Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Знакомим Острошу со стихией воды и воздуха» для детей старшей группы.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Экспериментально-поисковая деятельность с водой и воздухом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shkola_pochemuchek.docx19.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Знакомим Острошу со стихией воды и воздуха» для детей старшей группы.

    Цель. Развитие познавательной активности у детей, способности устанавливать причинно-следственные связи, любознательности.

    Задачи.

    • Расширять представление о стихии воды и воздуха.
    • Продолжать формировать у детей целостную естественно-научную картину мира с опорой на личный опыт детей, их исследовательские действия, аналитические способности.
    • Продолжать формировать независимость в мышлении, способствовать развитию диалогической речи для обмена информацией, ведения творческих споров, поиска объяснений, формулировки вывода.
    • Продолжать формировать элементы поисковой деятельности.
    • Формировать чувство удовлетворения от выполнения заданий. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности.

    Словарная работа. Активизация: стихия воды, стихия воздуха.

    Предварительная работа.

    - Наблюдения за водой, воздухом;

    - Экспериментально-поисковая деятельность;

    - Занятия: «Невидимка-воздух», «Волшебница вода»;

    - Разговор о четырех стихиях: воде, земле, воздухе, огне;

    - Игра «Вода, воздух, земля» (по принципу «Рыбы, птицы, звери»)

    Организация образовательного пространства.

    - В разных частях группы размещены два стола, обозначающие зону стихии воды и зону стихии воздуха.

    - Вокруг столов – стулья по количеству1/2 состава детей группы (подгруппа)

    - На стуле (или в руках воспитателя) – кукла Остроша.

    Материалы и оборудование.

    - Кукла Остроша (или иллюстрация на мольберте)

    - В зоне стихии воды:

    а) Деревянный конструктор

    б) Таз с водой

    в) Салфетки: из ткани, бумаги

    г) Деревянные игрушки маленького размера (плотики, лодки, кораблики)

    д) Металлические игрушки маленького размера, камушки

    - В зоне стихии воздуха:

    а) Деревянный конструктор

    б) Таз с водой

    в) Пустая бутылочка, закрытая пробкой

    г) Воздушные шары: надутый, не надутый

    д) Веер

    Воспитатель держит в руках куклу Острошу (или на мольберт выставляется иллюстрация Остроши).

    Воспитатель. Совсем недавно мы повстречали на необитаемом острове Острошу. У него не было друзей, он никогда не ходил в детский сад и поэтому обо всем очень мало знает.

    Давайте расскажем Остроше о стихии воды и стихии воздуха. Мне кажется, что будет очень интересно, ведь мы об этом много знаем.

    Воспитатель. Вы видите в группе 2 стола, на одном – воздушный шар, а на другом – тазик с водой. Остроша. А что это значит?

    Воспитатель. Воздушный шар обозначает стихию воздуха. А тазик с водой – стихию воды. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вода, воздух»

    Игра «Вода, воздух» (проводится 1 раз):

     - Раз, два, три – в зону воздуха беги!

     - Раз, два, три – в зону воды беги!

    Воспитатель. А теперь я назову слово, которое соответствует какой-то одной стихии. Например, кит. Где он обитает? (В воде) Куда надо бежать? (В стихию воды).

    - Самолет. Пароход. Сом. Космический корабль. Орел. Дерево.

    Остроша. А почему вы остались стоять со мной, когда услышали слово дерево?

    Дети. Потому что дерево относится к стихии земля.

    Воспитатель. Остроша! А теперь вам надо отгадать загадки о представителях какой-нибудь стихии:

    а)  В реках Африки живет

    Злой зеленый пароход.

     Кто б навстречу ни поплыл,

     Всех проглотит…(крокодил)

    б)  Прячьтесь, куры!

     В небе ясном

     Черной тенью

     Кружит … (ястреб)

    в)   Кто по небосводу

     В черной шапке до бровей?

     Кто по небу носит воду?

     Подскажи-ка нам скорей! (Туча)

    г)   –Ухвачу-ка! Проглочу-ка!

     Щелкает зубами…(щука)

    Остроша. Откуда вы все знаете? Так интересно!

    Воспитатель. А теперь разделимся на две команды.

    Дети делятся с помощью воспитателя на две команды.

    Воспитатель. В каждой зоне на полу надо выложить из деталей деревянного конструктора тот предмет, который в ней может находится. Приступаем к работе.

    Дети обсуждают и работают в течение 3-4х минут, выкладывая плоскостные или объемные постройки (лодка, ракета, самолет, плот и т.д.)

    Воспитатель (в зоне воды): Почему вы построили лодку (плот и т.п.)? Ответы детей.

    Остроша (в зоне воздуха): А почему вы построили ракету? Ответы детей.

