План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_v_sredney_gruppe.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
детского сада №8 «Зоряночка»
С. Ю. Месикова
2017 год
План по самообразованию на тему:
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Николаева Наталия Ивановна
г. Ессентуки
2017 – 2018 год.
ЦЕЛЬ:
1. Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование».
2. Повышение профессионального мастерства.
3. Повышение собственного общекультурного уровня развития.
4. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Актуальность:
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Месяц | Содержание работы | Область применения |
Сентябрь | 1.Создание плана работы. 2. Подбор материала по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»; 3. Постановка целей и задач по данной теме. | 1.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность» 2.Анкетирование родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». 2.Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. |
Октябрь | 1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования. 3. Изучение статьи Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». . | 1. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» 2. «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» 3. Практические опыты с детьми с бумагой. 4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» |
Ноябрь | 1. Проработать пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. | 1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. 2.Консультация для родителей на тему: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей» 3.Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо. 4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко» |
Декабрь | 1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой) 2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | 1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) 2.Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» 3.Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. |
Январь | 1. Работа с Интернетом (nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов. 2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
| 1. Подборка материала для консультаций родителям по теме. 2.Формирование картотеки опытов и экспериментов. 3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами. 4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» |
Февраль | 1. Посещение детского сада № 15 2. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007. | 1.Знакомство с опытом коллег по теме самообразования; обмен опытом. 2. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом. 3. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» |
Март | 1. Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». 2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана) | 1.Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». 2.Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) 3.Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды) |
Апрель | Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | 1. Проведение с детьми опытов и экспериментов. 2.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях» |
Май | Самоанализ плана самообразования | Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег. |
Примечания:
Посещение городских методических объединений в течение года.
Регулярно пополнять и видоизменять развивающую среду в группе.
Список литературы, рекомендуемой для изучения данной темы.
1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
2. Э. Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)
6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)
7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
10. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод. рекомендации» издательство Арки 2005 год.
13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на год 2018-2019 "Проектная деятельность, как средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
самообразование воспитателей...
План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Отчет по самообразованию Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Журнал самообразования на 2021-2022 учебный год Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»
Журнал самообразования на 2021-2022 учебный годТема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»...
Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"
Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...
План по самообразованию «Тико - моделирование, как инновационное средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель:1. Повысить свой профессиональный уровень по средством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса конструирования», которая является программой технической н...
Проект «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскаж...
- Мне нравится (2)