Конспект организованной образовательной деятельности по профилактике нарушений осанки и укреплению опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста (с элементами психогимнастики и смехотерапии)
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Прудникова Василиса Станиславовна

Авторская разработка комплекса психогимнастических упражнений направленных на профилактику нарушений осанки у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №11 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект организованной образовательной деятельности по профилактике нарушений осанки и укреплению опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста (с элементами психогимнастики и смехотерапии) 

Тема ООД: «Здоровые спинки через веселые разминки»

Прудникова Василиса Станиславовна

воспитатель (первая квалификационная категория)

Санкт-Петербург

2015

Тема ООД: «Здоровые спинки через веселые разминки»

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация».

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: Способствовать профилактике и коррекции нарушений осанки посредством пластической гимнастики, психогимнастики и смехотерапии.

Программные задачи:

  1. Развивать мышечную систему опорно-двигательного аппарата, способствовать его самовытяжению путем выполнения пластических упражнений под музыку («Здоровье», «Физическая культура», «Музыка»).
  2. Развивать силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса, добиваться их симметричной работы в подтягивании за предметом лежа на спине/животе; («Здоровье», «Физическая культура»).
  3. Способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения через смех («Физическая культура», «Здоровье»).
  4. Способствовать развитию зрительно-моторной координации, динамического равновесия в ходьбе между предметами и по канату, приставными шагами вперед («Познание»).
  5. Закреплять употребление в речи слов-антонимов («Коммуникация»)
  6. Закреплять навыки произношения звуков «С» и «Ш» («Коммуникация»)
  7. Развивать связную речь, мышление, память, зрительное восприятие, воображение в беседе о позвоночнике. Закреплять знания о причинах возникновения заболеваний и способах профилактики «искривлений позвоночника». («Коммуникация», «Здоровье», «Познание»).
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения; привычку к здоровому образу жизни («Социализация», «Здоровье»).

Планируемые результаты: ребенок удерживает правильную осанку за счет развитой мышечной системы; владеет ритмичностью; удерживает равновесие в ходьбе по канату и между предметами; употребляет в речи слова – антонимы; правильно произносит звуки «С» и «Ш»; умеет поддерживать беседу, владеет знаниями о позвоночнике; проявляет дружеские взаимоотношения.

Материал к занятию: кукла би-ба-бо ежик; удочка; тонкий канат; музыкальный центр с фонограммами детских мелодий; плакаты с изображением осанки и ее нарушений.


Ход занятия:

 

Структура занятия

Задачи

Содержание работы

Методика проведения

Длительность

Вводная часть

1. Пробуждение после дневного сна и подготовка организма к занятию

1. Пробуждение детей. Психогимнастика.

2. Игровая мотивация. Дыхательная гимнастика.

3. Повороты головы.

И.П.: лежа на спине, голова прямо, руки вдоль туловища.

1- поворот головы влево

2- и.п.

3 – поворот головы вправо

4 – и.п.

4. Наклон головы вперед, назад.

И.П.: тоже

1- наклон головы вперед

2 – и.п.

3 – наклон головы назад

4 – и.п.

5. Хватательные движения руками.

И.П.: тоже

1- резко выпрямляем одну руку наверх и сжимаем пальцы в кулак

2- тоже, другая рука

Дети находятся в кроватях после дневного сна. Звучит музыка для релаксации «звуки леса».

1. Воспитатель:

-Мы реснички поднимаем, глазки наши открываем.

Одеяло убираем и спокойно отдыхаем.

Дышим ровно, глубоко

Это делать нам легко.

Шея не напряжена, а полностью расслаблена…

(пауза)

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Мы проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись!

Потянулись снова, будем мы здоровы!

(Дети выполняют  движения соответственно «инструкциям» воспитателя»)

Воспитатель:

-Ребята, пока Вы спали, к нам в группу пожаловал гость. Отгадайте, кто он!

Нет ушей, не видно ножек.

Шар в колючках – это….

(дети отвечают – ежик).

Воспитатель:

-Познакомьтесь с нашим гостем. Это ежик Степан.

Наши повара приготовили для Вас вкусный полдник, а ежик Степа почувствовал его аромат и забежал к нам в детский сад.

Давайте и мы с Вами попробуем почувствовать этот вкусный запах.

Сначала разогреем носик – потрем его ладошкой круговыми движениями в одну строну, затем в другую сторону. (дети растирают нос ладонью круговыми движениями по часовой стрелке и против часовой стрелки).

Воспитатель: Молодцы, теперь наш носик будет хорошо дышать. Давайте «поймаем» вкусный запах носиком.

