморк, болит горло)

-Правильно. Насморк это защитная реакция организма.

Внутренняя поверхность носа выделяет слизь, вместе с которой из организма выводятся вредные вирусы и бактерии (картинка бактерии)

-А знаете ли вы как надо ухаживать за носом (надо вытирать нос чистым носовым платком, закапывать нос каплями для носа, при попадании в нос инородного тела срочно обратитесь к врачу, при насморке нельзя сильно сморкаться)

-Чтобы научиться правильно, дышать, надо тренировать органы дыхания (физ. минутка)

                                              Раз, два, три, четыре, пять

Будем носом мы дышать.

                                               Мы вдыхаем глубоко,

                                               Выдыхаем, как легко!

                                               Выполним задание

                                               Задержим дыхание.

  Раз, два, три, четыре, пять

                                               Дышим глубоко опять.

 

 У здорового человека, как правило, хорошее обоняние то есть ощущение запаха, которое помогает ему узнавать предметы. Нос человека может различать очень много запахов примерно от 2-х до 4-х тысяч. Но у многих животных обоняние развито в 10 раз сильнее, чем у человека. Уже давно доказано, что почтовые голуби ориентируются на местности, в основном используя своё обоняние. Они запоминают запахи на пути перелёта и как – бы составляют для себя «карту запахов», благодаря которому могут ориентироваться на местности.

-Ребята, а какие бывают запахи? (приятные и не приятные)

-Какие вам нравятся запахи? – А какие запахи не нравятся?

 

(не случайно сегодня мы с вами разговаривали о носе и запахах) Король страны «Ароматов» прислал вам подарок, здесь самые сильные и яркие запахи из тех, что живут в его владениях и письмо. –Интересно, что он пишет?

 

«Дорогие дети! В моём королевстве великое множество жителей. Они такие разные, но, к сожалению, я их никогда не видел! Я знаю, что вы великие фантазёры и выдумщики! Пожалуйста, придумайте и нарисуйте, как могут выглядеть мои подданные- запахи и ароматы.

С уважением, король страны «Ароматов».

 

Вот так задачка!

 

Ну что же ребята давайте посмотрим, что же это за жители?

(Дети поочерёдно открывают и нюхают содержимое контейнеров и рассказывают, какие ассоциации вызывает тот или иной запах) –А теперь на минутку закройте глаза и представьте, какого жителя вы бы смогли нарисовать. Представили?

-Подойдите к столам выберите материал для работы, но прежде чем приступить, давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

 

Мы в альбомах и тетрадках

Будем много рисовать. (сжимают и разжимают кулаки)

Пальцы, делайте зарядку,

чтобы  меньше уставать. (встряхивают кистями)

 

Приготовились, а теперь постарайтесь нарисовать те образы которые вы представили, вдыхая запах из контейнеров. (дети рисуют, звучит спокойная мелодия)

-Кого из жителей страны ты нарисовал?

(рассказы 2-3 детей)

-Вы молодцы ребята.

 Ну что же надо бы отправить жителей домой, в своё королевство. Поставьте свои ладошки и давайте отправим ваших придуманных жителей в страну «Ароматов» (картинка)

Опыт со свечой

Задача: Дать представление о значении кислорода в жизни человека.

Оборудование: Горящая свеча, стеклянная банка.

 

Воспитатель спрашивает детей, будут ли гореть свеча, если её накрыть банкой. При положительном ответе она предлагает провести опыт. После того как свеча в банке потухнет, воспитатель объясняет детям, что огонь сжёг весь кислород, поддерживающий горение. Как только кислород закончился, свеча погасла. Вывод: Организм человека, как большая свеча, горит, живёт, пока есть кислород. Кислород закончится – человек жить не сможет.

 

 

Опыт с листочком

Задача: Подвести к пониманию того, что всё живое дышит.

Оборудование: Лист любого растения, полиэтиленовый пакет.

 

Воспитатель предлагает детям определить, дышат ли растения? Он помещает листок растения в полиэтиленовый пакет и оставляет на некоторое время (лучше до вечера). Затем, по прошествии времени, воспитатель обращает внимание детей на изменения: пакет изнутри покрылся мелкими капельками влаги. После этого делается вывод о том, что все растения дышат.

 

                            Дидактическая игра   «Волшебная вата»

Задача: Объяснить значимость носового дыхания для предупреждения простудных заболеваний

Оборудование: Комочки ваты.

