«Организация патриотических уголков в ДОУ»
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Чернова Татьяна Николаевна

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ.»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernova_patrioticheskoy_ugolok_v_dou.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация патриотических уголков в ДОУ»

Автор – Чернова Татьяна Николаевна, воспитатель

Содержание

Пояснительная записка

2

Содержание патриотических уголков в ДОУ

5

Игры в патриотическом уголке группы

7

Генеалогическая тема в патриотическом уголке группы

8

Военно-историческая тема и тема достижений России в патриотическом уголке группы

8

О великих земляках и других достопримечательностях в патриотическом уголке группы

10

Символы России и населенного пункта в патриотическом уголке группы

11

Особенности работы с детьми в патриотическом уголке

12

Пояснительная записка

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ.»)

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая проводится в ДОУ, по формированию чувства патриотизма.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления).

Педагоги и родители должны помнить, что воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.

Актуальность

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Дошкольный период наиболее благоприятен для патриотического, духовно-нравственного и эстетического развития ребенка. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края и их особенностях. Процесс познания и усвоения должен начинаться, как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через произведения декоративного искусства. Красота родной природы, особенности быта разных национальностей, их всесторонний талант предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Самарской области невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народов Поволжья, наглядно демонстрирует его эстетические и духовные ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Но положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь лишь в результате согласованных действий педагогов и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания.

Поэтому целью работы является:

  1. Снятие барьеров между детским садом и семьей, формирование нравственно-патриотических качеств личности ребенка на основе совместной творческой деятельности по изучению и освоению традиций, духовно-нравственной и этнической культуры Самарской области, достижение единства требований ДОУ и семьи в воспитании детей.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Самарской области, России, формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания, формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, стране.
  4. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Задачи:

  1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к дому, семье, детскому саду, улице, родному городу Нефтегорску, Самарской области.
  2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  3. Воспитывать уважение к труду людей. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
  4. Развивать интерес к русским традициям и промыслам – формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  5. Формировать элементарные знания о правах человека.
  6. Расширять представления о городах России.
  7. Знакомить детей с Государственными символами России и Самарской области (герб, флаг, гимн)
  8. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
  9. Формировать толерантность, чувство уважения к традициям других народов.
  10. Ориентировать семью на нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Содержание патриотических уголков в ДОУ.

Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, на наш взгляд, является правильная организация патриотического уголка в группе.

  • Уголок любимой игрушки.
  • Совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе).
  • Правила поведения в группе (игра «что такое хорошо и что такое плохо»)
  • Альбомы: «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Моя Россия»
  • Папки-передвижки: «Праздники города Нефтегорска».
  • Русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т.д.), музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т. д.).
  • Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
  • Выставки работ родителей и детей «Мы живем в Нефтегорске», «Моя Родина – Россия».
  • Труд взрослых (врач, повар, почтальон, пожарный, милиционер, военный).
  • Фотографии города, улиц.
  • Символика (гимн, герб, флаг России).
  • Представление о стране, области, городе (достопримечательности).
  • Народы России, народное творчество (костюмы, игрушки, песенки и т.д.).
  • Известные люди Нефтегорска, России.
  • Подвиги трудовые, боевые.

Необходимо грамотно отбирать материал для патриотического уголка, он должен вызывать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры.

Серьезную помощь в организации патриотического уголка могут оказать родители.

Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то с помощью компетентной педагогической работы со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране, ведь главное в  патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,  дому и семье, к истории и культуре своей страны.

Специально организованные патриотические уголки в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
  • целесообразность размещения «экспонатов», доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Игры в патриотическом уголке группы

Что может содержать патриотический уголок в подготовительной группе? Конечно, игры. К примеру, классическая игра «Одень куклу». Девочки, да и мальчики, могут облачать кукол в национальные костюмы народов Российской Федерации, которые живут именно в нашем регионе. И, конечно же, играть с ними: например, петь заранее разученные народные песенки, рассказывать народные сказки и потешки.