    Воспитатель. А теперь, команды, поменяйтесь местами, перейдите из своей зоны в другую. Слушайте следующее задание. Каждая команда должна рассказать о своей стихии. Обсудите вместе, какими бывают воздух и вода, расскажите об их свойствах.

    Обсуждение детей.

    Остроша. Расскажите мне о воде.

    Предполагаемые ответы детей: Чистая вода не имеет запаха, вкуса. Вода прозрачная, хорошо растворяет соль, сахар, стиральный порошок. Вода не имеет формы, она жидкая и растекается. Вода нужна человеку, растениям, животным. Воду в реках, морях нельзя загрязнять.

    Воспитатель. Другая команда то-то хочет добавить?

    Остроша. Расскажите мне о воздухе. Мне будет очень интересно.

    Предполагаемые ответы детей: Чистый воздух не имеет запаха, вкуса, цвета. Про воздух говорят, что он невидимка, он прозрачный. Но как движется воздух можно увидеть, если помахать веером. Воздух нужен людям, животным и растениям, его нельзя загрязнять.)

    Воспитатель. Другая команда что-то хочет добавить?

    Воспитатель. Остроша! А сейчас самое интересное! Команды поменяйтесь местами! Ребята в своих лабораториях будут проводить опыты с водой и воздухом. А мы с тобой, Остроша, будем наблюдать за их экспериментами.

    Дети проводят опыты с водой, воздухом.

    Предполагаемые опыты с водой.

    - «Тонет - не тонет», «Вода – растворитель»,

    - «Из какого материала нельзя построить кораблик»

    Предполагаемые опыты с воздухом:

    - «Надуй шар», «Плавающая бутылочка», «Как в воде увидеть воздух».

    Воспитатель. Остроша! Давай послушаем наших исследователей.

    Рассказы детей об опытах (в процессе экспериментирования).

    Предполагаемые ответы детей об опытах с водой:

    - «Если опустить в оду деревянные плотики, лодки, то они не утонут, вода их выталкивает. А металлические предметы тонут сразу, они тяжелые».

    - «Вода растворила соль, сахар, получилась соленая, сладкая вода».

    - «Из бумаги и ткани нельзя построить кораблик, потому что они быстро намокают».

    Предполагаемые ответы об опытах с воздухом.

    - «Надуем шар воздухом, воздух у человека есть в организме. Можно набрать воздух ртом или носом и вдохнуть его в шарик – так шарик надуется».

    - «В пустой бутылочке оказывается есть воздух. Если бутылочку, закрытую крышкой, опустить в воду, она не утонет, в ней воздух, он легче воды. А если открыть крышку и опустить бутылочку в воду глубже, то и бутылочки будут выходить пузырьки, подниматься кверху, потому что воздух легче воды».

    - «Если подуть в трубочку, которая находится в стакане с водой, то можно увидеть воздух, он будет подниматься кверху пузырьками».

    Воспитатель. Остроша! Что же ты сегодня узнал?

    Остроша. Я узнал, что есть стихия воды и воздуха, что вода и воздух без запаха, цвета, вкуса и формы. Воду и воздух надо беречь и не загрязнять. Я научился у ребят делать опыты!

    Только я не понимаю, куда вода девается зимой? (Зимой она превращается в лед, а весной лед растает и снова появится вода).

    А что будет, если не будет воды и воздуха? (Все живое погибнет, потому что без воды и воздуха жизни нет).

    Все было очень интересно. Я много узнал. А что вы мне расскажите в следующий раз?

    Воспитатель. А в следующий раз дети расскажут тебе о стихии огня и стихии земли.

    Я рада, ребята, что вы научили Острошу чему-то новому. Я предлагаю вам с мамами, папами найти загадки о земле, огне, чтоб в следующий раз загадывать  Остроше.

                                                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» по мнемотаблице (ОО «Речевое развитие») Старшая группа (5-6 лет)

    Данное занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Осень". Проводя с дошкольниками  занятие, мы создаем условия для развития умения заучивания стихотв...

    Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине» для детей старшей возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" ФЭМП.

    Закреплять умение располагать предметы до 7 в возрастающем и убывающем порядке. Закреплять умение определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: при...

    Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки: «Жихарка» для детей старшего возраста.

    Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характеры героев. Учить правильно строить ответ на вопрос, отвечать полным...

    Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Морское путешествие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в подготовительной к школе группе

    Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области художественно – эстетического развития (аппликация с элементами конструирования) для детей старшей группы

    Тема: «Быстрокрылые самолеты»Цель: Развитие интереса к изобразительной деятельности, совершенствование умений в аппликации и конструировании из бумаги.Задачи:1. Закреплять у детей умение п...