Делаем глубокий, медленный вдох

Затем – медленный выдох.

Вдох и выдох (воспитатель увеличивает темп, доводя дыхание до «собачьего» типа).

Ребята, давайте найдем, с какой стороны идет вкусный запах: повороты головы влево, вправо.

Воспитатель следит за темпом выполнения упражнения.

- наклоняем голову вперед, пока подбородок не коснется груди

- наклоняем голову назад, подбородок «смотрит» наверх.

Выполняем упражнение в медленном темпе.

Воспитатель следит за темпом выполнения упражнения, за резкостью движений кистей рук.

20 сек

2 мин

6 раз

6 раз

15 сек

Основная часть

1. Укрепление мышц спины и брюшного пресса, расслабление позвоночного столба.

2. Расширять представления детей о строении и функциональном назначении позвоночника.

3. Укрепление мышц плечевого пояса. Снятие эмоционального напряжения.

4. Увеличение подвижности в локтевых суставах. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса. Снятие эмоционального напряжения.

5. Укрепление боковых мышц туловища.  Закрепление пространственных представлений – вправо – влево

6. Укрепление мышц рук и плечевого пояса. Закрепление навыка произношения звуков -«С» и «Ш». Развитие координации речи и движения.

7. Развивать  подвижность позвоночника в поясничном отделе.

8. Развивать зрительно-моторную координацию движений и ориентировку в пространстве на  зрительный ориентир. Способствовать самовытяжению позвоночника.

9. Развитие дыхательной мускулатуры. Побуждать к брюшному дыханию.

1. Сгибание и разгибание туловища.

И.П.: лежа на боку, туловище прямое

1- согнули туловище вперед, ноги согнули в коленях, руками обняли ноги

2 – и.п.

3 – прогибаем туловище назад, согнутые в коленях ноги отводим назад, руками коснуться ступней

4 – и.п.

2. Демонстрация плакатов с изображением позвоночника. Беседа на тему функций позвоночника.

3. Упражнение «Дразнилки»

И.П.: сидя на коленях, руки согнуты в локтях, за голову, локти в стороны.

1 – соединили локти пред лицом (лицо закрыли).

2 – развели локти в стороны – назад, показали смешную рожицу

4. Упражнение «Шумные моторчики»

И.П.: сидя на коленях, руки лежат на коленях.

- выполняем вращательные движения руками, согнутыми в локтях, имитируем звук двигателя самолета.

5. Упражнение «Самолеты отправляются в полет»

И.П.: сидя на коленях, прямые руки в стороны.

1- поворот туловища вправо

2- и.п.

3- поворот туловища влево

4- и.п.

6. Упражнение «Набираем высоту».

И.п. – сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1 – полечу я  высоко, с-с-с  - прямые руки вперед-наверх, встали на колени

2 – полечу я  низко, ш-ш-ш – прямые руки  вниз, сели на колени

3 – полечу я  далеко, с-с-с – прямые руки вперед-наверх, встали на колени

4 – полечу к сосиске, ш-ш-ш - и.п.

7. Упражнение «Голодная рыбка»

И.П.: сидя, ноги врозь, руки вдоль туловища

1- наклон туловища к одной ноге, коснуться пальцев ноги

2- и.п.

3 – наклон туловища к другой ноге, коснуться пальцев ноги

4 – и.п.

8. Упражнение «Веселая рыбалка»

И.П.: сидя, ноги врозь, руки наверх.

Дотянуться до ленточки, подвешенной на удочке. Поймать ее.

9. Дыхательное упражнение «Тянем потянем, вытянули!»

И.П.: сидя ноги врозь, руки вдоль туловища

1- наклон вперед, прямые руки вперед ух-х-х-х

2 – и.п. вдох и-и-и

Воспитатель:

Ребята, посмотрите! Ежик Степа свернулся в клубочек. Похоже, его что-то напугало. Может близко лиса. Давайте и мы попробуем спрятаться от лисы как ежик. Свернемся в «клубочек».

Упражнение выполняем в медленном темпе. Воспитатель следит за точностью выполнения упр., оказывает помощь детям, испытывающим затруднения при выполнении упражнения.

Дети сидят на кроватях. Воспитатель напоминает про правильную осанку.

Воспитатель:

Ребята, как Вы уже знаете, круглая спина помогает ежику защитить себя от хищников. Как Вы думаете, а полезно ли человеку ходить или сидеть с круглой спиной?

(ответы детей)

Воспитатель:

Действительно, если мы будем постоянно ходить с круглой спиной, заболеет наш главный друг и помощник – позвоночник.