В патриотическом уголке можно поместить игру «Профессии». В рамках изучения профессий сделать акцент на таких профессиях, как учитель, врач, военный как защитник Родины, пограничник, а также на других общественно значимых профессиях. Важно, чтобы дети знали не только, что делают взрослые этих профессий, но и для чего они это делают: для счастливой и безопасной жизни всех людей нашей страны.

Многие игры, на первый взгляд никак не связанные с любовью к Отечеству, можно подвести под патриотическое воспитание дошкольников. Ту же дидактическую игру «Сложи букву», во время которой дети из элементов складывают целую букву. А почему бы в связи с этим не рассказать детям о славянской азбуке и ее создателях, братьях Кирилле и Мефодии? Важно, чтобы сам воспитатель был, как говорится, «в теме», чтобы он понимал и чувствовал момент, когда что-либо можно сказать или показать детям в дополнение к материалу.

А что более современное можно поместить в уголок патриотического воспитания?

Генеалогическая тема в патриотическом уголке группы

Совместно с родителями и воспитанниками можно составить генеалогическое древо «Мой род». Эта работа подведет своеобразный итог предшествующим занятиям, на которых, в числе прочих понятий, будут раскрыты такие как «мать», «отец», «дети», «внуки», «семья», «родственники», «род», «родословная», «родной язык», «народ», «родина», «Отечество». Важно, чтобы дети поняли, как связаны эти понятия, что из чего проистекает и чем продолжается, что будет, если прервать все это.

Военно-историческая тема и тема достижений России в патриотическом уголке группы

Отражение военных тем тоже должно иметь место в патриотическом уголке. Ведь в истории нашего государства было немало войн. И изо всех русский народ рано или поздно выходил победителем. О славных подвигах предков, о богатырях, чьи подвиги воспеты в былинах, об оружии и оружейниках прошлых столетий и современных военных установках, машинах, вооружении, оружии и их конструкторах обязательно должны знать и мальчики, и девочки.

Может быть, в патриотическом уголке появятся модели оружия, вооружения, боевых машин, а также экипировки воинов разных эпох. Уместны будут материалы о полководцах, военных конструкторах, создателях лучшего в мире оружия. Все это пробудит интерес к военным темам и создаст предпосылки того, чтобы мальчики в будущем с желанием служили в Вооруженных силах, а может быть, стали профессиональными военными.

Развивая военно-историческую тематику, можно рассказать детям и о понтонных мостах, по которым передвигаются люди и техника через любые водные преграды, и о том, почему понтоны непотопляемы. Или поведать о полевой кухне, которая впервые появилась именно в русской армии сравнительно недавно, только в Первую мировую войну. И несколько полевых кухонь были подарены французам, в то время нашим противникам. И таких тем много, был бы интерес, который от воспитателя передался бы детям.

Помогут и мультфильмы в знакомстве с историей нашей страны с древнейших времен до современного времени. Таких развивающих мультфильмов для детей к настоящему времени создано очень много. Ребята должны понимать, что русские воины всегда использовали оружие только для защиты государства. Для того чтобы обеспечить мирную жизнь страны, армия всегда должна быть готова дать отпор любому завоевателю.

Важно воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, за достижения соотечественников в различных областях. Это также можно сделать с использованием мультфильмов. К примеру, советский мультфильм «Самый маленький» рассказывает о первом самолете, а, как известно, самолет – дело русского изобретателя Игоря Сикорского. Только нужно учитывать, что по названию мультфильма не всегда можно понять, о чем пойдет речь. И чтобы подобрать нужные мультики, нужно обратиться не только на сайты, где собраны описания обучающих мультфильмов, но и к знатокам мультипликации, на форумы.

Чтобы воспитанники могли сами выбирать те мультфильмы, которые им хочется посмотреть, можно сделать небольшую книжку-раскладушку. Каждую страничку посвятить одному мультфильму. Краткое описание и небольшая иллюстрация к мультфильму чуть-чуть расскажут о содержании фильма и заинтересуют детей. Если кто-либо из старших дошкольников уже умеет читать, то он сможет и сам получить необходимую практику чтения, и другим детям помочь выбрать мультфильм для просмотра. Полезно будет сделать такую книжечку в двух экземплярах: одним постоянно будут пользоваться дети, а другой будет у воспитателя.