 

Детям предлагается при помощи носового дыхания сдунуть комочки ваты со стола. У кого получится сделать это плавно, не отрывисто, тот сможет сберечь свои органы дыхания от многих заболеваний.

Дыхательная система детей укреплялась в результате выполнения специальных упражнений дыхательной гимнастики. На занятиях физической культурой и утренней гимнастикой детям давалась возможность оценить влияние того или иного выполнения физических упражнений на укрепление дыхательной системы.

 

Вывод: Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым? Как нужно ухаживать за носом?

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shagi_vozduha_v_organizme.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательно- исследовательской  деятельности

             «Шаги воздуха в организме»

             ( приобщение к здоровому образу жизни)                                                                              

                                    старшая группа

                                                                           

                       

                                            

                                                                                                           

Основы развития здорового образа жизни (ЗОЖ)  закладываются в детском возрасте, когда ребёнок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.

Установка на здоровый образ жизни у человека не  появляется сама  собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И.И.Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».

Актуальность заключается в том, что важнейшая задача ДОУ- охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности.

Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в

себе.

Задачи:

- закреплять знания о прохождении воздуха через организм человека при вдохе и выдохе;

-показать влияние физических упражнений на укрепление дыхательной системы;

- Закреплять правила дыхания (через нос).

Оборудование:

Картинка с изображением легких и носа, картинки с изображением ситуации, контейнеры с ароматными фруктами, бумага, фломастеры, карандаши.                                    

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и видела двух людей одного возраста. Они куда-то торопились. Один из них шёл и спокойно дышал, другой же задыхался и всё время дышал через рот. Как вы думаете, почему так по-разному дышали люди?

Дети: Один, может быть, догонял другого и задохнулся.

Воспитатель: Как вы думаете, отчего ещё человек может так тяжело дышать?

Дети: Ему тяжело идти, он слабенький.

Воспитатель: Очень важно тренировать свой организм и лёгкие, чтобы при небольшой нагрузке не задыхаться. Что мы должны делать, чтобы нам легко дышалось? (ответы детей)

Дети: Делать гимнастику, больше быть на свежем воздухе.

Воспитатель: Правильно. В душном помещении люди чувствуют себя плохо, а свежий воздух поднимает настроение, улучшает работоспособность. – Скажите ребята, а какой орган помог вам ощутить запах свежести. (нос)

-Для чего нужен нос человеку? (дышать, чувствовать запахи)

Нос – удивительный орган, он помогает нам чувствовать и различать запахи, нос очищает воздух, который через него проходит, согревает его и помогает защитить организм от инфекции. Не верите? Проходите на свои места. Смотрите - картинка нос с волосками

Внутренняя поверхность носа покрыта множеством тонких  волосков, к которым прилипают мелкие пылинки. В морозный день взрослые часто говорят- Не отрывай рот, дыши носом, как вы думаете почему? (ответы детей) (картинка сосуды носа)

Оказывается, по мелким кровеносным сосудам, которые находятся в полости носа, течёт горячая кровь. Благодаря этому холодный воздух, проходя через нос, успевает согреться и попадает в лёгкие уже тёплым. – А, что происходит, когда вы простужаетесь или болеете гриппом?  Начинается  насморк, болит горло)

-Правильно. Насморк это защитная реакция организма.

Внутренняя поверхность носа выделяет слизь, вместе с которой из организма выводятся вредные вирусы и бактерии (картинка бактерии)

-А знаете ли вы как надо ухаживать за носом (надо вытирать нос чистым носовым платком, закапывать нос каплями для носа, при попадании в нос инородного тела срочно обратитесь к врачу, при насморке нельзя сильно сморкаться)

-Чтобы научиться правильно, дышать, надо тренировать органы дыхания (физ. минутка)

                                              Раз, два, три, четыре, пять

Будем носом мы дышать.

                                               Мы вдыхаем глубоко,

                                               Выдыхаем, как легко!

                                               Выполним задание

                                               Задержим дыхание.

  Раз, два, три, четыре, пять

                                               Дышим глубоко опять.

 У здорового человека, как правило, хорошее обоняние то есть ощущение запаха, которое помогает ему узнавать предметы. Нос человека может различать очень много запахов примерно от 2-х до 4-х тысяч. Но у многих животных обоняние развито в 10 раз сильнее, чем у человека. Уже давно доказано, что почтовые голуби ориентируются на местности, в основном используя своё обоняние. Они запоминают запахи на пути перелёта и как – бы составляют для себя «карту запахов», благодаря которому могут ориентироваться на местности.

-Ребята, а какие бывают запахи? (приятные и не приятные)

-Какие вам нравятся запахи? – А какие запахи не нравятся?

(не случайно сегодня мы с вами разговаривали о носе и запахах) Король страны «Ароматов» прислал вам подарок, здесь самые сильные и яркие запахи из тех, что живут в его владениях и письмо. –Интересно, что он пишет?

«Дорогие дети! В моём королевстве великое множество жителей. Они такие разные, но, к сожалению, я их никогда не видел! Я знаю, что вы великие фантазёры и выдумщики! Пожалуйста, придумайте и нарисуйте, как могут выглядеть мои подданные- запахи и ароматы.

С уважением, король страны «Ароматов».

Вот так задачка!

Ну что же ребята давайте посмотрим, что же это за жители?

(Дети поочерёдно открывают и нюхают содержимое контейнеров и рассказывают, какие ассоциации вызывает тот или иной запах) –А теперь на минутку закройте глаза и представьте, какого жителя вы бы смогли нарисовать. Представили?

-Подойдите к столам выберите материал для работы, но прежде чем приступить, давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы в альбомах и тетрадках

Будем много рисовать. (сжимают и разжимают кулаки)

Пальцы, делайте зарядку,

чтобы  меньше уставать. (встряхивают кистями)

Приготовились, а теперь постарайтесь нарисовать те образы которые вы представили, вдыхая запах из контейнеров. (дети рисуют, звучит спокойная мелодия)

-Кого из жителей страны ты нарисовал?

(рассказы 2-3 детей)

-Вы молодцы ребята.

 Ну что же надо бы отправить жителей домой, в своё королевство. Поставьте свои ладошки и давайте отправим ваших придуманных жителей в страну «Ароматов» (картинка)

Опыт со свечой

Задача: Дать представление о значении кислорода в жизни человека.

Оборудование: Горящая свеча, стеклянная банка.

Воспитатель спрашивает детей, будут ли гореть свеча, если её накрыть банкой. При положительном ответе она предлагает провести опыт. После того как свеча в банке потухнет, воспитатель объясняет детям, что огонь сжёг весь кислород, поддерживающий горение. Как только кислород закончился, свеча погасла. Вывод: Организм человека, как большая свеча, горит, живёт, пока есть кислород. Кислород закончится – человек жить не сможет.

Опыт с листочком

Задача: Подвести к пониманию того, что всё живое дышит.

Оборудование: Лист любого растения, полиэтиленовый пакет.

Воспитатель предлагает детям определить, дышат ли растения? Он помещает листок растения в полиэтиленовый пакет и оставляет на некоторое время (лучше до вечера). Затем, по прошествии времени, воспитатель обращает внимание детей на изменения: пакет изнутри покрылся мелкими капельками влаги. После этого делается вывод о том, что все растения дышат.

                            Дидактическая игра   «Волшебная вата»

Задача: Объяснить значимость носового дыхания для предупреждения простудных заболеваний

Оборудование: Комочки ваты.

Детям предлагается при помощи носового дыхания сдунуть комочки ваты со стола. У кого получится сделать это плавно, не отрывисто, тот сможет сберечь свои органы дыхания от многих заболеваний.

Дыхательная система детей укреплялась в результате выполнения специальных упражнений дыхательной гимнастики. На занятиях физической культурой и утренней гимнастикой детям давалась возможность оценить влияние того или иного выполнения физических упражнений на укрепление дыхательной системы.

Вывод: Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым? Как нужно ухаживать за носом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства воздуха" нод в старшей группе ДОУ по экспериментированию.

                                                  «Свойства воздуха»...

Экспериментирование с воздухом для детей старшей группы.

Рассказать детям что воздух есть повсюду, показать ,что воздух занимает место. Показать ,что воздух нагревается и узнать каково давление воздуха....

Конспект НОД "Секреты воздуха."ФГОС ДО старшая группа

Познавательно-опытническая деятельность педагога и детей по выявлению свойств воздуха....

План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.

План - конспект открытого  занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...