Ребята, посмотрите на эти рисунки (плакаты с изображением здорового и искривленного позвоночника). Что на них изображено? (ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы, а теперь отгадайте мою загадку:

-В организме, что у нас

Как у здания каркас?

Что стоять нам помогает,

Став опорою для нас? (ответ детей).

Воспитатель:

Позвоночник – наша опора. На что он похож? (похож на палку, карандаш, столб).

Ребята, а если мы всегда будем ходить с такой круглой спиной как у ежика, что произойдет с позвоночником? Какой он станет? (кривой, неровный, согнутый, как крючок, как кривое дерево).

А чтобы этого не произошло, что мы должны делать? (упражнения, следить за тем как мы ходим, как стоим, как сидим и держим спину).

Давайте покажем ежику Степе веселые упражнения, которые помогают нашим спинкам оставаться ровными.

-Чтобы ровной стала спинка

Сделай веселую разминку!

На спинку ляг, но не зевай,

А за мною повторяй!

Воспитатель побуждает детей делать разные смешные рожицы. Стремиться вызвать как можно больше смеха.

Воспитатель следит за темпом выполнения упражнения.

Поворачиваем туловище как можно дальше назад.

Воспитатель следит за амплитудой движений.

Стоять на коленях устойчиво, руки прямые, напряжены.

- движения выполняются в ритм слова.

- следить за симметричным выполнением  упражнения

Воспитатель:

Приземляемся на чудесное озеро и превращаемся в голодных рыбок. Пошевелим пальцами ног. Посмотрите, пальцы превратились в червячков. А мы с Вами в очень голодных рыбок. Давайте поймаем всех червяков.

Воспитатель – рыбак. Держит удочку с наживкой. Дети – рыбки, пытаются ее поймать, не меняя и.п.

Воспитатель:

Ребята, теперь Вы сами превратились в рыбаков. Поймали на крючок очень большую рыбу. Попробуйте вытащить ее из воды.

6 раз

3 мин

6 раз

15 сек

6 раз

2 раза

6 раз

1 мин

4 раза

Заключительная часть

1. Закреплять знания о строении собственного тела. Расширять тактильные ощущения через прикосновение к разным участкам тела. Повышать самооценку.

2. Способствовать развитию глазодвигательной координации, динамического равновесия. Формировать навыки партнерства, взаимопомощи.

Поглаживание и растирание различных участков тела.

2. «Дорожка».

Ходьба парами между предметами (тапками); ходьба парами по канату, лежащему на полу, приставным шагом вперед, стараясь не потерять равновесие.

Воспитатель:

Рыбу наконец достали,

И немножечко устали.

Ляжем, вместе отдохнем,

Волшебный утюжок возьмем.

Погладим себя по голове, плечам, погладим локти, кисти рук, живот, ноги, коленки…

Любимые ножки к себе прижали, руками обняли, покатались из стороны в сторону как колобки (дети прижали колени к груди, обхватили их руками и выполняют перекаты влево, вправо).

А теперь потянулись, как струны натянулись. Выдохнули и встаем с кроватей.

(дети встают с кроватей и видят, что их тапки потерялись).

Воспитатель:

Посмотрите, ребята. Пока Вы спали, Ваши тапочки играли. Они построили для Вас веселую дорожку. Хотите узнать куда она ведет? Тогда найдите себе друга, возьмите его за руку и вместе с ним пройдите весь путь. Не забывайте держать спину ровно и помогать друг другу. Счастливого Вам пути! (дети проходят парами по дорожке между расставленных тапочек и по тонкому канату в ванную комнату, где их ждут подарки (мыльные пузыри)).

2 мин

3 мин


Используемая литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
  2. «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки». Программа под редакцией Г.А. Халемского;
  3. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Н.Н. Ефименко
  4. Методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Как у наших у ворот» (старший дошкольный возраст)

Задачи: познакомить детей с народными приметами, обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Продолжать учить отгадывать загадки; играть в русскую народную игру; драматизировать русские народн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по городу Белгороду на тему «Мой родной город Белгород» для детей старшего дошкольного возраста на основе ФГОС ДО

Воспитатель в роли экскурсовода провел экскурсию по городу Белгороду с детьми подготовительной группы.Перед экскурсией рассмотрели карту РФ. Затем узнали интересные факты достопримечательностях, говор...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» для детей среднего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей  №2...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Птички на ветке» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развуитию речи на теме: “Цветик-семицветик” В. Катаева для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: развитие речи.

Цель: Создать условия для знакомства детей с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик». Задачи:  продолжать учить детей правильно воспринимать художествен...