Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кутузова Лидия Владимировна

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов». Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lida_konspekt_1.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов».

Задачи:

-закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха;

- на основании опытной деятельности формировать понимание того что человек не может жить без воздуха;

-закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, значение чистого воздуха для здоровья человека ,некоторые правила экологической безопасности;

- закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные  связи; развивать любознательность ,наблюдательность мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;

- развивать интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование и материалы: вывеска «Лаборатория»  оборудование для проведения опытов: воздушные шарики, шарики для пинг-понга, пластиковая бутылка , три стеклянных сосуда с водой, спираль из бумаги, картинки с изображением проведенных опытов, халаты для детей и воспитателя.

Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха.

Словарная работа: лаборатория, газ, кислород, реактивная сила.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в науку и посетим « Научную лабораторию». Вы знаете, что такое лаборатория? В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующего лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории ( надеваем халаты). Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:

1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя;

2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим;

3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус;

4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи все на место;

5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы будем исследовать, вы узнаете из загадок

Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что пройдет в любую щель.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Что это?

Правильно, воздух. Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники продолжили изучение свойств воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям и животным. И если нужен, то какой.

Опыт 1 «Воздух находится повсюду, он занимает любое свободное пространство»

Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку. Опустите бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрите, что будет с водой. Из горлышка выходят пузырьки – это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыт 2  «Даже такие на первый взгляд невесомые вещества, как воздух, имеют вес»

Положите на чаши весов надутый воздушный шарик и не надутый. Больше будет весить и шарик, надутый воздухом.

Опыт 3 «Воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается»

Для опыта возьмите по маленькому пакетику сока с дырочкой для трубки. Выпейте через трубочку сок из пакетика. Продолжайте тянуть через нее воздух. Посмотрите, что произойдет: когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Выньте соломинку – стенки снова разойдутся, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотрите, что произойдет с пакетиком, если вдуть в него еще больше воздуха.

Опыт 4 «Воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места»

Возьмите по шарику для пинг-понга и сделайте в нем вмятину. Теперь положите его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расшириться и выпрямит вмятину.

Опыт 5 «Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, то доносит запахи до наших носов»

Для того чтобы почувствовать в помещении, что воздух движется, достаточно помахать на себя листом бумаги, сложенным в форме веера. На улице мы также чувствуем движение воздуха – это ветер, который приносит различные запахи.

Опыт 6 «Воздух способствует распространению звуков»

Подуйте над горлышком пустой бутылки – получится какой-то звук. Звуки распространяются благодаря колебаниям воздуха. Когда вы дуете над горлышком, то заставляете вибрировать воздух внутри бутылки. Он производит звук.

Налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук. Чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха останется в ней. Меньше количество воздуха вибрирует быстрее, поэтому получится более высокий звук.

Опыт 7 «Воздух легче воды»

В резиновых игрушках внутри воздух. Попробуйте «утопить» их в тазу с водой. Они будут всплывать.

Опыт 8 «Воздух делает предметы упругими»

Возьмите надувной мяч и постучите им об пол – он будет упруго отскакивать от него. Попробуйте выпустить из него немного воздуха – упругость утратится.

Физкультминутка

Танец «Лунатики» разученный ранее.

Опыт  9 «Человеку и животным необходим воздух»

Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Долго ли вы смогли находится без доступа воздуха? Действительно,  человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем!

Человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто не позволяет нам задохнуться?

А сейчас, сотрудники научной лаборатории, давайте подумаем и сделаем вывод: как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чистый?

Ребята, оказывается, воздух может быть как полезным, так и вредным.

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель показывает картинки с изображением ситуаций, когда воздух выступает как помощник человека и тогда наносит ему вред.

Итог занятия:

- о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали?

- нужен ли воздух всем живым организмам? Какой именно?

- понравилось ли вам работать в лаборатории?

Рабочий день в лаборатории подошел к концу. Всем сотрудникам в качестве награды за труд я дарю мыльные пузыри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".

Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород....

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, его свойства и значение для живых организмов»

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию, который позволяет обобщить представления детей о воздухе и его свойствах....