План самообразования по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Чевычелова Екатерина Владимировна

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно, активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Именно ФГОС предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_samoobrazovanie.docx102.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ужурский детский сад №3 «Журавленок»

План самообразования по теме:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

https://2.bp.blogspot.com/-UAnI8-wxY44/XKdGAw80gqI/AAAAAAAAAAM/jLc_tbXlCQohixcB52I_kt8KRw5lhiKCQCLcBGAs/s1600/123.jpg

Составила воспитатель:

Чевычелова Е.В.  

2019-2020 гг

  1. Ф.И.О.  Чевычелова Екатерина Владимировна, воспитатель подготовительной группы.
  2. Продолжительность: 01.09.2019 – 25.05.2020г
  3. Форма работы: индивидуальная, групповая

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно, активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Именно ФГОС предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие.

В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Исследования Н. Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена:

- выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности ребенка;

- важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;

- необходимостью реализации ФГОС;

- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности через экспериментирование.

Таким образом, идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.

Цель: создать модель развития познавательной активности через экспериментальную деятельность дошкольников.

Задачи:

- изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;

- проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности, выявить причины низкого уровня развития познавательного интереса дошкольников;

- усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно-развивающую среду группы;

- провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.

Этапы проработки теме:

Подготовительный: изучение литературы по выбранной теме.

Основной: реализация поставленных задач.

Аналитический: оценка и анализ деятельности, перспективы.

Предполагаемые результаты:

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
  2. Разработаны познавательные проекты на основе исследовательской деятельности..
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека опытов и экспериментов, конспекты занятий с элементами экспериментирования, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. У ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
  2. У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
  3. У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
  4. Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
  5. Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
  6. Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

План работы 2019 — 2020 г.

  1. Этап - подготовительный

Формы работы

Практический выход

1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг статей из журналов

2.Разработка плана по теме самообразования

План самообразования

3.Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

Конспекты занятий, проекты фотовыставки

4.Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Мини лаборатория – оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

2. Этап - основной

1.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности

2. Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов в свободное время

3.Проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Оформление презентации проекта

4. Проект «Волшебное семечко»

Выращивание рассады для летнего огорода

5. Работа с родителями

Папка передвижка «Хочу все знать»

6. «Моя  семья в лесу»

Тематическая фотовыставка

Сентябрь

  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Составление перспективного плана работы.

Октябрь

  • Опыты и эксперименты с воздухом

1. Сколько весит воздух?

2. Можно ли поймать воздух?

3. Чем пахнет воздух?

4. Бывает ли воздуху холодно?

5. Полет ракеты в космос.

6. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

7. Как надуть воздушный шарик в бутылке?

8. Упадет – не упадет?

Ноябрь

  • Опыты и эксперименты с водой

1. Какую форму принимает вода?

2. Есть ли у воды вкус, запах и цвет?

3. Испарение воды.

4. Почему плавает подводная лодка?

5. Что такое гидравлика? Можно ли поднять книгу, не трогая ее руками?

6. Делаем облако.

7. Куда делись чернила? Превращения.

8. Чудесные спички.

Декабрь

  • Опыты и эксперименты с камнями

1. Какие бывают камни?

2. Твердый камень.

3. Тонет – не тонет.

4. Меняют ли камни цвет?

5. Теплый камешек.

6. Рисующие камни.

7. Легкий – тяжелый.

8. Прочный камешек.

Январь

  • Опыты и эксперименты с тенью

1. Чем отличается солнечная сторона от теневой?

2. Солнечные часы.

3. Почему тени перемещаются?

4. Макет Земли.

5. Теневой портрет.

Февраль

  • Опыты и эксперименты со снегом и льдом

1. Нужен ли растениям снег?

2. Снег и лед.

3. Лед и соль.

4. Сколько воды получается из снега?

5. Замерзание жидкостей.

6. Что тяжелее: снег или лед?

7. Откуда берется иней?

8. Освобождение пуговицы из ледяного плена.

Март

  • Опыты и эксперименты (разное)

1. Танцующая фольга.

2. Секретное письмо.

3. Вдвоем веселее.

4. Тайный похититель варенья.

5. «Водоплавающее» яйцо.

6. Как сделать радугу?

7. Куда делся запах?

8. Необычное рисование.

Апрель

  • Опыты и эксперименты с растениями

1. Для чего корешки?

2. Как увидеть движение воды по корням растений?

3. Нужен ли корням растения воздух?

4. Запасливые стебли.

5. Как вода движется к листьям?

6. Сколько воды пьет растение?

7. Нужно ли тепло растениям?

8. Как и чем дышит растение?

Май

  • Опыты и эксперименты с песком

1. Свойство сухого песка.

2. Свойство мокрого песка.

3. Песочные часы.

4. Ветер и песок.

5. Песчаный конус.

6. Волшебный рисунок.

7. Куда исчезла вода?

8. Окраска песка.

Перспективное планирование составлено на основании программ:

• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

• О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

• Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»)

• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

3. Этап аналитический 2020 г.

Выпуск брошюры по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная  деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.        

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Отчет по самообразованию. По теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиПовысить уровень педагогиче...

План по самообразованию по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Методическая разработка для развития познавательной активности детей 5-7 лет  . Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает активизировать познавательную деятельность, строить от...

План по самообразованию на тему «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...

План по самообразованию на тему «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...