План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Николаева Наталия Ивановна

Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_v_sredney_gruppe.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада №8 «Зоряночка»

С. Ю. Месикова

  2017 год

План по самообразованию на тему:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Воспитатель

высшей квалификационной  категории

Николаева Наталия Ивановна

г. Ессентуки

2017 – 2018 год.

ЦЕЛЬ:

1. Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование».

2. Повышение профессионального мастерства.

3. Повышение собственного общекультурного уровня развития.

4. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Актуальность:

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Месяц

Содержание работы

Область применения

Сентябрь

1.Создание плана работы.

2.  Подбор материала  по теме:

 «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»;

3.  Постановка целей и задач по данной теме.

1.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность»

2.Анкетирование родителей на тему:

«Детское экспериментирование в семье».

2.Дополнение  развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

Октябрь

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования.

3. Изучение статьи  Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет».

.

1. Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми  дома»

2. «Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

3. Практические опыты с детьми с бумагой.

4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений»

Ноябрь

1.  Проработать  пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

2.Консультация для родителей на тему:

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей» 3.Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо.

4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко»

Декабрь

1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

1.Консультация для родителей на                            

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2.Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

3.Пополнение  «Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

Январь

1. Работа с Интернетом

(nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов.

2. Изучение  статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

 

1. Подборка материала для консультаций родителям по теме.

2.Формирование картотеки опытов и экспериментов.

3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами.

4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка»

Февраль

1. Посещение детского сада № 15

2. Изучение пособия Тугушевой  Г. П., Чистяковой  А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.

1.Знакомство с опытом коллег по теме самообразования; обмен опытом.

2. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом.

3. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

Март

1. Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана)

1.Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

2.Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

3.Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды)

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

1. Проведение с детьми опытов и экспериментов.

2.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях»

Май

Самоанализ плана самообразования

Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег.

Примечания:

Посещение городских методических объединений в течение года.

Регулярно пополнять и видоизменять развивающую среду в группе.


Список литературы,   рекомендуемой для изучения данной темы.

1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

2. Э. Г. Пилюгина

«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез»,  2003 год.

3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)

6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)

7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

10. «Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» («Метод.  рекомендации» издательство Арки 2005 год.

13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....

Отчет по самообразованию Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....

Журнал самообразования на 2021-2022 учебный год Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Журнал самообразования на 2021-2022 учебный годТема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной  активности детей среднего возраста»...

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...

План по самообразованию «Тико - моделирование, как инновационное средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Цель:1. Повысить свой профессиональный уровень по средством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса конструирования», которая является программой технической н...

Проект «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскаж...