Отчет по самообразованию. По теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Повысить уровень педагогического мастерства через:
Изучение научно-педагогической литературы по исследовательской деятельности и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
План работы по самообразованию на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
По теме:
«Экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников»
МДОУ «Детский сад № 4»
воспитателя Шведовой А.С.
г.Саратов 2018-2019 уч.год
План воспитателя МДОУ «Детский сад №4»Шведовой А.С. по самообразованию
на 2018-2019 учебный год.
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Повысить уровень педагогического мастерства через:
Изучение научно-педагогической литературы по исследовательской деятельности и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы. Этапы работы | Практические результаты |
Изучение методической литературы и интернет ресурсов | Сентябрь | Самостоятельная детальность педагога. 1. изучение традиционных методик; 2.современный взгляд на проблему; 3.Опыт работы педагогов других ДОУ; | Изучила дополнительную литературу: 1.Рыжова Л.В.: Методика детского экспериментирования из-во: Детство-Пресс 2017г. 2. Дмитриева Е. А. : Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Из-во: Сфера, 2018 г. 3. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006. 4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004 5. Горошилова, Шлык: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 3-7 лет. Перспективное планирование из-во: Детство-Пресс 2018г. |
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс | Октябрь | Совместная работа с педагогом- напарником ,старшим воспитателем ,специалистами ДОУ 1.Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 2.Подбор пособий и наглядного материала, создание картотеки(дидактических, настольно-печатных игр и др.) 3.Разработка современного плана работы группы по месяцам (по теме самообразования) | 1.Выбрала методы работы с детьми: Словесный метод (Рассказ, беседа, инструктаж и др.) Практический метод Наглядный метод Провела диагностику детей (образовательная область «Познание») с целью выявления уровня познавательной активности. 2.Изготовила: - дидактические игры по познавательному развитию («из чего сделано?», «Где прячется вода?», «Волшебные рукавички»); - дидактические пособия: картотек опытов и экспериментов для старших дошкольников: -воздух -песок и глина -вода - алгоритм проведения опытов и экспериментов - правила безопасности при проведении опытов; |
ПЛАН РАБОТЫ НА НОЯБРЬ-МАЙ 2017 - 2018гг | |||
Ноябрь Декабрь Январь Февраль | Совместная работа педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями | Экспериментирование с водой Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме. Эксперименты и опыты
Изготовление цветных льдинок. Экспериментирование с воздухом Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Эксперименты и опыты
Чем пахнет воздух? Подготовила консультацию для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | |
Распространение опыта среди педагогов в ДОУ | Март апрель | Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Эксперименты и опыты
Притягивает - не притягивает | |
Анализ работы по самообразованию | Май | Отчет о результатах работы по самообразованию. | Экспериментирование с песком Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Эксперименты и опыты
Предоставила отчет |
Закрепление изученного материала в процессе самообразования. | Июнь-август | Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период). | Продолжитла работу по познавательному развитию детей. Распространила опыт работы через интернет-сайты, статьи в периодических изданиях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»
В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поис...
Программа по самообразованию по теме:"Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"
В программе подробно описано как можно работать по данной теме....
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....
План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"
Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...
План по самообразованию по теме "Экспериментирование, как средство познавательного развития ребёнка"
План по самообразованию по теме "Экспериментирование, как средство познавательного развития ребёнка"...
Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...