О великих земляках и других достопримечательностях в патриотическом уголке группы

Конечно, не целыми днями мультики смотреть, пусть и серьезные. В патриотический уголок в ДОУ уместно будет поместить материалы о знаменитых людях, родившихся или живших в родном городе. Это могут быть портреты и иллюстрации того, что связано с именами знаменитых земляков. Возможно, предстоит (или была проведена) экскурсия, рассказывающая о местных знаменитостях. Материалы патриотического уголка помогут пробудить интерес к предстоящему событию или расширить и закрепить уже полученные знания. К примеру, человек был поэтом, возможно, сочинял и для детей. Стихотворения будет уместно разучить с воспитанниками, а книжки поместить в уголке, чтобы дети смогли их посмотреть или даже прочесть. А может быть, земляк был художником, тогда, наверняка, есть и репродукции картин, доступных детскому восприятию.

Отметим, что патриотический уголок в детском саду может содержать материалы не только об истории населенного пункта, а и о том, благодаря чему город, поселок или село полезны государству. Может быть, в городе работает ряд важных предприятий. Чтобы это сделать, нужна глубокая информация, как говорится, «по теме». И тогда дети будут восхищаться и гордиться своей малой родиной, своими родными, близкими, которые ежедневно приносят пользу стране, и естественно, дети будут стараться быть похожими на взрослых. Кроме того, важно, чтобы дети понимали, что приносить пользу Отечеству можно в любой сфере деятельности: как на гражданском, так и на военном поприще.

Символы России и населенного пункта в патриотическом уголке группы

Символика России и населенного пункта, карты и символы города, области и государства – все это тоже более чем уместно в патриотическом уголке. Важно детям объяснить, как за много веков сравнительно небольшая Русь приросла такими огромными территориями, и сегодня это самое большое в мире государство. Дети должны знать и понимать, что это было освоение земель и добровольное присоединение народов, а не военное вторжение. В этой связи можно рекомендовать цикл мультфильмов «Гора самоцветов», в котором собраны интереснейшие сказки многих народов, населяющих Российскую Федерацию. Важно донести до детей, что плохих народов не бывает, что свою культуру и культуру других народов надо уважать и беречь. И что, только живя в мире и согласии, мы можем жить долго и сохранить нашу общую Родину.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Особенности работы с детьми в патриотическом уголке

Воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина – Россия». Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок.

Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке.

Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину. Только постоянная и планомерная совместная работа работников ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.

Конечно, обо всем этом дети узнают в школе, но основы необходимо заложить сейчас, наполняя патриотическое воспитание в детском саду богатым содержанием. Материалов можно собрать предостаточное количество, главное, чтобы они вовремя заменялись, и чтобы детям постоянно было легко и интересно узнавать все больше нового о своей родине. Очень много зависит от широты кругозора, заинтересованности темой самих педагогов, от тех возможностей, которые могут увидеть и воплотить в жизнь сами взрослые.

Литература

  1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватман В. П., - Волгоград, 2008.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
  3. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация патриотического уголка.

Патриотическое воспитание сегодня — одно из важ­нейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день...

Положение о конкурсе для педагогов "Модернизация патриотического уголка"

Организация предметно – развивающей среды в группе. Повышение уровня и качества работы с детьми по патриотическому воспитанию.Обогащение опыта работы воспитателей по патриотическому воспитанию....

Презентация патриотического уголка. Средняя группа «Б» Воспитатель: Липина Ольга Анатольевна

Патриотическое воспитание сегодня — одно из важ­нейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день...

Организация Патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

В статье описывается организация Патриотического уголка в группе детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Особенность организации патриотического уголка в средней группе ДОУ

Особенность организации патриотического уголка в средней группе ДОУ...

Моделирование РППС в дошкольной организации для детей младшего возраста (патриотические уголки)

Создание в группах младшего возраста ДОО единого образовательного пространства для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования....